Урок русского языка во 2 классе "Правописание предлогов с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сафина Эльмира Зинатулловна

Цели:

Образовательная цель урока, формирование представлений о предлоге, как части речи и его роли в предложении, решалась на протяжении всего урока: дети находили предлоги, доказывали, что это, именно, предлоги.

Воспитательная цель: воспитание интереса к обучению, чувства коллективного сопереживания и сотрудничества, сплоченности, культуры общения. Это наблюдается в работе в парах, в группах.

Развивающая цель: формирование умения принимать участие в обсуждении поставленных вопросов, развитие мышления, внимания, памяти, наблюдательности, письменной и устной речи учащихся через построение собственных высказываний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект

открытого урока русского языка

во        2        классе

по теме:

«Правописание предлогов с существительными»

Учитель: Сафина Эльмира Зинатулловна

МБОУ «СШ № 5», г.  Новый Уренгой

Цели:

Образовательная цель урока, формирование представлений о предлоге, как части речи и его роли в предложении, решалась на протяжении всего урока: дети находили предлоги, доказывали, что это, именно, предлоги.

Воспитательная цель: воспитание интереса к обучению, чувства коллективного сопереживания и сотрудничества, сплоченности, культуры общения. Это наблюдается в работе в парах, в группах.

Развивающая цель: формирование умения принимать участие в обсуждении поставленных вопросов, развитие мышления, внимания, памяти, наблюдательности, письменной и устной речи учащихся через построение собственных высказываний.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог только с именем существительным или местоимением; устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога; применять правила правописания.

Ход урока

І. Организационный момент.

-Садитесь дети.

  • Нам предстоит большая, интересная работа.

Звучит музыка и актёр читает стихотворение А. Плещеева «Сельская песенка»

  • На этом уроке мы в царстве весны.

ІІ. Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

  • Откройте рабочие тетради и запишите дату и «Классная работа».

    - Ребята, сегодня свою работу вы будете оценивать на «Листах оценивания», используя цветные карандаши.

Зелёный – справился

Жёлтый – испытывал затруднения

Красный – не справился

-Чтобы работа наша была чистая, аккуратная, разомнём ручки и проведём минутку чистописания.

Снова птицы летят издалёка

  • берегам, расторгающим лёд, Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

  • Эти красивые строки написал Афанасий Фет.

- Несколько птиц залетели к нам на урок и принесли задание для чистописания.

На доске появляются силуэты птиц с написанными соединениями и словами.

Пп   на   пти   вес

птицы весну принесли        тёплую на крыльях

- Птички совершили длинный перелёт, устали, дадим им напиться.

 ( правая рука держит ручку и стоит на локте, под счет «раз-два» рука сгибается в запястье так, как будто птичка наклоняет головку и пьет)

(Дети делают упражнение для кисти руки «птичка пьёт воду», далее записывают соединение букв).

-А теперь запишите красиво соединения букв.

  • Составьте из слов предложение о птицах. Запишем его. 

Птицы принесли тёплую весну на крыльях.

(1 человек записывает на доске и выполняет дополнительные задания).

  • Назовите главные члены предложения.
  • Какие знакомые части речи встретились в словах? Назовите и докажите.
  • Какое слово здесь самое короткое?  (на)
  • Как мы называли такие слова? Предлог.

ІІІ. Постановка цели и темы урока.

  • Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о предлоге) Будем учиться находить их в предложениях.

 

  1. ОЦЕНИВАНИЕ на листах

ІV. Словарно-орфографическая работа.

  • Но прежде, вспомним то, что уже знаем – словарные слова и некоторые орфограммы.

Повторяем то, что знаем.

Что умеем – вспоминаем.

  1. «Игра «Ты- мне, я – тебе». Работа в парах.

Дети пишут на листочках по 3 слова из словаря, пропустив орфограмму, и обмениваются. Вставляют буквы в карточке и отдают на проверку соседу.

2.ОЦЕНИВАНИЕ на листах (взаимооценивание).

  1. - Молодцы, ребята! А я вам тоже приготовила слово из словаря, только сначала отгадайте его.

На слайде

  • белом сарафане Встала на п..ляне , Л…тели птицы, Сели на к…сицы .

- Что это? (берёза)

 Какие слова помогли вам об этом догадаться? (белый сарафан, косицы)

Запишите загадку, отгадку, выделите орфограммы.

Дети самостоятельно выполняют.

Проверка. «на поляне» «косицы»

3.ОЦЕНИВАНИЕ на листах

V. Работа по теме урока.

Найдите в стихотворении предлоги, докажите. (в, на)

- Что вы знаете о предлогах?

- Перед какой частью речи не бывает предлогов?  (Перед глаголами)

На доске появляется таблица с предлогами. (предлоги из правила учебника)

Предлог – с греческого языка означает «перед словом». Обратите внимание, предлоги стоят перед словами. Всего в русском языке около 200 предлогов. Но пока нам нужно запомнить написание этих предлогов.

VІ. Закрепление.

Работа в группах.

-Вставить предлоги и выразительно загадайте загадки.

    1-я группа:

Снег … лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
… крыши прямо … дорогу
Звонко капает … (капель)

2-я группа:

Вместе … этой черной птицей
… нам весна … окно стучится.
Огороду, полю — врач,
Кто … пашне скачет? (Грач)

3– я группа:

Что … чудо красота!

