урок по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Трофимова Марина Викторовна

склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. дательный падеж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_4_klass_r.ya_.docx115.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сабинская ООШ»

Конспект открытого урока

на тему:

Склонение имён прилагательных

мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж.

4 класс

Учитель начальных классов – Трофимова М.В.

2020 год

27.01.2020

Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж.

Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Задачи: развивать умение распознавать падеж имени прилагательного; закрепить умение определять падеж имени существительного;  расширять словарный запас детей; воспитывать внимательное отношение к людям, прививать культуру общения. 

Формируемые УУД:

  • познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
  • коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • регулятивные  — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин.)

Здравствуйте!

Начинается урок,

Он пойдет ребята впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять».

  Сегодня я предлагаю вам поиграть в снежки, а в конце урока слепить из них снеговика. Для этого нам предстоит выполнить много интересных заданий и упражнений. (За каждое выполненное упражнение на доску вывешивается снежки, из которых формируется снеговик).

II. Актуализация знаний. (4  мин.)

  1. Словарная работа.

Запишите сегодняшнюю дату. Классная работа.

Запишите слова и расставьте ударение

звонит, силос, средства, начать, углубить, столяр.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность работы

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4  мин.)

Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

(часть речи имя прилагательное)

- Обернитесь или подойдите к своим одноклассникам в группы по 4 человека и решите тесты. Найдите ключевое слово, по буквам правильно отмеченных ответов.

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет        с) признак предмета          в) действие предмета

  1. На какие  вопросы отвечает имя прилагательное?

т) Кто? Что?  л) Что делает? Что сделает?    к) какой? какая? какое? какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?

      3.Как определить род прилагательного?

м) по вопросу         л) по существительному ,с ним связанному.

4.Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя        о) –ое, -ее      и) –ый, -ий, -ой.

5.Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным          н) второстепенным

6.Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?

а) вежливый       е) аккуратный          о) хлопотливый

7.С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным          т) с глаголом           с) с наречием.

  1. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка         и) вода         е) уводить

  1. Прилагательное это:

                      о) часть слова           и) член предложения          е) часть речи

-  Сформулируйте тему урока. (дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода).

—  Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже, научиться правильно их писать.)

IV. Первичное закрепление полученных знаний. (10 мин.)

  1. Работа по учебнику (стр. 20).

Упражнение 38.

- Рассмотрите схему.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные в дательном падеже?

- Назовите имена прилагательные. Какие падежные окончания имеют имена прилагательные в дательном падеже?

                        

         Работа в парах по карточкам

- Найдите ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спишите, исправив ошибки, доказав правильность суждения

горячей спор

солнечной день

белой снег

красная пальто

холодной дождь

V. Физкультминутка. "Собери в корзинку" (3 мин.)

Найдите в классе слова - имена прилагательные в дательном падеже, прикрепите на доску. Докажите, что нашли правильно.

Снежный   снежному пушистый  пушистому северному северными  зелёному светлому солнечного  солнечному летнего  летнему зимнему  зимнего  красивые красивыми красивому  летний

VI. Первичное закрепление. (10 мин.) 

1. Работа по учебнику

Упражнение 40 (по рядам)

  1. Работа в тетрадях.

У каждого из вас есть внутри маленькое солнышко. Это солнце – доброта. Она очень нужна и вам самим и близким вам людям. Ведь доброта, любовь и помощь согревают, как солнце.

-Какими положительными качествами обладает добрый человек?

Грамматическое солнышко

внимательный

гостеприимный

дружный

милосердный

преданный

верный

34c196b8adb4

добродушный

гуманный

честный

уважительный

тактичный

человечный

Возьмите любое  имя прилагательное, добавьте по смыслу существительное и запишите словосочетание в дательном падеже.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(3 мин.)

В книге, которую вы сейчас читаете выпишите 10 словосочетаний  м.р.и ср.р в Д.п.

IX. Рефлексия.  (3  мин.)

—  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

—  Что мы повторили?

—  За что вы можете себя похвалить?

Самоанализ урока русского языка

В 4-а классе обучается 12 человек.  

На данном уроке присутствовало __ человек.

Тема «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж».

Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Задачи: 

Обучающая: развивать умение распознавать падеж имени прилагательного; закрепить умение определять падеж имени существительного;  

Развивающая: расширять словарный запас детей;

Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к людям, прививать культуру общения. 

Формируемые УУД:

  • познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
  • коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • регулятивные  — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы работы: 

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (работа с опорной схемой);
  • практические (работа в тетради)

Формы работы: фронтальная, групповая (в паре), индивидуальная, дифференцированная.

Средства: учебник «Русский язык», 2 часть Канакина В.П., Горецкий В.Г., индивидуальные карточки, слова для физкультминутки.

Реализация цели осуществлялась через содержание урока, в котором выделяю следующие этапы:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний .
  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (постановка проблемного вопроса,  формулирование обучающимися темы и задач урока при помощи учителя).
  4. Первичная проверка понимания (работа по учебнику, изменение окончаний имен прилагательных в словосочетаниях).
  5. Первичное закрепление (индивидуальная работа по карточкам ).
  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  7. Рефлексия (подведение итогов урока).

На уроке реализованы принципы обучения:

  • принцип деятельности: учащиеся участвовали усвоении новых знаний, что способствовало успешному формированию общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  • принцип целостности: формирование у учащихся обобщенного системного представления о падежах имени прилагательного.
  • принцип психологической комфортности: создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Для достижения цели урока была организована фронтальная, групповая (парная), индивидуальная работа.

Применение фронтальной и индивидуальной работы способствовало проявлению индивидуальных качеств и инициативы каждого ученика, учит обучающихся слушать и слышать мнение других, выбирать верное решение. Также, индивидуальная работа была построена с учетом дифференциации учебных заданий.

Использование групповой (парной) работы позволяет решить следующие задачи:

  • возрастает глубина, понимание материала, познавательная активность;
  • меняется характер взаимоотношений между обучающимися;
  • учащиеся приобретают умение строить свое поведение с учетом позиций другого человека.

Организация контроля осуществлялась через формы:

  • словесная характеристика;
  • взаимопроверка.

Самооценка и взаимопроверка приучает детей объективно оценивать результаты деятельности товарища и свои возможные достижения.

Считаю, что содержание урока, методы, формы способствовали достижению следующих результатов урока:

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию.

Метапредметные: познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;  регулятивные  — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Предметные: определять дательный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных, правильно писать безударные окончания родительного падежа мужского и среднего рода имен прилагательных,   составлять диалоги на заданную тему.

Все этапы были последовательны и направлены на достижение хорошего результата. В целом я считаю, что все поставленные цели и задачи на уроке были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...