Методические разработки.
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Методические разработки по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx53.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки уроков.

«Русский язык» авт. В.П.Канакина

1 класс

(50часов, 5 уроков в неделю)

НАША РЕЧЬ (2ч.)

Урок 1. Знакомство с учебником «Русский язык».

Наша речь. Её значение в жизни людей.

 Целевая установка: познакомить с учебником, рабочей тетрадью; учить   понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти, высказывать своё мнение относительно значимости речи в жизни людей,  дать первоначальное представление об основных видах речевой деятельности человека;  ввести  в активный словарь детей слова-термины: слушание, говорение, чтение, письмо ; оценивать результаты деятельности на уроке.

                       План урока

1. Знакомство с новым для учащихся информационным объектом - учебником «Русский язык» ( обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение, упражнения и задания к ним и др))

2. Чтение и обсуждение Обращения авторов к первоклассникам ( стр.3)

3. Знакомство со шмуцтитулом ( страничкой в учебнике, открывающей первый раздел курса русского языка.) и его назначением в  учебнике.  Определение целевой установки изучения раздела «Что узнаем, чему научимся»

 4.  Чтение названий темы «Наша речь» и учебной познавательной задачи  «Для чего нужна речь?» (учебник, стр. 6)  , уточнение  их понимания.  

5. Конкретизация задачи урока урока..  Воспроизведение представлений детей о речи, полученных в период обучения грамоте.

  • Определение значения слова речь ( одно из значений этого слова -  способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом).
  • Обсуждение ответов на вопросы:  Из чего состоит наша речь?( Из слов)   А может ли быть речь без слов?
  • Обмен мнениями детей при ответе на вопрос: о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? Почему? ( Рассматривание иллюстрации к упр.1)    

6. Чтение предложения Л. Успенского (учебник, упр. 1). Определение его главной мысли: только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.  Соотнесение высказывания и рисунка  ( учебник,  упр. 1).

     7. Знакомство с видами речевой деятельности человека (учебник, упр.2) с опорой на схему и рисунки (учебник, стр. 5).

  • Чтение названия схемы и записей в ней.  Обсуждение, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя  и  в каких случаях жизни человека осуществляется слушание? говорение? чтение? письмо?   речь про себя?
  • Рассматривание и обсуждение рисунков. Соотнесение рисунков с отдельными видами речевой деятельности.
  • Чтение сведений о речи: слушание, говорение, чтение и письмо – это наша речь

Вывод: речь есть один из главных способов общения людей друг с другом.

8. Знакомство с рабочей тетрадью. Выполнение заданий (рабочая тетрадь, упр. 1). Ответ на вопрос: какими еще рисунками можно было бы проиллюстрировать каждый из видов нашей речи?

7. Итог урока:

  • Когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь позволяет людям общаться друг с другом. Для того чтобы состоялось общение, наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.)
  • Какими видами речи мы пользуемся   на уроке? Что можно отнести к говорению? слушанию? чтению? письму?
  • Что же такое наша речь? Ответить определением-определением из учебника.

 Урок 2. Язык и речь. Устная и письменная речь (общее представление). Русский язык – родной язык русского народа. Русский язык – государственный язык нашей страны, Российской Федерации.

                 

Целевая установка:  дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения ; учить практически различать речь устную и речь письменную; формировать чувство  уважения к русскому языку, как  национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, а также  чувство уважения к языку других народов;   ввести в активный словарь детей слова-термины «устная речь», «письменная речь» и слова с непроверяемым  написанием: язык, русский язык , учить оценивать результаты деятельности на уроке

                                  План урока

1.Воспроизведение названия темы «Наша речь»; обсуждение ,что мы относим к нашей речи ( слушание, говорение, чтение, письмо).

2.Чтение  первой учебной познавательной задачи: Какой бывает речь?  ( учебник, стр. 7) Уточнение её понимания.

3. Работа с текстом: Чтение текста (учебник, упр. 3), осмысление его содержания. Обсуждение ответов на вопросы: что нового вы узнали из текста? что такое устная речь? письменная речь? Почему этим формам речи дали такие названия: устная, письменная?

4. Выполнение заданий (учебник, упр. 4).

  • Рассматривание рисунка. Ответ на вопрос: как вы догадались, что рисунки даны к сказке «Колобок»? Рассказывание подготовленными детьми фрагмента сказки, соответствующего рисунку, по данному началу: «Катится Колобок по дороге, а навстречу ему...»
  • Чтение речи персонажей сказки, выяснение значений слов косой и заяц.
  • Ответы на вопросы: к какой речи ты отнесёшь запись разговора сказочных персонажей: к устной или письменной? Какой речью ты воспользуешься, чтобы передать содержание сказки?
  • Разыгрывание сценки встречи Колобка и Зайца из сказки «Колобок» .

 5. Чтение  второй учебной познавательной задачи: Что такой родной язык? ( учебник, стр. 8)  Выяснение понимания значений слова язык, словосочетаний   русский язык,  родной язык.  

6.Рассматривание рисунков и предложений, написанных на разных языках (учебник, упр. 5). Ответы на вопросы: какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему? Чтение текста под рубрикой «Обрати внимание...» и подведение детей к выводу: прочитать и понять написанное можно тогда, когда владеешь родным (или неродным) языком.

