Знакомство со звуком[щ]и буквами Щщ.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Гецаева Людмила Петровна

-Жил – был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха – мать говорит: « Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды. Делать нечего, пришлось Емеле спуститься с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби. Идет Емеля, навстречу ему:

                             Два  щенка щека к щеке

                             Щиплют щетку в уголке.

            Какой звук слышится в этом стихотворении чаще?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvoy_shchshch.docx197.94 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №2 г Дигоры         C:\Users\admin\Desktop\s1200.jpg

        Учитель :  Гецаева Л П

    Тема урока: Знакомство с буквой Щщ.

 Цель урока: познакомить со звуком [щ] и буквами Щщ.

                     учить отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв; учить звуковому и сравнительному анализу слов;

                    способствовать продуктивному формированию навыка чтения;

                  развитие фонематического слуха, мышления, воображения, внимания, памяти.

                развивать фонетическую и устную речь, мелкую моторику учащихся;

воспитывать культуру поведения на уроке, мотивацию к учению, любовь к животным.

                                                             Ход урока:

  Организационный момент.

Прозвенел урок. Внимание!

 Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадь?

- Проверили? Садитесь.

       -Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по страницам, где живут сказочные герои и познакомимся с Емелей. (Слайд 1)

Сколько в этом слове звуков и букв? Почему звуков больше, чем букв?

     Из какой он сказки?

Сегодня нас ждет встреча с этой сказкой.

-Что вы знаете о Емеле?       (Он лентяй)

Почему?

( Показываю иллюстрацию к сказке « По щучьему велению» Слайд 2)

        -Жил – был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха – мать говорит: « Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды. Делать нечего, пришлось Емеле спуститься с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби. Идет Емеля, навстречу ему:

                             Два  щенка щека к щеке

                             Щиплют щетку в уголке.

            Какой звук слышится в этом стихотворении чаще?

                                                             Физминутка.

         - Сейчас мы попробуем изобразить эти  щенков. Выйдите из - за  парт. Покажите,  какие щенки маленькие. Присядьте. Колени обхватите руками.

 Щенки медленно растут. Встаньте, поднимите руки вверх.

- Покажите как щенки подпрыгивают. Прыжки на месте.

- Покажите, как щенки бегают. Бег на месте.

                                           Знакомство со звуком [щ]

          Прибежал Емеля к реке, а что такое прорубь - не знаете. Помогите ему. (Прорубь – отверстие, прорубленное во льду. (Слайд 3)

Зачерпнул Емеля одним ведром– а там…(Щука Слайд 4)

С какого звука начинается это слово?

Произнесите этот звук несколько раз. Дайте характеристику этого звука.

(При произношении воздух встречает преграду, значит [щ] согласный.

При произношении слышится шум, значит он глухой. Звучит мягко.)

Вывод: звук согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

                                                      Знакомство с буквой.

       -Емеля поймал не щуку, а новую букву – для обозначения звука [щ], чтобы вы могли читать и писать слова. (Показываю буквы Щщ)

Зачерпнул вторым ведром, а  там «...ука, ово…, товари..., …епка ». (Запись на доске. Слайд 5)

   -Какой звук надо добавить, чтобы получились слова?

     -Щука взмолилась: « Отпусти меня в прорубь».

       А Емеля ей говорит: « Поиграй со мной в рифмы, тогда отпущу».

 - Ребята, щука не умеет играть в эту игру, она ведь не училась в школе.

Давайте поиграем вместо нее?

Только одно условие; в рифмованных словах  обязательно должен быть  звук

[ щ].( Слайд 6)

Кепка-щепка, мука-щука, кит-щит, мель-щель, тетка - щетка, река – щека, венок-щенок.

Чтобы дойти до дома Емеле нужно составить схемы  слов «ящик» и «клещи».

ящик
     

Сколько звуков в слове ящик? Почему?

клещи        


- Попросила старуха- мать сварить щи? Что такое щи?

А что нужно взять, чтобы сварить щи?

Давайте вместе сварим щи?

У шипящей этой буквы

Щи и борщ кипят в котлах.

Сколько свеклы , сколько брюквы

И капусты на столах!

 - О какой шипящей букве говорится в этом стихотворении? Что вы узнали о ней?

                      Чтение слогов и слов с новой буквой

   - Буква щ пошла в гости к гласным. Только не ко всем гласным она зайдет. К каким гласным щ не подойдет, с кем она не дружит? (я, ю, щ, ы)

Чтение слогов ща  щу  щи  ще  щё

    Теперь прочитаем слова с этими слогами. (Букварь, с. 132)

 - Прочитайте слова, где 1слог; 2 слога. Какое слово осталось непрочитанным.

(Овощи – 3 слога)

  -Где помогли Емели овощи? Найдите в тетради и подчеркните названия овощей, необходимых для приготовления щей.

 -Вышел Емеля  подышать  свежим воздухом, да ноги размять.

                                                     Физминутка

        (Под муз. «Дора - Дора» выполняются  танцевальные движения. Слайд 7)

  - У крылечка Емели сидит  маленькая собачка – детеныш.

Как сказать по-другому?

Расскажите, каким мог быть этот щенок? (Маленький, пушистый, забавный, игривый, добрый). (Слайд 8)

-А вот послушайте, как пишут о нем  в рассказе «Щенок». (Чтение текста)

  - У кого щенок?

  - Что ему дает Митя?

  Что делает щенок с молоком?

                                   Слушание музыки.

 - У Юнги  Морщ  есть стихотворение «Огромный собачий секрет».

(Прослушать песню. Слайд 9).

  - Как вы понимаете слова, «собака бывает кусачей только от жизни собачей»?

    - Собака – друг человека. И от того, как мы относимся к ним , зависит подчас их жизнь.

Больно бывает видеть, когда  берут щенка, забавляются  с ним , пока  он  маленький , а когда  он вырастит, его выгоняют на улицу. Я надеюсь, что вы  никогда  так не поступите. И  наш  Емеля приютит щенка.

                   Знакомство с правилами написанием гласных после звуков  «ч» , «щ» 

    - Емеля очень любит слушать сказки, которые ему рассказывала старуха - мать.

  (Включаю запись сказки)

   Прочитать стихотворение – правило  (Букварь с. 134)

     -О чем в нем  говорится?

(В буквосочетаниях ча-ща  пишет а, в буквосочетаниях чу - щу  пишется буква у.)

Запишите эти буквосочетания в тетрадь.

                                                     Релаксация

 

  -Ребята, о чем мечтает Емеля, лежа на печи?

Какие его мечты сбылись? (Ведра сами пришли в дом – водопровод, печь - средство передвижения).

 - Мечта может стать реальностью, а для этого нужно стараться, быть внимательным и хорошо учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со звуками [г],[г]. Буква Г,г.

Подробный и методически верный конспект урока "Обучение грамоте". 1 класс....

конспект урока в 1 классе Тема: «Знакомство со звуками [п], [п’]. Буквы П, п»

анализ и конспект урока в 1 ом классе по обучению грамоте   Буквы П, п...

Знакомство со звуком [a] и буквой А

Урок разработан в соответсвии с ФГО...

Знакомство со звуками [Г], [Г’], буквой Гг

Конспектоткрытого урока обучения грамоте (чтение),проведенного в 1 классе по программе «Школа России»...

Тема: «Знакомство со звуками [п], [п’]. Буквы П, п»

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.Задачи:•    образовательные: формирование предста...

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...