Контрольно измерительные материалы по русскому языку 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Ольга Алексеевна Ладыгина

 

Контрольно измерительные материалы

по  русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx49.53 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно измерительные материалы

по  русскому языку

Входная диагностическая работа

Диктант

Защитники леса

Ранним утром школьники входят в березовую рощу. Стоит тишина. Группа мальчиков остановилась около старого дерева и качнула ветки. Посыпались майские жуки. Ребята собрали их в ведро. Днем жука не поймаешь. Он быстро перелетает от ветки к ветке. Утром от холода жук цепенеет. Майские жуки обгрызают листья. Опасна личинка майского жука. Она живет в земле и объедает корни деревьев. Защитите лес от вредителей! (64 слова)

Слова для справок: не поймаешь, цепенеет, личинка; обратить внимание на правописание безударных окончаний.

Грамматические задания:

1. Разберите слова по составу:

Походка, моряки, маленький, мост.

2.Вспомнить, на какое правило записаны эти слова. Записать слова, разделяя на два столбика:

Мыш…, луч…, ноч…, малыш…, полноч…, помощ…, плащ…, мяч….

Контрольный диктант №1  по теме «Повторение»

Клюква

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.

По М. Пришвину

Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.

Грамматическое задание

1. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — ягода, вариант 2 — поздно.

2. Обозначить грамматическую основу: вариант 1 - в третьем предложении, вариант 2 — в шестом предложении.

Проверочная работа по теме «Предложение»

Вариант 1

  1. Составьте из слов предложение, подчеркните главные члены предложения.

деревьев, листочки, осенью, опадают, с, последние

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите предложения в следующем порядке: повествовательное, вопросительное, побудительное. Поставьте знаки препинания в конце предложений.
  • Соблюдайте правила дорожного движения
  • Каждый человек должен соблюдать правила дорожного движения
  • Почему нужно соблюдать правила дорожного движения

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разделите текст на предложения, запишите его.

у Алёши жил ёжик однажды утром мальчик не нашёл ежа куда же он подевался

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркните обращение, поставьте нужные знаки препинания.

Ветер ветер ты могуч

Ты гоняешь стаи туч

  1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания.

Маленький щенок пил молоко из блюдца.

_______________________________________________________________________



Вариант 2

  1. Составьте из слов предложение, подчеркните главные члены предложения.

дороге, бежала, быстро, зимней, по, лошадка

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите предложения в следующем порядке: повествовательное, вопросительное, побудительное. Поставьте знаки препинания в конце предложений.
  • Уважайте труд других людей
  • Видел ли ты, как растёт в поле рожь
  • Все люди обязаны трудиться

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разделите текст на предложения, запишите его.

вы любите зиму зимой можно кататься на лыжах и коньках в эту пору все люди встречают Новый год

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркните обращение, поставьте нужные знаки препинания.

Спой нам товарищ про дикие горы

Про глубокие тайны морей

  1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания.

Холодный ветер гонял опавшие листья.

_______________________________________________________________________


Контрольный диктант № 2 по теме «Предложение»

Трусиха

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пес нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

По Н. Артюховой

Грамматические задания:

1. Подчеркните однородные члены предложения и запятую при них.

2. Во втором предложении укажите части речи.

3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – вдруг; вариант II – очень.

Контрольный диктант №3  по теме «Части речи»

Осень.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. (70 слов)

По И. Соколову - Микитову

Слово для справки: краснеет.

Грамматическое задание

1. Выписать предложение:

вариант 1 – с однородными членами,

вариант 2 – сложное.

2. Разобрать слова по составу:

вариант 1 – ранняя, подберёзовики, грустно,

вариант 2 – холодная, подосиновики, медленно.

3. Сделать звуко – буквенный разбор слова:

вариант 1 – поздний,

вариант 2 – гриб.

Контрольный диктант  №4  по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Как мужик убрал камень.

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывести их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)

По Л. Толстому

Слова для справок: его, тысяч, предложил. 

