Презентация: "Ударение"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Закрепление понятие "ударение,ударный слог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_udarenie.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия «Занимательная грамматика»

3 «а» класс

Тема: «Чудесные превращение слов: ударение, ударный слог»

Цель: закрепление навыка нахождения ударного слога в словах

Задачи:

Образовательные:

  • показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов;

Развивающие:

Развивать:

  • речь;
  • память;
  • мышление;
  • мелкую мускулатуру пальцев рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к родному языку, внимание и усидчивость при выполнении письменной работы.

Тип занятия: закрепление раннее изученного материала.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, рабочая тетрадь, учебник.

Ход урока

1. Орг.момент

У: Ребята, давайте встанем, поздороваемся. Добрый день, я проведу у вас занятие по занимательной грамматике. Проверьте, готовы ли вы к уроку. Садитесь.

2. Чистописание

У: Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте слоги.

У: На доске написаны слоги, прочитайте их.                                                          Д: ев, он, ля.                                                                                                                          

У: Назовите слог, в котором буквы пишутся со средним соединением.                         Д: ев.                                                                                                                                 У: Назовите слог, в котором буквы пишутся с верхним соединением.                           Д: он.                                                                                                                                  У: Назовите слог, в котором буквы пишутся с нижним соединением.                            Д: ля.                                                                            

3. Словарно – орфографическая работа

П_ртфель, м_г_зин, п_льто. 

У: Прочитайте слова сначала про себя и поставьте ударение, найдите и подчеркните орфограммы.

У: Как называются эти слова?

Д: Словарные.

У: Читаем по 1 слову. Называем слово, говорим какую букву вставили, читаем по слогам, называем сколько слогов в слове, называем какой слог ударный.

Д: ПортфЕль.

У: Какую букву вставил?

Д: О.

У: Прочитай по слогам.

Д: Порт – фель.

У: Сколько слогов в слове?

Д: Два.

У: Как называется гласный, на который падает ударение?

Д: Ударный.

У: Какой слог ударный?

Д: 2 слог.

У: А остальные гласные как называются?

Д: Безударные.

У: Называем слово, говорим какую букву вставили, читаем по слогам, называем сколько слогов в слове, называем какой слог ударный, какая орфограмма в остальных словах.

Д: МагазИн.

У: Какие буквы ставил?

Д: А, а.

У: Прочитай по слогам.

Д: Ма – га – зин.

Д: Три слога.

Д: Ударный слог  - третий.

Д: В первом и втором безударных слогах орфограмма Безударная гласная, непроверяемая ударением: ма и га.

Д: ПальтО.

Д: Вставил букву а.

Д: Паль - то.

Д: Два слога.

Д: Второй слог – ударный.

Д: Орфограмма в первом слоге - Безударная гласная, непроверяемая ударением.

4. Актуализация знаний

У: Посмотрите, пожалуйста, на слайд. На слайде изображены картинки, вы должны догадаться, что на них изображено. Мне нужен один помощник, который будет показывать правильный ответ на доске.

У: Ребята, посмотрите на слова, которые у нас получились. Попробуйте из первой буквы каждого слова, составить слово, которое будет темой нашего урока.

У: Как звучит тема нашего урока?                                                                                      

Д: Ударение.                                                                                                                        

У: Скажите, вы встречались уже с таким понятием?

Д: Да.

У: Сколько в слове бывает ударных слогов?

Д: Один.

У: Как определить ударный слог?

Д: Ударный слог тянется дольше, произносится громче и сильнее.

У: Как обозначается ударный слог?

Д: Ставится знак ударения над ударной гласной.                  

Улитка, дождь, арбуз, рыба, енот, нож, игла, ель. 

5. Основной этап урока

У: Чтобы узнать, чему будем учиться на уроке, обратимся к нашей корзине идей. (Показываю на слайде)

-Продолжите вопрос…

Д: Что.. такое ударение?

    Какой..   слог в слове может быть ударным?

    В чём заключается.. роль ударения?

    Почему…  в некоторых словах знак ударения не ставится?

У: Прочитайте первый вопрос.

Д:  Что такое ударение? 

Д: Ударение – это…

У: Это выделение голосом одного из слогов в слове.

У: Ответим на следующий вопрос: 

У: Какой слог в слове может быть ударным? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним задание.

У: Первая колонка выписывают слова с ударением на первом слоге, вторая колонка на втором слоге, третья на третьем слоге.

У: Начинаем проверять с первой колонки. (Читает слово, прочитай по слогам, прочитай ударный слог)

Статуя, слониха, лесник, документ, эксперт, облегчить, предложить, алфавит, звонит, километр, фарфор, предмет, ноутбук, солнце, небо.

