Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шабалина Елена Витальевна

Предмет: русский язык. 
Класс: 4 
УМК: «Школа России» 
Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. 
Тип урока: урок развития умений и навыков.

Основные виды учебной деятельности: различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Планируемые предметные результаты освоения материала:

  1. Называть значимые части слова;
  2. Находить в словах корень;
  3. Писать правильно слово «корабль».

Универсальные учебные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных/несущественных)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПГТ СВЕЧА»

КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

НА ТЕМУ

«Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова» 

Учитель:

Шабалина Елена Витальевна

пгт Свеча

2019

Предмет: русский язык. 
Класс: 4 
УМК: «Школа России» 
Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. 
Тип урока: урок развития умений и навыков.

Основные виды учебной деятельности:

  1. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Планируемые предметные результаты освоения материала:

  1. Называть значимые части слова;
  2. Находить в словах корень;
  3. Писать правильно слово «корабль».

Универсальные учебные действия:

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных/несущественных)

ХОД УРОКА

  1. Звенит звонок. Начинаем урок русского языка.

- Ребята, какими вы должны быть на уроке? (внимательными, старательными, прилежными, аккуратными, работоспособными, активными, сообразительными, успешными).

- А еще у нас должно быть хорошее настроение, и я вам его дарю в виде солнышка – смайлика. Пусть оно поможет нам справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

- А сейчас за работу!

  1. - В нашем классе ребята играют в игру, угадайте какую?
  1. Я стою перед корнем и могу образовывать слова (приставка)
  2. И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня (суффикс)
  3. А я без «окончания» проживу, удалите его от меня! (основа)
  4. А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать! (корень)
  5. Между прочим, без меня из слов нельзя составить предложение! (окончание)

- Кто догадался, как называется игра? «Состав слова», «Части слова»

  1. - А что будет темой нашего урока, если урок начали с этой игры? (Тема «Состав слова»)

Это большая тема нескольких уроков, а тему урока прочитаем в учебнике с.52 (Значимые части слова)

- А теперь предлагаю вам: (работа с учебником)

  • Прочитайте правило о значимых частях слова
  • Всё ли мы знаем о значимых частях слова? (Всё)

- А чему тогда будем учиться на уроке, если знаем всё?

  1. Будем повторять значимые части слова.
  2. Уточним роль каждой части в слове.
  3. И узнаем, как по-другому в русском языке называются части слова.
  4. А еще будем учиться находить однокоренные слова.

- А теперь вернёмся к игре «Состав слова»

  1. Из каких значимых частей состоит слово? (приставка, корень, суффикс, окончание)
  2. В русском языке часть слова называется морфема.

- Прочитаем хором и запомним.

  1. Какая часть слова не будет морфемой? И почему? (основа, т.к. в нее не входит несколько морфем)
  2. А для чего надо знать части слова – морфемы? (разбирать слово по составу; знать, как грамотно пишется слово.)

! Если знаешь части слова, то пишешь их толково.

 

  1. Как называется главная морфема в корне? (корень)
  2. Как называются слова одного корня? (однокоренные)
  3. Что мы знаем про однокоренные слова? (однокоренные слова имеют один корень; одинаковое лексическое значение; корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

  1. - А теперь закрепим наши знания.

а) Работа с учебником с 51, упр 77.

  • Проговариваем самостоятельно
  • Проговариваем вслух. Назовите сказку («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»)
  • Назовите из этого текста однокоренные слова и объясните их значение
  1. корабль – многомачтовое парусное судно (в этом тексте)
  2. кораблик – уменьшительно-ласкательное от корабля
  3. корабельщик – (устаревшее) тот, кто плавает на корабле, моряк

б) Запишите в тетрадь однокоренные слова и выделите корень.

  • Какой корень выделили? (корабль)
  • Поставьте ударение и почеркните безударные гласные в корне слова
  • Можно ли её проверить? (безударная гласная О)

Вывод: если проверить нельзя, то слово надо запомнить. Оно является словарным.

в) Ребята, а какие корабли знаете? (пассажирские, торговые, грузовые, военные,  современные, быстроходные, парусные, учебные, мощные, старые-новые, большие-маленькие)

г) Используя картинку, составьте предложение с новым словарным словом по схеме.

П.                                Ск.

        

Какие?               Как?          Что?

        

                                              Чего?

                                              Какой?

д) Записать, объяснить написание. Разобрать по членам предложения. Определить части     речи. Запомнить написание словарного слова!

  1. Вернемся к однокоренным словам
  2. Какое слово главное?
  3. С помощью чего образовывается однокоренные слова? (суффиксов -щик, -ик)

Выделите суффиксы.

Вывод: с помощью каких значимых частей образуются однокоренные слова? (приставка, суффикс)

Упражнение 77

  • Прочитайте выделенные слова в упражнении
  • Будут ли они однокоренными и почему? (нет, это форма одного и того же слова, изменено только окончание)

  1. Закрепляем наши знания.

