Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3, 4 класс)

Цыпкайкина Мария Евгеньевна

Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_ispravlennaya.docx76.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа»

 Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №_____

от «___» _______ 2019 г.

Руководитель ТМЦО

___________/Червякова Т.В./

Согласовано

Зам. директора по УР  

____________ /Глухова Е.А./ «___» ________ 2019 г.

 

Утверждаю

 Директор школы

____________ / Учватова Д.В./

«___» __________ 2019 г.

                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Русский язык»

3 класс (1 ступень)

Разработана на основе авторской программы

В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык»

УМК «Школа России» 2011

Составитель: учитель начальных классов

Цыпкайкина Мария Евгеньевна

2019-2020 уч. год

             п. Левженский

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программой В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкина «Русский язык: (из сборника рабочих программ  «Школа России»)   М.: «Просвещение»,2011г., к учебнику Канакина В.П., Русский язык. 3 класс . М.: «Просвещение», 2013г.(ч1,ч2), требованиями  Примерной основной образовательной программы МБОУ «Приреченская СОШ» на 2019-2020 уч. год.

Курс «Русский язык» в 3 классе рассчитан на 136 ч. (3,75 часов в неделю, 34 учебные недели), по учебному плану 0,25 (9 часов) отходит на Родной язык.

Цели и задачи

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена

  • на развитие и совершенствование содержания образования и на его реализацию в учебном процессе,  изложенных в Образовательной программе начального общего образования,
  • на развитие познавательной сферы,
  • на развитие коммуникативной сферы (групповые и дифференцированные формы работы с классом, способствующие формированию культуры речи, общения; участие в проектной деятельности);
  • на развитие здоровьесберегающих навыков (деятельностный подход, физкультминутки на уроках, организация динамических пауз, спортивные игры);
  • на развитие ИКТ-компетенций (выполнение тренировочных упражнений с детьми на компьютере и интерактивной доске, демонстрация презентаций  по отдельным темам).

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке на основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа соответствует ФГОС. Уровень – базовый.

Данный предмет входит в образовательную область «Филология».

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческимисведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников, созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра, с учётом замысла адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.),  развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова, как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

     Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

     В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

     Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. 

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ   3 КЛАСС (136 ч)

Язык и речь (2 ч)

Текст. Предложение. Словосочетание (11 ч)

Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложений.

Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов И, А, НО, текстовых синонимов. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте.

Слово в языке и речи (18ч)

Состав слова (14 ч)

Общее понятие о значимых частях слова – о корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения за изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Суффикс как значимая часть слова. Наблюдения за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов, и их употреблением в речи. Правописание (ознакомление).

Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об- (обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во), с- (со-), вы-, пере-. Употребление в речи слов с приставками. Приставки и предлоги (сопоставление).

Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.

Правописание частей слова (23ч)

Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Способы проверки орфограмм в корнях слов (сопоставление).

Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова. Разделительный Ъ в словах с приставками. Сопоставление разделительных Ъ и Ь. Правописание парных звонких и глухих согласных. Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Чередование согласных в корне слова.  Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. Слова с безударной гласной Е, проверяемой гласной Ё. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

Части речи. (61ч)

Имя существительное (27 ч)

Общее знакомство с частями речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги; местоимения, наречия, числительные, союзы – ознакомление).

Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имен существительных: солнце, озеро. Изменение имен существительных по числам и падежам. Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Мягкий знак (ъ) после шипящих на конце имен существительных женского рода и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода. Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе.

Имя прилагательное (15 ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ИЙ, -ЫЙ, -ОЙ, -АЯ, -ЯЯ, -ОЕ, -ЕЕ, ИЕ, -ЫЕ.

 Местоимения (4ч)

 Местоимение как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении Личные местоимения. Изменения личных местоимений по родам.

Глагол (14ч)

Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление, без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание НЕ с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Повторение в конце учебного года (7 ч)

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.

Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные Ъ и Ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Слова с непроверяемыми написаниями

Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, килограмм, квартира, коллектив, коллекция, комната, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, поток, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, радио, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, столица, трактор, трамвай, ужин, чёрный, четверг, четыре, чувство, шоссе.

Планируемые результаты изучения курса «Русский язык». 3 класс

Личностные результаты

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

  • Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
  • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
  • осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
  • осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
  • выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
  • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
  • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

  • Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
  • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики,морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомиться с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать за словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;
  • разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).



Календарно-тематическое планирование по русскому языку

(4 часа в неделю, русский язык – 136 ч )

Название раздела. Тема урока

Кол-во час

Тип урока

Форма контроля

Дата

Характеристика деятельности учащихся

план

факт

Язык и речь

2

Познавательные  - осознавать познавательную задачу, решать её под руководством учителя  - осознанно строить сообщения в устной форме                

Регулятивные-формулировать и удерживать учебную задачу              

Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач ,строить монологичное высказывание

.Личностные  1.Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.  

