Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема."Корень слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок соответствует требованиям ФГОС

.Целевые установки:

Предметные:

-учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове, подбирать однокоренные слова.

Метапредметные:

Регулятивные:

- формировать умение прогнозировать предстоящую работу;

-формировать умения понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

-формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- формировать умения ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию;

-умение объяснять и аргументированно обосновывать выполняемые действия.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные:

-воспитывать любовь к родному языку,

-воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

-воспитывать уважение к труду и его результату,

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Самовецкая средняя общеобразовательная школа »

Конспект урока русского языка

« Корень слова. Однокоренные слова».

 Разработала:

Попова Елена Александровна

учитель 2  класса

2016 г

Целевые установки:

Предметные:

-учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове, подбирать однокоренные слова.

Метапредметные:

Регулятивные:

- формировать умение прогнозировать предстоящую работу;

-формировать умения понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

-формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- формировать умения ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию;

-умение объяснять и аргументированно обосновывать выполняемые действия.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные:

-воспитывать любовь к родному языку,

-воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

-воспитывать уважение к труду и его результату,

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Материально-техническое обеспечение:

Учебник «Русский язык» 2 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/ В .П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М. : Просвещение,2013г.. – 143с. : ил. – ( Школа России);

Пособие «Русский язык» Т. В. Шклярова М. 2014год;

Контрольно- измерительные материалы М. «ВАКО» 2014год;

Интерактивная доска, компьютер учителя.

Оборудование:

Презентация PowerPaint, карточки для дифференцированной работы, словари, музыкальное сопровождение (релаксация). Памятка «Как найти корень слова».

Ход  урока:

I. Организационный момент.

- Зарядим друг друга положительной энергией: повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим соседям!

II. Чистописание.

- Чтобы мы писали правильно, сделаем пальчиковую гимнастику.

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики,

Давай теперь подружатся

Наши пальчики…(соединять пальцы рук от мизинца к большому и наоборот)

Вот теперь все подружились

И в письме мы закружились.

Нас ждёт чистописание

Запишем пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии :

Не тот грамотен, кто писать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. Она станет   девизом  нашегоурока.в

III.Актуализация опорных знаний.

1.Беседа

- Какие родственные слова встретились нам в чистописании?

- Что их объединяет?(общий корень)

- Кто сформулирует тему урока? (Корень слова. Однокоренные слова) Назовите наши учебные задачи. (Наша задача: научиться распознавать родственные слова, находить корень в этих словах).

Беседа о родственниках.

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают  похожими между собой. Их называют родственниками.

В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

- Какие слова можно назвать родственными? (Близкие по смыслу и имеют одинаковый корень ).

- Назовите эту общую часть. ..(Корень). Как выделяем корень?(Дугой).

Что такое слово «корень» слова мы узнавали в словаре.

(1 ученик отвечает, остальные дополняют).

        Корень:

  1. подземная часть растения;
  2. часть волоса, зуба, ногтя;
  3. начало, источник чего-либо;
  4. часть слова.
  • Наше слово  «корень» имеет несколько значений .
  • Как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).
  • Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (Часть слова).

2.Дети, которые мало работают на уроках, получили стихотворения к уроку.

Слово с деревом похожи,

Ведь у слов есть корень тоже.

Он, конечно, самый главный

Выполняет всё исправно.

И назад, и вперёд

Слово от него растёт.

Часто так случается,

Корни повторяются.

В разные слова встают,

Общий смысл придают.

А слова зовут такие

Однокоренные.

- Слов на свете нам не счесть,

 В каждом слове корень есть.

 Чтобы грамотно писать,

 Надо корень выделять.

IV. Закрепление.

1. Работа по учебнику. Словарьоднокореныхслов стр.135.

  • Выпишем с комментированием однокоренные слова к словам, записанным на доске: дом, звезда, хлеб. Комментирование с места.