Грамматическое задание:

1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3 – го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

Контрольное списывание

За  крайн__  избой  дальн__  деревушк__  виднелось  жёлт__  поле. Придорожн__ канава  зар___сла  тр__вой. (На) просторн__   равнин__   у  дорог__   ст__яла  бел__  б__рёза. Ос__нь  (у)брала  д__ревья  в  жёлт__  убор. Б__рёза  ст__яла  счас__ливая.

(На)ступила  зима. В зимн__ ночи  ветер тр__пал ветви б__рёзы . Сне__  (за)сыпал поля  леса ж__лища  людей. Всё  (за)мерло.

Но  вот  от  весенн__ дождя нач__ли  дымит__ся  крыши изб. Снежн___  поле забл__стел__  на  ярк__м  со__нце  (по)текли  (за)гов__рили  руч__  и  заз__л__нела берёза.

Пришло  лето. В  шёлков__  листве  б__ рёзы  беззаботно  зашумел  ветер. Гибк__ ветви  скл__нились  до  перв__  зелен__  травы. Возле  крепк__  ствола  в  густ__  и     мя__ кой  траве зак___пела  ж__знь. Засуетились  мелк__  жучки  мурав__ и  мо__ки.

Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное»

Редкая гостья

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под ёлкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготавливали ещё с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз берёзку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке ёлки появилась белка. Зверёк огляделся и спрыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.

Задания:

1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены,);

2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж ( во втором предложении)

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

Вариант 1.

1. Подчеркнуть имена существительные.

Товарищ, коврик, вчера, белизна, молчание, грустный, около, вдруг, суббота, потом, весело, быстро, скорость, ты.

2. Просклоняйте существительные ёж, пень. 

И.п. кто?         ёж                 что?         пень        

Р. п. _________________________________________________________________________

Д.п. _________________________________________________________________________

В.п. __________________________________________________________________________

Т.п. __________________________________________________________________________

П.п. _________________________________________________________________________

3. Распределите слова в 3 столбика.

Яблоко, осина, день, вода, тишь, рожь, ваза, письмо, ребенок, дочь, море, телеграмма, птичка.

1 скл.                                         2 скл.                         3 скл.

_________________                ___________________        _________________

_________________                ___________________        _________________

_________________                ___________________        _________________

_________________                ___________________        _________________

_________________                ___________________        _________________

4. Спишите, раскройте скобки. Выделите окончания имён существительных.

Мама купила пару (ботинки) и три пары (носки). 2) В вагоне много свободных (места). 3) Купили пять (килограммы) картофеля. 4) Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы). 5) Вот точилка для (карандаши). 6) На тарелке семь (помидоры).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках поставьте вопросы к именам существительным, запишите проверочные слова.

Образец: учиться (чему?) аккуратности.

Взывать к совест…, промолчать из скромност…, жить в праздност…, съесть с жадность…, спрятаться в зелен…

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.

1. Подчеркнуть имена существительные.

Товарищ, коврик, вчера, белизна, молчание, грустный, около, вдруг, суббота, потом, весело, быстро, скорость, ты.

2. Просклоняйте существительные день, медведь .

И.п. что?         день                кто?        медведь        

Р. п. ________________________________________________________________________

Д.п. ________________________________________________________________________

В.п. _______________________________________________________________________

Т.п. _________________________________________________________________________

П.п. _________________________________________________________________________

3. Распределите слова в 3 столбика. 

Столб, книга, математика, поле, окно, лист, стакан, ручка, елка, дочь, ночь, дочка,учитель.

1 скл.                                 2 скл.                                 3 скл.

_________________                ___________________        _________________

_________________                ___________________        _________________

_________________                ___________________        _________________

_________________                ___________________        _________________

_________________                ___________________        _________________

4. Спишите, раскройте скобки. Выделите окончания имён существительных.

Мама купила пару (ботинки) и три пары (носки). 2) В вагоне много свободных (места). 3) Купили пять (килограммы) картофеля. 4) Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы). 5) Вот точилка для (карандаши). 6) На тарелке семь (помидоры).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках поставьте вопросы к именам существительным, запишите проверочные слова.