( Учитель обращает внимание на то, что каждый человек должен знать и любить свой родной язык и уважительно относиться к другим языкам и народам , говорящих на своём родном языке.  На этом этапе урока возможно прослушивание какого-либо текста на русском и иностранном языках. Ответы на вопросы: какая речь звучала на русском языке? Как вы об этом узнали? А на каком языке звучала другая речь? Поняли ли вы ее? Почему?)

7.Чтение сведений о языке Русский язык – государственный язык нашей страны, Российской Федерации.  Выяснение понимания слов (государственный, Российская Федерация)

8.Списывание предложения, написанного на русском языке. ( Учитель обращает внимание на памятку в учебнике №1 на стр. 134 «Как научиться правильно списывать слова, предложения, текст»). Оценка правильности  написанного предложения.

6. Работа со  словами с непроверяемыми написаниями: русский язык (Обращается внимание на знак, по которому можно определить словарное слово, рисунок). Выяснение значений многозначного слова язык, русский язык; их запись с выделением трудных для написания мест в слове (орфограмм).  Слово  язык  ученики находят в орфографическом словаре, к которому всегда можно обратиться за помощью, если забудешь написание этого слова.

7.Самостоятельная работа: вписать в предложение пропущенное слово: упр.2 ( рабочая тетрадь)

8.Итог урока: выполнение задания из учебника «Проверь себя» или обсуждение вопросов, данных на шмуцтитуле к разделу «Наша речь»

9. Домашнее задание:   Подготовиться дома к разыгрыванию сценок из сказки «Колобок»  по рисункам упр. 3 ( рабочая тетрадь, стр.5).

                   ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ДИАЛОГ   (3ч.)

Урок 1. Текст и предложение (общее представление)  Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.

Целевая установка:  дать общее представление о тексте   как единице речи;  учить различать текст и предложения; наблюдать над связью предложений в тексте, соотносить содержание текста и рисунок к нему, учить выбирать из ряда заголовков наиболее подходящий к данному тексту, подбирать свой заголовок к тексту, составлять текст из деформированных предложений, проговаривать вслух последовательность действий при списывании, развивать монологическую речь на основе воспроизведения содержания знакомых детям сказок, ввести в активный словарный запас слова текст, предложение.

1. Проверка домашнего задания. Воспроизведение содержания сказки и разыгрывание сценки подготовленными учениками.

2.Рассматривание щмуцтитула (учебник, стр.9). Чтение названия раздела.    Определение целевой установки изучения раздела « Чему  будем  учиться».

3.  Определение познавательных задач урока Что такое текст? Что такое предложение?  ( учебник,стр. 10)

4.Наблюдение над связью предложений в тексте (учебник, упр. 1). Выразительное чтение текста. Задания к анализу текста: то, что вы прочитали, — это отдельные предложения или текст? Об одном явлении или о разных говорится в предложениях текста? О ком и о чем говорится в каждом предложении? Можно сказать, что во всех предложениях говорится о приближении весны? Подходит ли рисунок к тексту?  Какой заголовок из данных может подойти к тексту  «Первый весенний денек», « Льдинки на окне», «Весна пришла»? Придумайте свой заголовок.  

5. Обсуждение:  Из чего состоит текст? Можно ли называть текстом одно предложение? Можно ли назвать текстом несколько предложений, каждое из которых сообщает сведения, не связанные между собой? Обобщение учителя: Текст состоит  из   предложений, предложения в тексте связанны между  собой по смыслу   Текст можно озаглавить. Чтение сведений о языке в учебнике. (От детей не следует требовать запоминания этого определения.)

6. Упражнение в выделении предложений из текста  (учебник, упр. 2).  Чтение текста ещё раз   (учебник, упр. 1), определение, какая мысль выражена словами каждого предложения. Воспроизведение знаний об оформлении предложений на письме ( первое слово записывается с заглавной буквы, между словами предложения – пробел, в конце предложения поставлен знак точка)

7.Соотнесение рисунка и того предложения, которым можно этот рисунок подписать, подбор предложения, которым можно подписать рисунок. Комментированная запись этого предложения или самостоятельное списывание предложения. 

Перед записью задание типа  проговаривания вслух   последовательности действий  при списывании: подготовься правильно списать любое предложение. Сначала прочитай предложение вслух. Отчетливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам. Затем прочитай шепотом, запоминай, как пишутся слова. После этого проговори по слогам первое слово. Напиши его. Проверь. Так же записывай каждое слово предложения.

8.Рассматиривание рисунков и определение по ним сказок ( рабочая тетрадь, стр.6, упр1.) Рассказы о персонажах сказок.( На первом рисунке изображён Айболит из сказки К.Чуковского «Айболит». Он читает телеграмму, в которой больные звери просят о помощи. И др.) Вопрос: Можно ли каждый устный рассказ назвать текстом?

9. Коллективное составление предложений по данному началу ( рабочая тетрадь, стр.6, упр.2) и  их запись. Проверка написанного. Обсуждение: можно ли назвать записанные предложения текстом.