Учимся находить самостоятельно однокоренные слова из упр. 78

  • Выделите корень
  • Проверьте
  • Сверьте с доской
  • Определим у однокоренных слов части речи
  • Какой вывод можно сделать?

Вывод: однокоренные слова могут быть разными частями речи.

  1. Продолжаем отрабатывать знания об однокоренных словах

В тетради на печатной основе, с 37, упр. 78 (автор Канакина)

Прочитать задание. Выполнить самостоятельно простым карандашом.

  • Прочитайте слова 1 столбика
  • Назовите однокоренные слова и корень
  • Какое лишнее и почему?
  • Подберите к нему однокоренное слово

  1. Физкультминутка (из учебника)

Встали, отдохнем и подумаем. Я называю слова, если слышите пару однокоренных слов – хлопок, если пара не однокоренных – потопали.

  • сад – садовник                        
  • пять – пятка
  • коза – стрекоза
  • день – деньги
  • звезда – звездочка
  • осина – подосиновик
  • ком – комната
  • свистеть – засвистеть
  • город – пригород
  • журнал – журналист
  • азбука – алфавит
  • стол – столбы
  • дорога – подорожник
  • звон – перезвон

  1. Игра «Замени одним словом» (на расширение знаний)

У меня в руках карточка со странным словом (книголюб, пешеход)

  • Как образованы эти слова? (из двух корней или двух слов)
  • Объясните значение этого слова
  • А чем является о,е? (соединительной гласной)

! Соединительные гласные подчеркиваем, она не входит в корень, а только их соединяет.

Слов, состоящих из двух корней, много, в этом убедитесь, выполнив упр. 79 в тетради.

1 в – 1,2 столбик

2 в – 3,4 столбик

- Взаимопроверка по варианту по доске (если правильно +, если нет -)

  1. Подведем итог нашего урока, выполнив тест (верно +, неверно -)
  1. Родственные слова называются однокоренные.
  2. Морфема – часть слова.
  3. Корень – это главная часть предложения.
  4. С помощью приставок и суффиксов образовываются слова с новым значением слова.
  5. Слова корабль – корабли не являются однокоренными.
  6. Сложные слова состоят их двух корней.

Взаимопроверка

Встать, у кого нет ошибок! (возвращаем тетради соседу)

Спасибо!

  1. Самостоятельная работа.

Задания разноуровневые по тексту. На карточках индивидуально.

  • Ребята, посмотрите в окно.

Какая у нас в этом году замечательная осень.

  • Какие чувства осень вызывает у нас? (удивление, восхищение, восторг, радость, очарование)
  • Кому из художников нравилась осень? (Левитану)
  • А кого из поэтому восхищала осень своей неповторимой красотой и очарованием?

Вспомним строки их стихотворения А.С. Пушкина с уроков литературного чтения

«Унылая пора!...»

- И я предлагаю вам сегодня поработать с текстами про осень и выполнить к ним задания (приложение).

  1. Итог

Подведем итог урока. Каждый оценит свою работу на уроке в виде смайлика.

  1. Урок полезен, все понятно 😊
  2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно 😐 
  3. Еще придется потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться

- Поместите смайлики на доску к большому смайлику – солнышку на лучики. Это и будет портрет успешности, настроения нашего класса сегодня на уроке.

- Спасибо за работу на уроке!

Приложение

  1. В тайге растет кедр. Осенью на нем созревают кедровые шишки. Многие животные спешат в кедровник полакомиться орешками. Прилетит и запасливая кедровка. Благодаря её запасам появляются молодые кедры.

  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите и выпишите однокоренные слова.
  3. Разберите по составу.
  4. Составьте свое предложение с одним однокоренным словом и разберите его по членам предложения.

  1. На пригорке красуются молодые березки. … листочки шелестят от легкого ветра. В траве под березой вырос крепкий…

  1. Прочитайте текст.
  2. Вставьте однокоренные слова.
  3. Разберите их по составу.
  4. Подберите и запишите еще 2-3 однокоренных слова.
  5. Составьте с одним из них предложение и разберите его по членам предложения. Составьте схему.

  1. Распрощалась осень

С золотой листвой.

Лист последний треплет

Ветерок лесной.

  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите однокоренные слова.
  3. Разберите их по составу.
  4. Разберите первое предложение по членам предложения и частям речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова".  2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....

Разработка урока русского языка «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов».

Тема: «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов»Основные цели: воспитывать умения оценивать себя и свою деятельностьразвивать умение высказывать свою точку зрения; совершенст...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные словаЦели урока: формировать умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоре...

Конспект урока русского языка во 2 классе Тема: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК «Школа России»

Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Задачи:1)      развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова...

Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема."Корень слова. Однокоренные слова"

Урок соответствует требованиям ФГОС.Целевые установки:Предметные:-учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове, подбирать однокоренные слова.Метапред...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...

Конспект урока Русский язык 2 класс "Корень как часть слова"

Конспект урока Русский язык 2 класс "Корень как часть слова"...