Образец: учиться (чему?) аккуратности.

Взывать к совест…, промолчать из скромност…, жить в праздност…, съесть с жадность…, спрятаться в зелен…

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа  по теме «Имя прилагательное».

1.Вставьте окончания имен прилагательных

Вишнев_____  варенье, земляничн_____  джем, яблочн_____   повидло, весенн_____  пора, ясн_____   день, добр_____  утро, дружн_____  класс, счастлив_____   детство, красив_____   девочка.

2. Вставьте окончания имен прилагательны, определите падеж прилагательного

В глубок_____  снегу, ненастн_____  утром, в прозрачн_____  воде, на голуб_____   небе, над высок_____  скалой, о любим_____  герое, вижу лесн_____  тишь.

3. Надпишите падежи имен прилагательных

Один из чудесных цветков весны – это ландыши. В мае раскрываются его маленькие бутончики. И вот уже на тонкой ножке висят крохотные белые колокольчики. И все смотрят в одну сторону.  Дружные растения.

Ландыш цветет недолго. И скоро вместо фарфоровых колокольчиков появляются зеленые ягоды. Потом они становятся красными. Это плодики ландыша, в котором находятся семена.

(Ю. Дмитриев)

        

4. Просклоняйте словосочетание: тонкая ветвь.

И.п._________________________________________________

Р.п. _________________________________________________

Д.п._________________________________________________

В.п._________________________________________________

Т.п._________________________________________________

П.п_________________________________________________

Контрольный диктант №6  по теме «Имя прилагательное»

Зимний день

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали с лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)

Грамматическое задание

1.  Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Составить три словосочетания:

1) прил. + сущ. м. р. в Т. п.,

2) прил. + сущ. ср. р. в Д. п.,

2) прил. + сущ. ж. р. в П. п.

Контрольный диктант  №7   по теме «Местоимение»

Лесной голосок

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая — кукушка! (119 слов)

Грамматическое задание

1.  Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.

2. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.

В субботу _______  пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На ______ были красные, жёлтые, оранжевые листья. ______ встал под деревом. На ____ дождём посыпались осенние листья.

Контрольное списывание

Вставьте пропущенные буквы. Спишите.

Пеликаний пассажир.

Друз__я живут в заповедник__. Огромный пеликан и маленький к__тёнок. Обычно они встр__чаю[ца] после рыбн__й ловли. Пока пеликан ловит рыбу, к__тёнок с__дит на б_регу. Но вот птица с добычей выбралась на сушу. Р__скрыла свой клюв и ш__р__ко раст__нула свой мешок под ним. Тут к__тёнок (не)т__ряется. Он быстр__ з__бирае[ца] в клюв и лакоми[ца] ры__кой.

Однажды к пеликану неож__данно  п__дош__л  человек. В это время к__тёнок с__дел у пеликана в клюв__. Пеликан затолкал к__тёнка в мешок и взмыл в воздух. Птица делала над оз__ром круг за круг__м, пока человек (не)спрятался в кустах. Тогда птица опустилась и р__скрыла клюв. На землю важно вышел пут__шественник – к__тёнок.

Контрольный диктант №8  по теме «Глагол»

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (53 слова)

По А. Гайдару

Грамматическое задание

1.  Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.

2. Поставить глаголы в неопределённую форму: пришла, идёт, посмотрит.

Проверочная работа  по теме «Глагол»

Вариант 1

  1. Замени словосочетание глаголом в неопределённой форме:

Сделать ремонт -____________________;  прийти с поздравлением - ________________; принять решение  - ____________________;

  1. Зачеркни окончания, которые не относятся к данному спряжению:

І спряжение: -у, -ю, -ешь, -ит, -ем, -ете, -ат, -ят;

ІІ спряжение: -у, -ю, -ишь, -ет, -им, -ите, -ут, -ют;

  1. Определи число, род глаголов прошедшего времени:

Был тёплый августовский день. Солнце грело землю. Мы с друзьями отправились на озеро. Дорога шла через лес. Вдруг Саша заметил под деревом большой гриб. Он наклонился и закричал: «Да тут целое семейство!». Мы поспешили к Саше.