У: Какой слог может быть ударным?

Д: Любой. В русском языке у ударения нет постоянного места.

У: В русском языке ударение является свободным.

Д: Какова роль ударения? 

На экране появляется слово замок.

У: Ребята, у вас на партах лежат листочки. Нарисуйте на них предмет, который называет это слово. Произносить это слово нельзя.

У: Поднимите рисунки и покажите, что получилось.

У: Почему рисунки у вас получились разные? Как вы думаете?

Д: Потому что ударение падает на разные слоги, а мы не знали, какой слог в этом слове ударный.

У: Поднимите карточки те, кто нарисовал замОк.

Д: Поднимают карточки.

У: Какой слог ударный в слове замок?

Д: 2 слог.

У: Поднимите карточки те, кто нарисовал зАмок.

Д: Поднимают карточки.

У: Какой слог ударный в слове замок?

Д: 1 слог.

У: Если ударение поставить на 1 слог, то о чем будет говориться?

Д: Будет  говорится о здании/ доме/ дворце – зАмок.

У: А если поставить на последний слог, то говорится о..

Д: О предмете, которым закрывают дома двери - замОк.

У: Что помогает нам различить значение слов замОк и зАмок?

Д: Ударение.

У: А сейчас мы поиграем. Я называю слова, если в слове ударение падает на 1 слог, встаёте, если на 2 слог, топаете ногами, если на 3 слог, хлопаете.

 Сосна (2), ветер (1), улица (1), ромашка (2), пароход (3), луна (2), молоко (3).

У: Теперь попробуйте ответить на вопрос, что такое омографы?

Д: Это слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.

У: Познакомимся с такими словами поближе.

1 вариант крУжки.

2 вариант кружкИ.

У: Составьте предложения со словами первой строки, по вариантам.

 ( Я пью чай из крУжки; я хожу на дополнительные кружкИ)

У: Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове?

Д: Изменится смысл слова.

У: Вот послушайте,  какая интересная история  однажды произошла.

Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «3 раза в день по столовой ложке, после приёма пищИ». Начинает пищать. Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано: «после приёма пищИ».

У: Ребята, почему мальчик ошибся?

Д: Неправильно поставил ударение.

- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пИщи, а

не пищи.

- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки

ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…

У:  Что же случилось от перестановки ударения?

Д:  Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история.

У: Давайте сделаем вывод.

Д: Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова. 

У: Прочитайте следующий вопрос.

Д: Почему..   в некоторых словах знак ударения не ставится?

У: Посмотрите на слова, прочитайте про себя. (Шарф, ёлка, ум, дом, берёза.)

У: Нужно ли ставить в этих словах ударение?

Д: Нет.

У: Почему?

Д: Слова шарф, ум, дом -  состоят из одного слога, он ударный, а в словах ёлка и берёза – звук ё, который всегда ударный.

У: Я выдаю вам листы с со словами, чтобы вы смогли на них выделять ударение и орфограммы.

У: Можете начинать выполнять.

Девочка пила воду из стакана. - Пила нужна дедушке при распилке дров.

В нашем дачном домике нет стекла. - Вода после дождя стекла по желобу.

Ухо - это орган человека.-  В Домском соборе я слушал с родителями орган.

У нашей двери сложный замок. - Я построил из песка замок.

Мама купила мне на платье красивый атлас. - Атлас очень нужен на уроке географии. 

В зале вначале раздался одиночный хлопок. - Пришла пора убирать с полей хлопок.

Я люблю есть сладкий ирис. - Ирис вспорхнул с ветки дерева.

6. Подведение итогов

Продолжи предложение:

С помощью ударения мы различаем слова, которые..

Д: Пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.

У: Ответим на вопросы:

1. Что такое ударение?

Д: Это выделение голосом одного из слогов в слове.

2. Каким в русском языке является ударение?

Д: Свободным, то есть не имеет постоянного места.

7. Рефлексия

8. Орг.конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Ударение. Знакомство со звуком [у] и с буквами У, у".

Данную презентацию можно использовать на уроках обучения грамоте. Вместе с героями мультфильма "Фиксики" ребята знакомятся с "ударение" и  звуком [у] и с буквами У, у....

Презентация "Ударение".

Это деревушка Ударная.Её жители ударные труженики. Ударный слог, ударный слог,-Он назван так недаром…Эй, невидимка – молоток,Отметь его ударом!И молоток стучит, стучит,И чётко речь моя зв...

Презентация "Ударение"

Познакомятся с ударением; научатся ставить ударение в словах; ставить ударение так, чтобы получались новые слова....

Презентация "Ударение"

Игры, задание по теме "Ударение"...