 10. Прослушивание отрывка из сказки «Курочка Ряба» со слов: «Дед и баба плачут; курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое — простое» (читает учитель или подготовленный ученик), определение названия сказки, а также ее части (начало, середина или конец). Составление из слов и сочетаний слов предложений (рабочая тетрадь, упр. 3); определение, откуда эти предложения; установление такой последовательности предложений, которая бы соответствовала той, что дана в сказке. Выполнение заданий упражнения.  

11.  Итог урока: расскажите, что вы узнали о тексте. Из чего он состоит?      12.Домашнее задание ( рабочая тетрадь, упр. 3 – устное задание.)

Урок 2. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль (общее представление). Связь слов в предложении. Оформление предложений в устной и письменной речи.  

Целевая установка:  дать общее представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль; учить различать предложение и слово; выделять предложения из текста, произносить их с правильной интонацией, опираясь на знаки конца предложения и содержание предложений, писать слова в предложении раздельно; употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения; понимать схемы предложения,  моделировать состав предложения, сравнивать схемы предложений и предложения, подходящие к ним,  подбирать схему к предложению;   ввести в активный запас учащихся слова  с непроверяемыми написаниями:  ворона, воробей

                             План урока

  1. Проверка домашнего задания. Слушание продолжения сказки.

2. Определение познавательной задачи урока: Что такое предложение?   ( учебник, стр. 10)

3. Упражнение  в различении слов и предложения, в установлении связи слов в предложении ( упр.3, учебник, стр. 11)

  • Обсуждение: вы прочитали   слова или предложения? Почему данные слова не составляют предложение? Что нужно сделать, чтобы из данных слов составить предложение? ( Связать слова по смыслу). А как это сделать? ( Подсказка есть в задании упражнения)  
  • Составление из слов предложений ( Предложения могут быть разными по содержанию : Бабушка читает сказку внуку. Внук читает сказку бабушке) и обсуждение, о чём говорится в каждом составленном  предложении.
  • Комментированная запись любого предложения. Обсуждается , как надо правильно оформлять предложение на письме.
  • Вывод: не каждая группа слов составляет предложение (слова в предложении всегда связаны по смыслу и выражают законченную мысль).

4.Чтение сведений о  предложении ( стр. 11, учебник). Ответ на вопрос: что говорится в определении о предложении. (Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу)

5. Подготовка к выполнению домашнего задания ( рабочая тетрадь, стр. 8, упр. 5,6.) Выполнение заданий устно.

6. Сравнение и сопоставление схем предложений (учебник, упр. 5), воспроизведение по схемам правильного оформления предложений на письме. Выразительное чтение предложений. Соотнесение предложений и схем этих предложений. Ответ на вопрос: можно ли на слух определить, каким знаком надо на письме обозначить конец предложения?   Списывание любого предложения и моделирование схемы этого предложения.

7. Обсуждение: как в устной речи выделяются предложения и как оформляются предложения в письменной речи? Чтение сведений о языке  ( учебник, стр. 13)

8.  Ответы на вопросы: чем интересна запись (учебник, упр. 4)? Легко или трудно ее прочитать? Сколько здесь «спряталось» предложений? По каким признакам вы распознали эти предложения? «Расшифровка» предложений. Определение, о чем говорится в скороговорке и поговорке.  Чтение предложений с четким проговариванием каждого слова.   Составление схемы ( на доске) к каждому предложению,   Самостоятельная запись любого  предложения.  

Для тех, кто записал предложение, дополнительное задание (рабочая тетрадь, упр. 4). Обсуждение: составляет ли запись предложение и почему? «Расшифровка» предложения-скороговорки и правильная ее запись (рабочая тетрадь, упр. 4). Проверка правильного написания слов в данном предложении.

9. Работа со словами с непроверяемыми написаниями ворона и воробей. Определение значений слов и их написания. (Учитель обращает внимание на буквосочетание оро в написании этих слов). Запись  данных слов в тетрадь.

10.Итог урока:   расскажите, что вы узнали о  предложении? В чём затруднялись?  Что узнали о правописании слов ворона и воробей?

11.Домашнее задание ( письменное задание: рабочая тетрадь, стр. 8, упр. 5,6)

Урок 3. Диалог ( общее представление). Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложения.

Целевая установка: дать первоначальное представление о диалоге  и его оформлении, учить различать диалог, находить диалог в тексте, наблюдать над оформлением предложений в диалогической речи( над постановкой тире ( - ) в диалогической речи), формировать навык смыслового и выразительного чтения, составлять диалог по рисунку, воспитывать (через содержание рисунка ) чувство уважительного и заботливого отношения к старшим по возрасту, развивать навык сотрудничества с одноклассниками при  чтении по ролям, при составлении диалога, развивать монологическую речь на основе воспроизведения конца сказки «Три медведя»,  ввести в активный запас учащихся слово-термин диалог.

                                План урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Воспроизведение представлений о предложении и тексте. Упражнение в определении границ предложений   (учебник, стр. 13, упр. 6 ). Выполнение заданий упражнения. Запись первых трёх предложений.

3. Прослушивание отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Телефон» (читает наизусть заранее подготовленный ученик), определение, из какого стихотворения эти строки, кто их автор. Выразительное чтение стихов (учебник, упр. 7). Ответ на вопрос: почему в конце предложений поставлены разные знаки? Вывод: знаки подсказывают, что говорящий хотел выразить в своей речи — испуг, радость, удивление, сообщить о чем-либо, спросить о ком или о чем-либо. Определение количества человек, принимавших участие в разговоре (Автор и Носорог). Определение предложений , принадлежащих каждому из двух участников разговора: кто задаёт вопросы ? кто отвечает? Подведение к выводу, что данная речь – это разговор двух лиц и такой текст в русском языке мы будем называть диалогом.  