  • 2. Алгоритм выделения корня.
  • На прошлом уроке мы вывели алгоритм выделения корня.
  • Давайте составим алгоритм выделения корня в словах. (В процессе рассуждений вывели следующий алгоритм:
  • 1 шаг: Прочитай слово. Выясни его смысл.
  • 2 шаг: Подбери к словуродственые (однокоренные слова)
  • 3 шаг: Сравни однокоренные слова и выдели их общую часть. Это и будет корень.
  • 4 шаг: Выдели корень слова знаком.

Эту памятку мы вложим в папку «Памятки».

3.- А сейчас выделим корень в записанных словах с комментированием.

4.Музыкальную физкультминутку проводят учащиеся. Песня «Однокоренные слова».

-Назовите однокоренные слова из физкультминутки.

5. Упражнения в распознавании однокоренных слов.

Сейчас я предлагаю вам поиграть.

Игра называется «Засели домики».

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники»  (у нас — это однокоренные  слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились . Работать будем по рядам.

1 ряд -  - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 ряд -  - мор-

Морской, моряк, море, мороз.

3 ряд -  - вод –

Вода, водичка, водный, водитель.

Запишем в строчку через запятую только однокоренные слова и выделите в этих словах корень.

3 ученика работают у доски. Запись с комментированием.

-Кто быстрее справится с работой, получает индивидуальные карточки. Работу с карточками проверю и оценю после уроков.

- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2 и 3 рядов )

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием . Отметки.

  1. Работа в парах. Пособие Т. Шкляровой.
  2. Устное упражнение в распознавании однокореных слов.

Моряк, рыбак, море

Путь, дорога, путник

Школьник, ученик, дошкольник

Ученье, учебник, книга

Соль, солонка, солома

Береза, березка, дерево

Дорога, дороженька, дорогой

Лес, лесок, лестница

Рыбка, рыбак, рыбачить

 Как вы определили однокоренные слова? (Общий смысл и одиноковый корень)

8.Групповая работа. Распределились в группы.

- А теперь давайте еще  поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 6 деревьев с корнями. Подберите однокоренные слова к этим корням.

1 группа   - рыб -

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

2 группа   - ум –

Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

3 группа   - ворон –

Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

4 группа   - вод –

Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

5 группа-уч-

ученик, ученица, учёба, учебный,

6 группа-лес-

лесной, лесник, лесистый, перелесок, лес, лесок

  9.  Самостоятельная работа. КИМы задание для самостоятельной работы

  10.Домашнее задание.

-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( Учебникстр.упр.№ ___ . Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко. Если трудно, можно обратиться к словарю «Разбор слов по составу». Посмотрите на выставку.

V.Итог урока.

 Рефлексия.

Мне было интересно:

Мне понравилось...  

Я хвалю себя за...

  1. Оргокончание.

 Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

Карточки для индивидуальной работы    

 Вставить в текст однокоренные слова. Выделите корень.

Мы ездили в…. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… .

(Лес, лесника, лесок, лесной)

Вставить в текст однокоренные слова. Выделить корень.

На каникулах мы поедем к бабушке. В большом... много комнатных цветов. У бабушки живёт … кот. У него есть свой маленький … .

(Доме, домашний, домик)

Вставить в текст однокоренные слова. Выделить корень.

В школу мы приходим... . Старательные … слушают внимательно.Учёба-  серьёзный труд.

(Учиться, ученики, учёба)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова."

урок русского языка в 3 классе с использованием ЭОР...

урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова."

урок русского языка в 3 классе с использованием ЭОР...

Разработка урока русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова"

Цели:- уточнить представление о родственных словах, научить выделять корень, закрепить умение разбирать по членам предложения;- помочь учащимся усвоить и запомнить лексическое значение слов, обогатить...

Формирование УУД через использование элементов технологии РКМЧП на примере урока русского языка в 3 классе"Корень слова. Однокоренные слова.

Функции начальной школы не только в том, чтобы научить читать, писать, считать, но и в том, чтобы  развивать способности самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, оцениват...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...