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

1

Наша речь. Виды речи

1

Изучение нового матер

Фрон

опрос

2

Наш язык

1

комб

Фронт., индив.

ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

12

Познавательные поиск и выделение информации

Научиться различать текст и набор предложений, определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

 выделять части текста и обосновывать правильность их выделения

выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

 находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения

наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте, составлять предложения.такого типа.

классифицировать предложения по цели высказывания

соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию в конце предложения.

классифицировать предложения по интонации

находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи

анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.

устанавливать связь слов в предложении, различать и выделять главные и второстепенные члены предложения

различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения; разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам

различать простое и сложное предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения, составлять из двух простых предложений одно сложное

различать словосочетание и предложение, выделять в предложении словосочетание, устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.преобразовывать практическую задачу в познавательнуюсоставлять план и последовательность действийиспользовать речь для регуляции своего действия

Коммуникативные - ставить вопросы и обращаться за помощью.проявлять активность строить понятные для партнёра высказывания-строить монологичное высказывание.

.Личностные  1.Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.  

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

3

Текст. Типы текстов

1

комб

Фронт.и индив.

работа

4

Предложение. Виды предложений по цели высказывания

1

комб

Фронт.и индив.

работа

5

Виды предложений по интонации

1

комб

Фронт.и индив.

работа

6

Предложения с обращением

1

комб

Фронт.и индив. работа

7

Входной контрольный диктант

1

контроль

диктант

8

Главные и второстепенные члены предложения  

1

комб

9

Главные и второстепенные члены предложения  

1

комб

индив.

работа

10

Простое и сложное предложения

1

комб

Фронт.и индив.

работа

11

Простое и сложное предложения.

Контрольное списывание

1

контроль

списывание

12

Словосочетание

1

комб

Сл. дикт

Фронт.

работа

13

Словосочетание 

Словарный диктант

1

комб

Фронт.и индив.

работа

14

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

контроль

диктант

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

18

15

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

1

комб

Фронт.

работа

16

Синонимы и антонимы

1

комб

Фронт.и индив.

работа

17

Омонимы

Словарный диктант

1

комб

Фронт.и индив.

работа

18

Слово и словосочетание

1

комб

Фронт. и индив.

работа

19

Фразеологизмы.

Проверочная работа.

1

комб

Фронт. и индив.

работа

20

Обучающее изложение

1

Развитие речи

Обуч.

излож

21

Редактирование изложений. Части речи

1

комб

Фронт.

работа

22

Имя существительное

1

комб

Слов.

дикт

23

Имя прилагательное

1

комб

Фронт. и индив.

работа

24

Глагол

1

комб

Фронт

работа

25

Что такое имя числительное?

Проверочная работа

1

комб

Фронт.

работа

14.10

26

Однокоренные слова

1

комб

Фронт и индив.

работа

16.10

27

Звуки и буквы. Гласные звуки

1

комб

Фронт.

работа

17.10

28

Звуки и буквы. Согласные звуки.  Словарный диктант

1

комб

Фронт.

работа

18.10

29

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

1

комб

Фронт. и индив.

работа

22.10

30

Обучающее изложение

1

Раз речи

Обуч.изл

24.10

31

Редактирование теста. Обобщение изученного Проект «Рассказ о слове»

1

Обобщение и систем

проект

Фронт.

работа

25.10

32

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

1

Контроль знаний

дикт

23.10

Состав слова

14

Принимать и сохранять  учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи.   Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.  Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу.

Оценивать результаты своей деятельности

33

Работа над ошибками. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

1

комб

Фронт.

работа

34

Словарный диктант

Сложные слова

1

комб

Слов.дик Фронт.

работа

35

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

комб

Фронт.

работа

36

Окончание слова

1

комб

Фронт.

работа

37

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1

комб

Фронт.

работа

38

Значения приставок Проверочная работа по теме «Окончание. Приставка как значимая часть слова»

1

комб

Фронт.

работа

39

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

комб

Фронт. и индив.

работа

40

Значения суффиксов Проверочная работа по теме «Суффикс как значимая часть слова»

1

комб

Фронт.

работа

41

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

1

Развитие речи

сочин

42

Редактирование текста. Что такое основа слова?

1

комб

Фронт.

работа

43

Обобщение знаний о составе слова

1

Обобщение и системат

Фронт. и индив.

работа

44

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1

Контроль знаний

дикт

45

Обучающее изложение

1

Развитие речи

Обуч

.излож

46

Редактирование текста и работа над ошибками. Проект «Семья слов»

1

Проект деят

презентация

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА

23

Принимать и сохранять  учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи.   Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.  