4.Подготовка к инсценированию диалога в парах, выбор участников диалога. Инсценирование  диалога. Списывание первых двух предложений.

5. Чтение лингвистического текста в учебнике о диалоге( учебник, стр. 14) и правилах оформления диалогической речи (учебник, стр. 15 со слов: «Обрати внимание…..»).  

6. Подготовка и  выразительное чтение стихотворения-потешки( учебник, стр. 15, упр.8). Выполнение заданий упражнения (определение части текста, где есть диалогическая речь, выделение предложений, принадлежащих участникам диалога, проводится наблюдение над интонацией предложений в диалоге, их оформлением на письме,  инсценируется диалог,  ученики списывают выделенные предложения).

7.Ответ на вопрос: часто ли мы пользуемся диалогом в устной речи? Составление устного диалога  по рисунку( рабочая тетрадь, стр. 9, упр.8): определение содержания диалога, выбор участников разговора, придумывание содержания реплик. Обсуждение: всегда ли в жизненных ситуациях вам приходилось уважительно и заботливо относиться к старшим по возрасту.

8.Знакомство со страничкой  «Проверь себя» и её назначением.

9. Итог урока:  Что вы узнали о  диалоге? В каких случаях жизни мы пользуемся диалогом?

10. Домашнее задание. Работа со страничкой «Проверь себя» (устно), рабочая тетрадь ( стр. 9, упр. 7)

                                  СЛОВА,  СЛОВА, СЛОВА…(4ч.)

Урок 1. Слово как единица языка и речи. Слово как единство звучания и значения. Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

Целевая установка: дать представление о слове как единице языка и речи; о слове как единстве звучания и значения, показать, что в русском языке для называния всего существующего в реальном мире есть великое множество слов,  учить различать предметы ( признаки, действия) и слова, называющие предметы (признаки, действия), ставить вопросы к словам, классифицировать слова по тематическим группам; учить составлять текст по рисунку и опорным словам  и рассказывать составленный текст.

                                    План урока

1. Проверка домашнего задания. Сколько заданий выполнили, проверяя свои знания? Какие задания вызвали ваше затруднения?

2.Рассматривание щмуцтитула ( учебник, стр. 17 ). Чтение названия раздела.    Определение целевой установки изучения раздела «  С какими словами будем знакомиться на уроках при изучении данного раздела?».

3.  Определение учебной познавательной задачи урока Что такое слово?   ( учебник, стр. 18). Выслушивание мнений детей.

4. Выразительное чтение стихотворения (учебник, упр. 1, стр. 18) Рассуждение о том, является ли сочетание  слов «плим» словом.

5.Чтение сведений о языке ( учебник, стр. 18) и ответы на вопросы: Что такое слова?  Для чего они нам нужны?

6. Комментированная запись слов под диктовку: стол, воробей, ворона. Ответы на вопросы: Можно ли назвать словами то, что вы записали? Что называет каждое слово?  Какое слово является лишним? ( слово стол –это название мебели, другие слова- названия птиц). Названия каких других  птиц вы знаете?

7. Обсуждение: для чего нужны слова? Слова служат для наименования, обозначения окружающих человека предметов и явлений, их признаков и действий.

8.Чтение высказывания К.Г. Паустовского о слове (учебник, упр. 2), выявление главной мысли этого высказывания и подтверждение ее подбором примеров слов.

9.Чтение стихотворения (рабочая тетрадь, упр. 1, стр.10). Сопоставление мыслей, заключенных в высказывании К.Г. Паустовского и строках стихотворения А. А. Шибаева.  

10. Определение значений слов, выделение тематических групп слов, которые можно объединить темой весна (зима, лето)

  • Чтение слов (учебник, упр. 3). Соотнесение слова и образа, вызванного словом.
  • Ответы на вопросы: что или кого называет каждое из слов? К каким словам можно задать вопросы к т о?,  а   к  каким — ч т о?
  • Отбор слов, которые можно объединить темой «Весна» («Зима», «Лето»).
  • Составление (устно) предложений с любым словом.
  • Задание на выбор: списать два «весенних» слова или записать предложение с любым из «весенних» слов.

11.   Рассматривание рисунка  (рабочая тетрадь, упр. 2, стр.11)), подбор к нему названия. Дописывание букв в словах и проверка написания слов (учебник, упр. 3). Объяснение, почему словам даны такие названия: подснёжник, ледоход.

12. Сопоставление реально существующего предмета ( признака, действия) и слова-названия этого предмета (признака, действия) Рассматривание рисунка (учебник, упр. 4). Выполнение заданий. (Учитель обращает внимание на то, что предмет (его признак или действие) и слово, называющее этот предмет (его признак или действие), не одно и то же.) Например, учитель может вести беседу так: «Что за предмет вы видите? (Сосуд (аквариум), в котором живут рыбки.) А что можно сделать с этим стеклянным сосудом? (Передвинуть с места на место, налить в него воды, нечаянно разбить...) А как называют этот предмет? (Аквариум.) Проговорите это трудное слово по слогам. Что можно сделать со словом аквариум? (Произнести, написать, определить, на какой вопрос отвечает это слово, составить с этим словом предложение...) Слово аквариум и предмет, который называется этим словом, — это одно и то же или нет? Почему?» И т. д.

