Формирование регулятивных УУД на начальном этапе обучения
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Костырева Ирина Александровна

Материа полезен для учителей  1 классов, т.к. в нем даётся полное описание   регулятивных  ууд и приводятся примеры методов и приемов по их развитию в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_reg.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

               Формирование   регулятивных  УУД в 1 классе

         По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных
учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий,
включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу,
планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане),
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение».
Перед учителем встаѐт проблема отбора методических приѐмов
формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого
класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста
определение: «У каждого урока есть тема. Тема – это то, о чѐм мы будем
говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь
понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите,
о чѐм мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.
«Тема урока математики «Задача. Условие и требование». О чѐм будем
говорить на уроке?». Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание
цели урока. Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в
учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или
показать тему вверху страницы. В дальнейшем обучающиеся научатся
определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая
название темы урока.
Работа по планированию своих действий способствует развитию
осознанности выполняемой деятельности, контроля  за  достижением ц ели,
оценивания, выявления причин  ошибок  и  их  коррекции.
Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и
оценка. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать,
прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций,
входящих в состав действий.
Основная цель 1- го класса в части формирования контрольнооценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с
заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в
качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его
правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство,
различие.  Научиться  договариваться о выборе образца для сопоставления.
Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к
менее детальному.
Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием
контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае
заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения
учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение
учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.
Можно выделить основные требования к  формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников:
1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам
обучения,
2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной
деятельности школьников.
3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки
учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.
4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием
5) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы,
направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его
личных достижений.
6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях
диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления,
установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических
мероприятий.
7) Должен преобладать процессуальный контроль над результативным.
     В своей работе на данном этапе я использую  следующие
приемы:
- с действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с
первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением
они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с
соответствующим настроением на лице и постараться найти причину,
вызвавшую такое настроение.
- оценочная самостоятельность – самостоятельное установление
качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой
помощи, на основе собственных знаний и умений.
- формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в
период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается
точный образец установленной единицы измерения, и со шкалами.
Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания
(русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв,
соединения букв и цифры.
Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося.
Приучив учащихся работать с эталонами такого вида, они будут готовы
выработать собственные эталоны, которые помогут осуществить
объективное оценивание своей работы.
Основной целью формирования рефлексивных способностей на данном
этапе ставится разведение эмоциональной и содержательной оценок своей
работы.
Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой
учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение
всей темы.
Несоответствие оценки ученика и оценки учителя – повод для
рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.
Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты,
имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом
случае можно использовать работу в парах двумя способами:
1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика
сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою
оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен
тетрадями и оценивание в паре.
Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком.
Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.
Проверяя тетради,  можно судить  об адекватности оценки    учащихся.
Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого
можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь.
Обычно после объяснения и закрепления нового материала спрашиваю у детей, все ли было понятно на уроке?   Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых  тапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для  данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам  дается небольшое по объему задание на только что изученную тему.  После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается  оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак  «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.   Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом.
Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок,
он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил
свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не
соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.
В первом классе можно использовать и другой прием: при проверке
тетрадей учитель не исправляет ошибку, а лишь указывает на нее на полях
палочкой. Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить
свою ошибку.  

Для развития самоконтроля и самооценки  регулярно задаются вопросы:

- Что ты узнал на уроке?
- Чему научился?
- За что себя можешь похвалить?
- Над чем еще надо поработать?
- Какие задания тебе понравились?
- Какие задания оказались трудными?
- Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ученика
необходимо  спрашивать его:
-Что нужно было сделать в этом задании?

-Какая была цель, что нужно было получить?
-Удалось ли получить результат?
-Найдено решение, ответ?
-Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в
чем?)?
-Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто
помогал? в чем?)?
-Как ты оцениваешь свою работу?
Далее предлагается другим школьникам оценить ответ одноклассника,
и только после этого может оценить выполнение задания сам. На эту
подробную работу отводится примерно две недели. Далее ученики уже
вполне самостоятельно могут оценить себя и своего товарища.
В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям,
выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой
учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна
индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования
умений.
Рассмотренные приѐмы формирования регулятивных УУД позволяют
вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМ-ОПОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В статье говорится о применении схем-опор на уроках английского языка для более легкого усвоения учебного мате...

Формирование графомоторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи

Исходя из названия темы, цель данной статьизаключается в подборе упражнений, заданий, игр на формирование графомоторных навыков и в использовании их на практике, конкретно, на начальных этапах обучени...

Проект «Формирование умения чтения на начальном этапе обучения»

Проект «Формирование умения чтения на начальном этапе обучения»Автор: Киле Ю.Н.,учитель английского языкаГБОУ СОШ № 2882020, Санкт-Петербург...

Процесс формирования коммуникативной компетенции посредством сказок при обучении английскому языку на начальном этапе обучения.

Tell me and I forget!Teach me and I rememberInvolve me and I learn !»( BENJAMIN FRANKLIN)Процесс формирования коммуникативной компетенции посредством сказок при обучении английскому языку на нач...