Расписные ворота.

Показались … пути!

…них ни въехать, ни войти. (Радуга)

Проверка: представители групп зачитывают загадки и отгадки.

4.ОЦЕНИВАНИЕ на листах

Физминутка.

VІІ. Выяснение роли предлогов в речи.

Учитель:

- Открываем учебники на стр.109 упражнение 186 (устно), по заданию

  • Зачем нужны были предлоги? (Без них непонятен смысл предложений. Нет связи между словами.)
  • Для чего же служат в речи предлоги? Как доказать, что это предлог? (Между предлогом и словом можно поставить другое слово) Задание: списать 5 и 6 предложение.

5. ОЦЕНИВАНИЕ на листах.

Учитель: А теперь отгадайте мою загадку.

  • домик свой скворец вернулся,
  • в лесу медведь проснулся.
  • небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел? ( Апрель)

Работа по учебнику. Стр.109

-Обратите внимание на слово «АПРЕЛЬ» . Что вы знаете об этом слове?

Что оно обозначает?

(Второй месяц весны) Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)

Справка: родина слова «АПРЕЛЬ» - древний Рим. Оно означает «тёплый, солнечный»

На Руси этот месяц называли снегогоном, водолеем.

Апрель – месяц живой воды, бурного пробуждения и расцвета природы.

-Как вы думаете, почему это слово мы будем относить к словарным словам?

Запишем это слово в тетрадь.

Поставим ударение.

Определим количество слогов, букв, звуков.

Апрель – 2 слога (ап-рель), 6 букв, 5 звуков.

VІІІ. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

ІХ. Закрепление.

  1. Нахождение предлогов в потоке речи.   (Запись пение птиц)

Весна, весна, весна везде!

В звериной норке и в гнезде!

-Птицы прилетели из тёплых стран. Где же им жить? Давайте повесим на нашу берёзу скворечник. Кто в нём поселится? (скворец)

Познавательная минутка.

А

знаете  ли  вы,  что

обыкновенный  скворец

-  птица

небольшая. Длина тела до 21сантиметра. Размах крыльев

около  39

сантиметров. Вес примерно равен 75 граммам. Семейство скворцовых включает в себя более 100 видов. Скворцы являются всеядными птицами, то есть эти птицы употребляют как пищу растительного, так и животного происхождения. За гнездовой период семья, только одного скворца, уничтожает около 8 тыс. майских жуков и их личинок.

Они могут подражать жаворонкам, перепелам, варакушкам, ласточкам, иволгам, дроздам, сойкам камышовкам и др. птицам. Обыкновенные скворцы способны даже воспроизводить кваканье лягушки.

На берёзу прикрепляем скворечник со скворцом.

-Скворец и скворечник – как называются эти слова? (родственные или

однокоренные) Докажите это.

Стихотворение на слайде

 (Текс на слайде но предлоги записаны слитно!)

Задание: найдите слова с предлогами. Как их написать со словами.

Новосёла дом сосновый встретил раннею весной.

Поселился в доме скоро скворушка наш дорогой.

  • скворечника скворец, первый житель-удалец. (За) скворечник (за)летел, (под) скворечник (под)летел.

(На) скворечнике сидел, всю округу (о)глядел.

«Дом на славу удался, долго жить (в) нём буду я».

Учитель:        А «Я» - это маленькое слово тоже ПРЕДЛОГ?

  1. Познавательная минутка.
  • Вот и остался скворушка жить на нашей берёзе.

Ни в одной стране нет столько берёз, сколько у нас. Мила она русскому человеку.

Берёза – и в песнях, и в загадках, и в сказках. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит.

  • Какую пользу приносит берёза?

*Из почек приготовляют лекарства.

*Из ветвей делают веники.

*Из бересты народные умельцы мастерят туески и лукошки для сбора грибов и ягод.

*Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке.

*Из древесины берёзы изготовляют фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус, скипидар.

-Ребята, а мы ещё не сказали о берёзовом соке. Издавна люди употребляют этот природный напиток. Но добывать берёзовый сок нужно осторожно. Раненое дерево истощается, а запасы сока нужны для образования молодых ветвей и листьев. Через ранку в стволе попадают микробы и вызывают болезни дерева. Вот как важно беречь берёзы.

3. Рефлексия.

ТЕСТ-ОПРОС

Х. Итог урока.

-Подведём итог нашего урока. О какой части речи мы сегодня говорили? (о предлогах)

  • Что вы о них узнали? Для чего нужны предлоги в речи?
  • И в завершение послушайте стихотворение.

Читает наизусть 1 ученик.

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

  • должен твёрдо знать урок:
  • нас учитель строгий!
  • я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»? Что значит – «за»?

  • «за» и «по» - предлоги!

Учитель: урок закончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация + конспект урока русского языка по теме: Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.2 класс. Школа 2100.

Урок изучения нового. Материал преподносится детям в занимательной, игровой форме, построенной на элементах драматизации.На уроке ученики вместе с Буратино и Мальвиной повторят изученные части речи и ...

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."

Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...

Конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»

В данном материале размещен конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»...

Конспект урока русского языка по теме "Предлоги. Правописание предлогов". 2 класс.УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан с использованием  эффективных образовательных технолоий: проблемного обучения ( на этапе формулировки темы и целей), укрупнения дидактических единиц ( на этапе словарной работы). ...