13.. Составление текста ( устно) по рисунку и опорным словам (учебник, упр. 5). Примерный текст: «В аквариуме плавают маленькие рыбки. За ними наблюдает любопытный кот. Хитрый плутишка хочет поймать красивую рыбку. Ну и котик-коток!»  

14. Итог урока: когда слово является словом? Для чего нужны слова в речи? Что могут называть слова?  Предмет и слово-название предмета – это одно и то же?

 15.Домашнее задание:  Запись   слов (рабочая тетрадь, упр. 1, стр. 10).

 

Урок 2. Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений. Вопросы, на которые отвечают эти слова. Тематические группы слов.

Целевая установка: приобретать опыт в  различении слов, обозначающих предметы, признаки и действия по лексическому значению и вопросам;  учить правильно ставить к словам вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? и др.;  развивать умение классифицировать слова, называющие предметы, признаки;    учить соотносить текст и рисунок., составлять речевое высказывание на основе текста и рисунка, ввести в активный словарный запас слова-термины «слова-названия предметов», слова-названия действий предметов», слова-названия признаков предметов»

                                         План урока

1.Определение учебной познавательной задачи урока  Что могут называть слова?   ( учебник, стр. 21).  Обсуждение  мнений детей.

3. Наблюдение над словами - названиями предметов и явлений, названиями признаков предметов и явлений, названиями действий предметов и явлений (учебник, упр. 6, стр. 21.):

  • Рассматривание таблицы, чтение названия таблицы, чтение трёх групп слов и вопросов, на которые отвечают слова каждой группы.
  • Анализ слов каждой группы, например слов-названий предметов: чтение слов ( ворона, дождь, снег, яблоко, ребята), постановка вопросов к каждому слову кто? или что?    
  • Обобщение:  к словам-названиям предметов мы будем относить не только слова, обозначающие предметы (стол, стул, ковер), но и слова, обозначающие людей (мальчик, учитель, дети), животных (еж, бабочка, акула, утка), явления природы (град, снег), события (праздник, митинг); эти слова отвечают на вопрос к т о? или ч т о?
  • Аналогично проводится работа со словами-названиями признаков  и  словами- названиями действий предметов.
  • Подбор своих примеров слов каждой группы. Составление предложения с любым словом из таблицы.  

4. Упражнение в  различении слов, обозначающих предметы, признаки и действия по лексическому значению и вопросам (учебник, упр. 7). Чтение слов.  Ответы на вопросы: по какому признаку распределены слова в три группы? Определение, какие из этих слов называют предметы, какие — действия предметов, какие — признаки предметов?  Соотнесение слов-названий с вопросами: какие слова отвечают на вопрос к т о? или ч т о?, какие — на вопрос что делает? и др. Составление предложений с использованием данных слов и запись одного из них.

5.Упражнение в классификации слов по группам ( рабочая тетрадь,   упр. 3, стр.12.) Выполнение устных заданий. Подготовка к выполнению письменных заданий (домашняя работа).

6. . Подбор слов, называющих признаки любого из записанных слов. Определение по заданному признаку слов, называющих предмет (учебник, упр. 10). Постановка вопросов к каждому из заданных слов. Составление предложения с любым словом и его запись. (Возможно другое задание: составить и записать словосочетания с данными словами: зеленая лента, доброе утро... .)

7. Проведение игры: учитель называет слово, обозначающее действие: идет (ловит, играет, думает, живет, плывет...). Дети подбирают слова-названия предметов, которые могут совершать эти действия.  

8. Чтение текста (учебник, упр. 11). Ответы на вопросы: то, что вы прочитали, это текст? Устный или письменный? Из какой он сказки? Сколько предложений в тексте? О ком и о чем говорится в каждом из предложений? Назовите в тексте слова-названия предметов. Какие из этих слов отвечают на вопрос к т о? или ч т о? Есть ли в тексте слово, которое называет признак и отвечает на вопрос к а к и е? Прочитайте слова, называющие действия жар-птицы и действия Ивана-царевича. Запись первого предложения из текста.

9. Рассматривание рисунка (учебник, упр. 12). Ответы на вопросы: подходит ли текст к рисунку? Какими художник изобразил главных героев? Опишите их внешний вид и действия. Как художнику удалось передать чувства главных героев? Заинтересовал ли вас этот рисунок? Выскажите свое мнение. Составление  ответа на вопрос по данному началу «На рисунке  художник  изобразил  Ивана-царевича, жар-птицу и яблоню с яблоками. Иван-царевич схватил птицу за хвост и пытается её удержать.)

10.Итог урока: что могут обозначать( называть)  слова? Приведите примеры таких слов. На какие вопросы отвечают слова, называющие предмет? действие предмета? признак предмета? Назовите лишнее слово: небо, ветер, облако, плывёт?

11.Домашнее задание: ( рабочая тетрадь, упр. 3 и 4,  стр.12-13,     письменные  задания .

