урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Разделительный мягкий знак»

в технологии критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Разделительный мягкий знак»

в технологии критического мышления.

Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока:

Предметные:

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;

Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак;

Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;

Обогащать словарный запас учащихся.

Метапредметные:

личностные действия

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

мотивация к творческому труду, к работе на результат.

 регулятивные действия

ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении.

Ход урока.

I.Организационный этап.

- Наш урок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят:

Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием.

- А какие знания мы получаем на уроках русского языка?

- Чему учимся?(Познаём тайны родного языка.)

II. Актуализация знаний.

1. Определение темы урока.

- Ребята! Нам пришло письмо от одной будущей первоклассницы. Слайд 1.

- Прочитайте её письмо про себя

 - Можно ли его назвать текстом? Почему?

- Есть ли связь между предложениями?

- Какое предложение «лишнее»? Почему?

- Вы заметили, что в письме много орфографических ошибок?

- Эти ошибки нужно исправить.

- Откройте тетради. Запишите дату. И выпишите слова с ошибками правильно, подчеркните орфограммы.

- Повторите задание. Приступаем к работе.

- Прочитайте слова, которые записали.

- Назовите орфограммы.

- Назовите слова с непроверяемой орфограммой? (семья, портфель)

- Остановимся на этих двух словах.

- Можно сказать, что в них орфограмма гласного звука?

- А орфограмма согласного звука? Почему нельзя так сказать? (ь не обозначает звука)

- Это орфограмма мягкого знака.

- А чем он отличается в этих словах? (разделительный и показатель мягкости)

- Сформулируйте тему нашего урока. Так вот тема нашего урока «Разделительный мягкий знак». Слайд 2.

- Я вижу, что не все ребята могут найти отличия разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя мягкости согласного звука.

2.Постановка цели урока. Слайд 3.

- В этом нам поможет «Корзина идей».

- Ответьте на вопрос: Почему мягкий знак в слове «семья» называется разделительным?

- Запишите на листочках, лежащих на парте свои идеи. Листочки подпишите.

- Обменяйтесь листочками в группе. Обсудите в команде мнение каждого и выберите верный ответ.

- Сейчас главный в группе должен озвучить, чьё мнение команда отдаёт в «Корзину идей».(Наша команда отдаёт мнение…)

- Обсудим ваши мнения. (Имя учащегося) считает…зачитываю все мнения

- Какую цель мы ставили на уроке?

- На какой вопрос сейчас отвечали?

(Узнать, почему мягкий знак в слове «семья» называется разделительным?)

- Чьё же мнение ближе к истине. Это мы узнаем после того, как откроем новые знания.

- Поэтому «Корзину идей отложим пока в сторону»

III. Работа по теме урока.

1. Исследование

- Ребята! Существует много версий происхождения слова «семья». Кто-то считает, что «Семья» - это местоимение «я» и числительное «семь». Учёные считают, что это древнерусское слово, означало домочадцев, прислугу. Есть версия, что семья образовано от слова «семя», т.е. продолжение рода. Давайте разберёмся в этих словах. Вам сейчас нужно сделать транскрипцию слов «семя» и «семья».

- У доски выполняет Цеулин Дима, остальные в тетрадях. Выполним транскрипцию слова «семя».

- Выполним транскрипцию слова «семья». К доске Симбирских Настя, остальные в тетрадях.

- Назовите второй слог в слове «семя».

- Назовите второй слог в слове «семья».

- Почему в слове «семья» не образуется слог слияние «мя»?

- Что этому помешало? (разд. мяг. знак)

- А как произносятся согласный и гласный звук? (раздельно)

- Так почему «ь» называется разделительный?

(Он указывает на то, что согласный и гласный звук произносятся раздельно).

- А если в слове «семья» убрать мягкий знак, что поменяется? (лексич. значение слова)

- Так почему нужен в словах разд. «ь»?

- Какой звук появился после «ь» ? (й)

- А какая буква обозначает звук «й»? (я)

- А она всегда имеет два звука?

- Т.е. мягкий знак показывает, что буква «я» имеет два звука.

- Так почему он называется разделительным?

- Чьё мнение из «Корзины идей» ближе к истине?

2. Работа в группах.

-Сейчас при помощи приёма «Что? Где? Когда? Почему?» проверим, как вы  это усвоили.

-Вам надо заполнить таблицу «Что? Где? Когда? Почему?»(показ таблицы на партах)

- В колонке «Что?» запишите «Разд. мяг. знак».

-В колонке «Где?» запишите в какой части слова пишется разд. «ь», после какой буквы, перед какими?

- В следующей колонке запишите, «Когда» появляется согласный звук «й»?

- В колонке «Почему» запишите, почему нужен разделит. «ь».