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Оценивать результаты своей деятельности

47

Словарный диктант

В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне

1

комб

Слов.

дикт

48-49

Правописание слов с безударными гласными в корне Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне слова»

2

комб

Фронт. и индив.

работа

50-51

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне Проверочная работа по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

2

комб

Фронт.

работа

52

Обучающее изложение

1

Развитие речи

Обуч.

излож

53-54

Редактирование текста. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Проверочная работа по теме «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»

2

комб

Фронт. и индив.

работа

55-56

Словарный диктант

Правописание слов с удвоенными согласными

2

комб

Слов.

дикт

57

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

1

Развитие речи

сочин

58

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

1

контроль

дикт

59-61

Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант

3

комб

Фронт и индив.

работа

62-63

Правописание приставок и предлогов Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов, приставок и предлогов

2

комб

Фронт.

работа

64

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

1

комб

Фронт.

работа

65

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

1

контроль

дикт

66-67

Работа над ошибками. Словарный диктант

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

2

комб

Слов.

Дикт

68

Обучающее изложение

1

Развитие речи

Обуч.

излож

69

Проект «Составляем орфографический словарь»

1

Проект деят

презентация

 ЧАСТИ РЕЧИ

61

Принимать и сохранять  учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи.  Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению). Находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Определять число имен существительных. Изменить форму числа имен существительных. Распознавать имена существительные, изменение форму одного числа.  Определять род имен существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Определять падеж имен существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлоге. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать  внешние сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.). Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Писать диктант и проверять написанное.  Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.  Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных.  Определять форму числа имен прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имен прилагательных по падежам». Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке «Порядок разбора имени прилагательного». Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределенную. форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ.

Оценивать результаты своей деятельности

70

Части речи

1

комб

Фронт.

работа

Имя существительное

27

71-72

Значение  и употребление имен существительных в речи.

2

комб

Фронт. и индив.

работа

73

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

комб

Фронт.

работа

74

Обучающее изложение

1

Развитие речи

Обуч

.излож

75-76

Редактирование текста Собственные и нарицательные имена существительные.  Проверочная работа по теме «Одушевленные и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные»

1

комб

Фронт. и индив.

работа

77-78

Словарный диктант

Число имён существительных

2

комб

Слов.

дикт

79-80

Род имён существительных Контрольное списывание

1

комб

Фронт. и индив

работа

81-82

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

2

комб

Фронт.

работа

83

Обучающее изложение

1

Развитие речи

Обуч.

излож

84

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

Контроль знаний

дикт

85

Работа над ошибками. Склонение имён существительных

1

комб

Фронт.

работа

86

Падеж имён существительных

1

комб

Фронт. и индив.

работа

87

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

1

Развитие речи

сочин

88

Редактирование текста Именительный падеж

1

комб

Фронт.

работа

89

Словарный диктант

Родительный падеж

1

комб

Слов.

дикт

90

Дательный падеж

1

комб

Фронт.

работа

91

Винительный падеж

1

комб

Фронт. и индив.

работа

92

Творительный падеж

1

комб

Фронт.

работа

93

Предложный падеж

Проверочная работа по теме «изменение имен существительных по падежам»

1

комб

Фронт.

работа

94

Обучающее изложение

1

Развитие речи

Обуч

.излож

95

Обобщение изученного. Проект «Зимняя страничка»

1

Проект

презент

96

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

1

Развитие речи

сочин

97

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных»

1

Контроль знаний

дикт

Имя прилагательное

15

98-99

Словарный диктант

Значение и употребление имён прилагательных в речи

2

комб

Слов.

дикт

100

Роль прилагательных в тексте

1

комб

Фронт.

работа

101

Текст-описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна- Лебедь»

1

Развитие речи

сочин

102

Редактирование текста

 Род имён прилагательных

1

комб

Фронт.

работа

103-104

Изменение имён прилагательных по родам

2

комб

Фронт. и индив.

работа

105

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

контр

дикт

106-107

Число имён прилагательных

2

комб

Фронт.

работа

108-109

Изменение имён прилагательных по падежам

2

комб

Фронт. и индив.

работа

110

Словарный диктант

Обобщение изученного

1

Обобщение

Слов.

дикт

111

Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»

1

Разв речи

сочин

Местоимение

4

112

Личные местоимения

1

комб

Фронт.

работа

113

Изменение личных местоимений по родам

1

комб

Фронт.

работа

114

Местоимение 

Проверочная работа «Личные местоимения»

1

комб

Фронт. и индив.

работа

115

Обучающее изложение

1

Развитие речи

Обуч

.излож

Глагол

14

116-117

Редактирование текста Значение и употребление глаголов в речи

2

комб

Фронт. и индив.

работа

118-119

Словарный диктант

Неопределённая форма глагола

2

комб

Слов.