Урок 3. Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что?   Вежливые слова.  

Целевая установка: классифицировать и объединять слова-названия предметов в группы по их лексическому значению ( люди, животные, растения и др)., формировать умение ставить к словам – называющих людей и животных  вопрос кто?  к другим словам, названиям предметов,  вопрос что? и различать эти слова по данным вопросам;  различать вежливые слова и использовать их в речи, составлять диалог-просьбу с употреблением  в нём вежливых слов, осуществлять сотрудничество друг с другом при составлении диалога-просьбы, ввести в активный запас учащихся вежливые слова,

                                    План урока

1. Воспроизведение знаний о роли слов в речи, о словах, называющих предметы ( признаки, действия), и вопросах, на которые они отвеают.

2. Упражнение  в классификации и объединении слов – названий предметов по лексическому значению в тематические группы.

  • Проверка домашнего задания ( упр.4, рабочая тетрадь, стр.13) (учебник, упр. 8); проведение игры «Кто больше подберет других  слов на любую из данных тем»: «Школьные принадлежности», «Мебель», «Посуда».
  •   Нахождение лишнего слова и обоснование правильности своего ответа (учебник, упр. 8): в первой группе слов лишнее слово - тетрадь ( отвечает на вопрос что?, во второй группе слов – лишнее слово море ( отвечает на вопрос что?) Выполнение письменного задания и ответ на вопрос, к каким словам нужно поставить вопрос кто? и что?. Чтение сведений о языке.
  • Распределение слов по тематическим группам (учебник, упр.9, стр. 23): чтение слов, выяснение значений слов,  постановка к каждому из слов вопроса к т о? или ч т о?  Обоснование: почему к одним словам ставится вопрос к т о?, а к другим — ч т о?.  Письменная запись   по выбору   слов любой тематической группы.

3.Постановка новой  познавательной задачи  Какие слова мы называем вежливыми? Обсуждение вопроса-задачи.

4.Выразительное чтение стихотворений и выполнение заданий  упр. 13 ( учебник, стр.25) и упр. 6 ( рабочая тетрадь, стр.14)  Выделение из стихотворений слов-приветствий, слов- прощаний. Подбор к этим словам других слов и выражений, которые мы используем в речи при приветствии и прощании:  

             Здравствуйте. Доброе утро (день, вечер);

             До свидания. До встречи. Прощайте. До завтра и др.  

5. Чтение слов-благодарения и слов, которыми начинается просьба о чём-либо  (учебник, упр. 14, стр. 25).  Подбор  слов, близких по значению: Спасибо. Большое спасибо, Благодарю Вас;

6. Работа в группах: подготовка к составлению и разыгрыванию сценки ( как ты обратишься к товарищу с какой-либо просьбой). Заслушивание составленных диалогов.

7. Чтение сведений о языке ( стр. 25, учебник). Выяснения понимания смысла научного текста. Ответы на вопросы: Какие слова делают нашу речь вежливой? Как часто мы используем  в речи вежливые слова?

8. Итог урока: что нового о словах узнали  на уроке? Какие вежливые слова ты используешь в речи? При каких обстоятельствах?

9. Домашнее задание: рабочая тетрадь, упр. 5, стр. 14.

Урок 4.   Однозначные и многозначные слова. Слова , близкие и противоположные по значению Словари русского языка.

Целевая установка:  дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи; познакомить со словарями учебника: толковым  и словарями близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове;   ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», «слова, близкие и противоположные по значению», слова с непроверяемыми написаниями пенал, карандаш; формирование представлений о хороших и плохих качествах человека на основе работы над содержанием текста «Ленивый и прилежный», вызвать интерес к происхождению слов пенал, здравствуйте, благодарю.

                             План урока

1. Проверка домашнего задания.  

2. Обсуждение: где можно узнать, что означает слово? (учебник, упр. 15). Знакомство с Толковым словарем русского языка и толковым словарем в конце учебника. Нахождение (под руководством учителя) слов невежа и невежда в толковом словарике учебника и знакомство со значением данных слов.

3. Постановка познавательной учебной задачи урока: сколько значений может иметь слово? Обсуждение возможных ответов на этот вопрос.

      4. Наблюдение над значениями однозначных и многозначных слов: (учебник, упр. 15):

  •  Определение по рисункам слов, которые имеют одно значение ( карандаш, грач), введение термина «однозначные» слова;
  • определение по рисункам слов, которые имеют несколько значений (  кисть, колокольчик), введение термина «многозначные» слова;    обсуждение, чем похожи предметы, которыми названы многозначным словом ( по внешним признакам).
  • Нахождение значений слов ( грач, колокольчик, кисть, карандаш) в    толковом словаре учебника и уточнение их значений.
  • Обобщение: многозначные слова получили своё название по какому-либо сходству предметов(признаков, действий), которые они называют., например, по внешнему сходству.
  • Чтение сведений    об однозначных и многозначных словах ( учебник, стр. 27 )  и выяснение понимания прочитанного.

5. Картинно-комментированный диктант (дети называют предмет, изображенный на рисунке, определяют его значение и записывают слово-название, комментируя его  написание ( воробей,  ворона, пенал, карандаш). Перед записью слов пенал и карандаш учитель обращает внимание детей на  запись этих слов  в учебнике, выясняет, почему в этих словах выделены буквы.