  1. Определи спряжение глаголов:

Прошу, пишу, плыву, ношу, строю, смотрю, стелю, ловлю, гуляю, держу.

  1. Вставь пропущенные буквы в окончания глаголов:

Люб___м,  стро__т, устанавлива__т, уважа__т, гуля__м, броса__т, улыба__тся, вид__т, догоня__те, сочиня__м, наступ__т, стел__т, держ__т, защища__т, бре__т, точ__ш__, напиш__ш__, выпь__ш__, посыла__ш__, увид__ш__, разруша__ш__, погон__ш__ся.

-тся или -ться?

Красота пригодит__ся, сказка сказывает__ся, умеют сворачиват__ся, начинают покрыват__ся, песня льёт__ся, одет__ся тепло, искупат__ся в речке, уклоняет__ся от работы, можно собират__ся, глаза светят__ся, катат__ся на коньках.

Вариант 2

  1. Замени словосочетание глаголом в неопределённой форме:

Сделать ремонт -____________________; прийти с поздравлением - ________________; принять решение  - ____________________;

  1. Зачеркни окончания, которые не относятся к данному спряжению:

І спряжение: -у, -ю, -ешь, -ит, -ем, -ете, -ат, -ят;

ІІ спряжение: -у, -ю, -ишь, -ет, -им, -ите, -ут, -ют;

  1. Определи число, род глаголов прошедшего времени:

Был тёплый августовский день. Солнце грело землю. Мы с друзьями отправились на озеро. Дорога шла через лес. Вдруг Саша заметил под деревом большой гриб. Он наклонился и закричал: «Да тут целое семейство!». Мы поспешили к Саше.

  1. Определи спряжение глаголов:

Прошу, пишу, плыву, ношу, строю, смотрю, стелю, ловлю, гуляю, держу.

  1. Вставь пропущенные буквы в окончания глаголов:

Люб__м, стро__т, устанавлива__т, уважа__ т, гуля__м, броса__т, улыба__тся, вид__т, догоня__те, сочиня__м, наступ__т, стел__т, держ__т, защища__т, бре__т, точ__ш__, напиш__ш__, выпь__ш__, посыла__ш__, увид__ш___, разруша__ш__, погон__ш__ся.

-тся или -ться?

Красота пригодит__ся, сказка сказывает__ся, умеют сворачиват__ся, начинают покрыват__ся, песня льёт__ся, одет__ся тепло, искупат__ся в речке, уклоняет__ся от работы, можно собират__ся, глаза светят__ся, катат__ся на коньках.

Итоговый контрольный диктант

Последние денёчки

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78слов)

Грамматическое задание

1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

2.  Разобрать слова как части речи. Укрыли, молочным, (за) ночь.

3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова ледяные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы для 1 класса

Контрольно-измерительные материалы (КИМ)  для 1 класса - входной, рубежный и итоговый .Рубежный - интегрированный. Итоговые - по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению...

Контрольно-измерительные материалы в 4 классе.

Русский язык и математика по программе "Планета Знаний"...

Контрольно - измерительные материалы 2 - 4 класс

Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы. Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряд...

Контрольно-измерительные материалы 1-2 класс

Упражнения для закрепления знаний учащихся 1-2 классов...

Контрольно - измерительные материалы русский язык 4 класс

Данный комплекс самостоятельных тестовых работ поможет учителю в работе по оценке достижений обучающихся...

Контрольно-измерительные материалы Русский язык 2 класс Итоговая тестовая проверка знаний

Я использую этот материал как индивидуальную работу.Ученик, выполняя задания, уверенно « плывёт» по океану Знаний и отлично завершает его плавание.Может:- проверить, насколько хорошо усвои...

Контрольно – измерительные материалы для 3 класса по учебным предметам :русский язык (УМК «Начальная школа 21 века»)

Средства контроля для 3 класса по учебным предметам : русский язык (УМК «Начальная школа 21 века»)...