- Работаем в группе, все обсуждают, один человек записывает.

- Когда работаем в группе не жалеем свои идеи для команды.

- Готовы? Итак «Что?» - Разделит. мяг. знак.

- «Где?» в какой части слова он пишется.

- После какой буквы?

- Перед какой буквой? (гласной)

- Перед любой гласной? (те, которые обозначают 2 звука)

- Назовите их.

- Когда появляется звук «й»? (Звук [й’]появляется в словах после Ь, перед гласной)

- А почему нужен«ь» ? (чтобы изменить лексическое значение слова)

- Проверим ваши размышления с моими выводами. Слайд 4.

- Прочитайте. (со слайда)

3. Физ. минутка

- А теперь немного отдохнём, встаём.

IV. Закрепление.

1. Работа по учебнику. Стр.33 упр. 54

- Отдохнули, откройте учебник. Найдите упр. 54.  Прочитайте задание.

- Всем задание понятно? Работаем самостоятельно.

- Вставьте в слова пропущенные слоги, запишите их через запятую, с красной строки, орфограмму «разделит. ь» подчеркните.

Проверка.

- Как называется орфограмма? (на доску 3 памятки)

- Место орфограммы в этих словах. Где находится орфограмма, в какой части слова?

- Почему в этих словах ь называется разделительный?

- Я открываю эталон, а вы проверяете. Слайд 5.

- Поднимите руку, у кого всё правильно.

2.  Творческое задание. Слайд 6.

- Я предлагаю вам выполнить творческое задание.

- У вас на столах лежат кроссворды.

- Замените словосочетание одним словом и запишите его.

- Работаем в группе.

- Итак, домики для пчёл – ульи.

- Снежная буря – вьюга.

- Я пока третье пропущу, некоторые затрудняются на него ответить.

- Млекопитающее, близкое к человеку – обезьяна.

- И у нас вызвал затруднение – отвар из мяса.

- Это? (бульон.)

- Вас не смущает слово «бульон»?

- Какая буква стоит после ь? («о»)

- Получается, я допустила ошибку?

-  Это исключение из правила. «Бульон» - это слово иностранное. Оно пришло к нам из французского языка. А поэтому оно не подчиняется русской орфографии.

-  Запомните, в иностранных словах после «ь» пишется буква «о» после разд. «ь».

3. Самостоятельная работа. Слайд 7.

- А сейчас мы применим знания в незнакомой ситуации.

- Как изменить значение этих слов?

- При помощи какой буквы? (ь)

- Вставьте раздел. мяг. знак. Запишите эти слова с красной строки.(у доски 1 человек)

- Что в них поменялось? (лексич. значение)

- Какой звук появился после раздел. мяг. знака? (й)

V. Рефлексия урока

- Ну и вот мы добрались до стадии Рефлексия.

- Мы её проведём при помощи приёма «Шесть шляп мышления».

- Я вам напоминаю правила. (читаю слайд)

- Какая команда готова, выходит один человек для защиты.

- Подведём итоги урока.

- Большое спасибо, шляпы садитесь.

VI. Итог урока. Слайд 8.

- Запишите Д.З.

- Ребята! Большое спасибо за урок!

Спасибо! Урок закончен!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здраствуйте! Я хажу в сат. Хачю в первый клас. Мне купили портфел. Мая семя дружная.

Слайд 2

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Разделительный мягкий знак» в технологии критического мышления Учитель начальных классов Лидия Дмитриевна Швец

Слайд 3

Почему мягкий знак в слове «семья» называется разделительным? "Корзина идей"

Слайд 4

Приём «Что? Где? Когда? Почему?» Что? Где? Когда? Почему? Разделительный мягкий знак Разделительный Ь пишется : в корне слова после согласных, перед гласными: е, ё, ю, я, и. Звук [ й ’] появляется после разделительного Ь перед гласными: е, ё, ю, я, и. Разделительный Ь меняет лексическое значение слова

Слайд 5

Платье,воробьи, колосья.

Слайд 6

1 ь 2 ь 3 ь 4 ь Домики для пчёл. 2. Снежная буря. 3. Отвар из мяса. 4.Млекопитающее, близкое к человеку.

Слайд 7

Солю, суди, полёт, полю, перо.

Слайд 9

Домашнее задание 1. Выучить правило стр. 32 2. Упр.55

Слайд 10

Спасибо За Внимание!



Предварительный просмотр:

Разделительный

мягкий

знак



Предварительный просмотр:

В  корне   слова

после   согласных,

перед   гласными:

е,   ё,   ю,   я,   и



Предварительный просмотр:

Разделительный мягкий знак

указывает на то, что согласный и гласный звук произносятся раздельно



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...