6.  Выразительное чтение стихотворения (учебник, упр. 17), обсуждение выбора значения слова золотой для объяснения смысла выражений золотая рожь, золотые руки.  Нахождение в стихотворении диалога и его выразительное прочтение.

7. Проверь себя! Проверка умения   распознавать однозначные и многозначные слова  ( упр. 7, рабочая тетрадь, выполнение задания устно)

8. Наблюдение над словами близкими и противоположными по значению в словарях  близких и противоположных значений слов в учебнике.( стр.141,142)

9. Выразительное чтение текста ( учебник, упр. 19) (языковой материал упр. 19 позволит учителю  формировать представление о хороших и плохих качествах  человека и воспитывать  у детей ответственность за своё отношение к имеющимся  у них обязанностям Выяснение значений слов ленивый и прилежный. Обсуждение, подходит ли заголовок к тексту.  Выполнение заданий упражнения.  

10.Итог урока: где можно узнать, какое слово многозначное, а какое однозначное? Что вы узнали о словарях русского языка? Когда мы обращаемся к словарям?   Что надо знать о  написании слов пенал и карандаш. ( Знакомство со страничкой для любознательных – учебник, стр. 29)).

 11.. Домашнее задание: познакомиться со Страничкой  для любознательных (учебник, стр. 29) и подумать, сможете ли выполнить задания «Проверь себя» ( учебник, стр. 30) ;   упр. 7, 8, 9 (рабочая тетрадь, стр.15.)  

 

                                   СЛОВО и СЛОГ. УДАРЕНИЕ  (6ч.)

Урок 1. Слог как  минимальная произносительная единица.   Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.

Целевая установка: уточнить представления о слоге как части слова,   учить различать слово и слог, развивать речевой слух учащихся, определять количество в слове слогов, наблюдать над слоговой структурой различных слов,  классифицировать слова по количеству в них слогов, подбирать примеры слов с заданным количеством в них слогов, анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков,  обогащать  лексику детей словами на тему «Грибы».

                                  План урока

1.Проверка и оценка знаний по разделу  «Слова, слова, слова…» Работа с рубрикой «Проверь себя» на стр. 30 учебника. Ответ на вопрос: Что интересного о слове вы узнали из Странички для любознательных ( стр.29)

2. Знакомство с новым разделом учебника. (учебник, стр. 31.): Слово и слог. Ударение. ( Учитель обращает внимание на слова, которые, вероятно, учит правильно произносить своих друзей девочка) Определение целевой установки уроков изучения данного раздела Чему будем учиться.

3.Чтение темы Слово и слог  и определение познавательной задачи урока Как определить , сколько в слове слогов? ( учебник, стр. 32) Обсуждение ответов на вопросы:  Что вы знаете о слоге?  

4.Проведение лингвистического опыта: наблюдение над новым способом определения в слове слогов(учебник, упр. 1, стр.32): чтение текста   и выполнение заданий упражнения.. Воспроизведение других практических способов определения слогов в слове.

5.Чтение рубрики Обрати внимание и  Сведений о языке ( стр. 32)  Ответы на вопросы: Как определить количество слогов в слове? Определение в словах  из определения (у/рок, ма/ши/на)  количества слогов и количества в каждом слове гласных звуков.,

6.  Сопоставление слов по количеству в них слогов ( учебник, упр.2, стр.32), подбор слов с таким же количеством слогов в слове. Сравнение количества звуков в каждом слоге слова ива. Выполнение письменного задания упр.2.

7.Упражнение в  произношении слов-названий предметов по картинкам, определение на слух одинакового в них слога (учебник, упр.3) и  выделение звуков,  из  которых  состоит каждый слог в слове баран. 

8.Обсуждение : Из каких звуков может состоять слог? Чтение рубрики Обрати внимание! Ответ на вопрос: какой звук обязательно должен быть в слове?

9. Рассматривание рисунков (рабочая тетрадь, упр. 1, стр.16), соотнесение предметов, изображенных на рисунке, с их названиями. Коллективное выполнение письменного задания к упражнению. Определение значений слов съедобные, ядовитые (грибы). Обоснование выбора способа определения слогов в словах: подосиновик, ядовитый (гриб). Выяснение этимологии слов: подберёзовик, опята, подосиновик.

Составление устно предложений по данному концу  (рабочая тетрадь, устно упр. 2, стр.16). Ответ на вопрос: Что надо знать о написании первого слова предложения.

6.Итог урока:   Слог — это слово или часть слова? Из каких звуков может состоять слог? Как узнать, сколько в слове слогов? Подбор слов, их произнесение и определение, из скольких звуков состоит каждый слог слова.  

7. Домашнее задание: учебник, упр.4; рабочая тетрадь, упр 2, стр.. 16.- письменное задание, упр.3 (устно)

Урок 2. Слово и слог. Выделение слогов в слове. Анализ слоговых моделей слов.

Целевая установка: совершенствовать умение выделять слоги в слове разными способами; развивать речевой слух; анализировать слоговые модели слов,  соотносить слово с его слоговой моделью, подбирать слова по заданной модели; учить сотрудничеству с партнёром при выполнении учебной задачи-составления из слогов слов, ввести в активный словарь учащихся  термин «слог» и слово с труднопроверяемым написанием лисица, совершенствовать навык написания словарных слов, составление сообщения на тему»Что я узнал (а) о слоге», оценивать себя при выполнении проверочных заданий.