дикт

120

Число глаголов

1

комб

Фронт.

работа

121

Времена глаголов

1

комб

Фронт.

работа

122

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов

1

комб

Фронт.

работа

123

Изменение глаголов по временам

Словарный диктант

1

комб

Фронт. и индив.

работа

124

Обучающее изложение

1

Развитие речи

Обуч

.излож

125

Работа над ошибками. Род глаголов в прошедшем времени

1

комб

Фронт.

работа

126

Правописание частицы не с глаголами

1

комб

Фронт. и индив.

работа

127-128

Обобщение знаний

Проверочная работа по теме «Глагол. Времена глаголов»

2

Обобщение

Слов.

дикт

129

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Контроль знаний

дикт

 ПОВТОРЕНИЕ

7

Принимать и сохранять  учебную задачу урока.. Находить в словах разные орфограммы. Правильно применять их при написании.. Находить в слове согласные звуки, определять их признаки Распознавать части речи  среди других слов по обобщённому лексическому значению и вопросу. Ставить вопросы.. Выбирать знак для обозначения конца предложения и обосновывать его выбор. Осознавать связь слов в предложении.  Составлять предложения из слов, объединяя их по смыслу, и располагая  слова в предложении  в соответствии с данной схемой предложения. Составлять предложения из слов, данных в начальной форме и  добавляя новые слова.Определять границы предложения в тексте, предложенном учителем на слух. Выбирать знак для обозначения конца предложения и обосновывать его выбор..  Составлять предложения из слов, объединяя их по смыслу, и располагая слова в предложении  в соответствии с данной схемой предложения.Обосновывать правильность написания выделенных орфограмм в прочитанных текстах.. Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное. Выполнять грамматические задания. Оценивать свои достижения при выполнении заданий урока. Проверять правильность выполненной работы. Работать с текстом: определять его тему и главную мысль, записывать заголовок и составленный текст.

130

Части речи

1

комбинир

Фронт, индиви

131

Правописание окончаний имён прилагательных

1

комб

Фронт., индивид

132

Итоговый контрольный диктант

1

Контроль знаний

дикт

133

Правописание приставок и предлогов

1

комб

Фронт., индив

134

Правописание безударных гласных

1

комб

фронт

135

Итоговая контрольная работа

136

Текст. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

1

Развитие речи

сочин


Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузкауч-ся, ч.

Теоретическое обучение, ч

Контр. раб,(диктант), ч

Контрспис, ч

Разв. речи, ч

Проектная работа, ч.

Словарный диктант

излож.

сочин.

I.

Язык и речь

2

2

II.

Текст. Предложение. Словосочетание .

11

10

1

1

1*

III.

Слово в языке и речи

18

15

1

2

1

1*

IV

Состав слова

14

10

1

1

1

1

1*

V

Правописание частей слова

23

17

2

2

1

1

3*

VI

Части речи

61

45

4

1

5

4

 3

6*

VII

Повторение

7

5

1

1

1*

 

Итого

136

104

10

2

17

6

13*

*- входит в максимальную нагрузку и теоретическое обучение


Приложение

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • Словесные, наглядные, практические.
  • Индуктивные, дедуктивные.
  • Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  • Самостоятельные, несамостоятельные.

Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  • Стимулирование долга и ответственности в учении.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Устный контрольный самоконтроль.
  • Индивидуальный и фронтальный опрос
  • Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
  • Работа в паре, в группе. (взаимо и самооценка)
  • Контрольное списывание
  • Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
  • Срезовые работы (тесты)
  • Творческие работы (сочинения, изложения)

СИСТЕМА ПРОВЕРОЧНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ

Сроки проведения контрольных работ

В начале учебного года во 2 – 4-х классах проводятся входные контрольные работы – для  фиксации первоначального результата  (сентябрь).

Итоговые контрольные работы по русскому языку проводятся во 2 – 4-х классах:  

конце 1 четверти – для  определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (октябрь);

конце 2 четверти – для  определения уровня формирования предметныхУУД  по изученным темам (декабрь);

конце 3 четверти – для  определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (март);

 конце года – для  сравнения результатов и определения уровня усвоения стандарта начального общего образования  (апрель – май).

Форма проведения контрольных работ

Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по  русскому языку.

Содержание контрольных работ

Тексты контрольных работ составляются:

  • начало учебного года с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;
  • конец 1, 2 и 3 четверти с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;
  • конец учебного года в соответствии со стандартом начального общего образования.

Учебная четверть

Количество слов в тексте

Контрольное изложение

Контрольное списывание

Тематическая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

I

40 – 45

-

1

4

1

1II

45 – 50

-

-

1

III

50 – 55

-

-

1

IV

55 – 60  

-

1

1

Год

55 - 60

-

2

4

Итого за год

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...