                         План урока

1.Постановка познавательной задачи урока  Как определить, сколько в слове  слогов. Воспроизведение знаний о способах определения слогов в слове.

2.Проверка домашнего задания. Кто больше составил слов из данных слогов? ( упр.4 ( учебник) А кто из вас составил из слогов скороговорки? ( рабочая тетрадь, упр. 3, стр.17)

3. Запись по памяти слов, написание которых надо запомнить, с предварительным проговариванием по слогам: сначала так, как мы говорим, затем орфографически  (воробей, карандаш, пенал, ворона...).

4. Работа над новым словарным словом по рисунку и слову лисица( стр.34), , объяснение значения и  написания  в слове буквы   и в первом слоге.  

Сопоставление по значению слов лисица и лисичка, запись этих слов в тетрадь, определение слогов в этих словах.

5.Выразительное чтение считалки  (учебник, упр. 5).  Работа в парах:

  • Разыгрывание сценки: дети «считаются», произнося слова считалки по слогам.
  • Анализ слоговых моделей слов. Нахождение в считалке слов, которые могут по своей структуре подойти к каждой модели.

 6.  Рассматривание картинок, называние слов-названий предметов по картинкам, произношение слов с целью определения в них слогов, запись этих слов в указанном порядке (учебник, упр.6).  Составление предложения с любым словом,  комментированная запись  одного из них.  

 7.Подготовка к выполнению задания «Проверь себя». Обдумывание заданий. Ответ на вопрос: Какое задание тебе легко было выполнить, а над  выполнением какого ты задумался? Объясни свой ответ.

8. Чтение или рассказывание начала сказки (учебник, упр. 7). Разыгрывание сценки ( совместная деятельность учащихся друг с другом). Определение слогов в любом из слов предложений с обоснованием своего ответа.  

9. Итог урока: составление сообщения учеников на тему «Что я знаю о слоге». Начало высказывания: «Слог — это часть слова. Слог можно определить по ...». Найдите в тексте упр.7 слова, в которых 1 слог ( два слога, три слога, четыре слога)

8. Домашнее задание:  учебник, письменное задание упр.7, рабочая тетрадь, упр.4, стр. 17.

                             

Урок 3. Перенос слов.  Правило переноса слов с одной строки на другую.

Целевая установка : дать представление о правиле переноса части слова с одной строки на другую, выбирать способ переноса слов в трёхсложных словах, сравнивать слова по возможности переноса части слова с одной строки на другую; учить  наблюдать над словом как средством создания словесно-художественного образа , развивать творческое воображение через создание сравнительных образов, совершенствование навыка правильно записывать словарные слова, ввести в активный словарь учащихся термины «перенос слова».

                      План урока

1. Воспроизведение изученного о слове и слоге:

  • Проверка домашнего задания.
  • Творческий диктант ( учитель читает слоги, ученик дописывает слог или слоги, чтобы получилось слово): я (зык), пти (ца), пе(нал), воро (на ) (бей), лиси (ца), кни (га)  
  • Деление слов записанных слов  вертикальной чертой на слоги . Проверка и оценка  правильности выполненных заданий.

2. Чтение темы Перенос слов  и  определение познавательной задачи урока  Как перенести слово с одной строки на другую? Обсуждение задачи урока (учебник, стр.36)

3. Выразительное чтение текста ( учебник, упр.1, стр.36), определение, что это текст, нахождение сравнений в тексте, подбор своих сравнений о плывущих по небу облаках. Запись первого предложения и оценка списывания. Нахождение в предложении слова, в котором 4 слога.

4.Наблюдение над словами,  части которых были перенесены с одной строки на другую ( учебник, упр. 2). Выполнение заданий упражнения. Вывод: если слово не умещается на строке, то его часть переносится на другую строку по слогам (зи-мой) ,на месте переноса ставится горизонтальная чёрточка (-). Чтение сведений из рубрики  Запомни ( учебник, стр.37)

5. Определение способов  переноса части слова в трёхсложных словах ( учебник, упр.3)

  • Выполнение заданий упр. 3. Рассматривание рисунков и называние по ним слов. Определение, каким одним словом можно назвать рисунки и слова? (Цветы) А какие ещё названия цветов вам известны?
  • Наблюдение, как разделены слова для переноса и как ещё можно разделить для переноса эти слова . Выполнение письменного задания.

6.Составление предложений ( рабочая тетрадь, упр.5, стр. 18).   Нахождение различий в содержании составленного предложения и   первого предложения из упр. 1 в учебнике (По небу плывут пушистые облака. По небу плывёт пушистое облако.). Запись предложения с делением слов этого предложения на слоги и запись любого двусложного слова с делением его для переноса ( плы-вут, не-бо)

7.Подготовка к выполнению домашнего задания: упр.6 ( рабочая тетрадь). Чтение и подбор слов разных тематических групп: частей суток ( утро, полдень, вечер) дней недели ( понедельник, вторник, среда…), времён года ( весна, лето, зима, осень) Обсуждение письменного домашнего задания.

8. Итог урока: Как вы поняли сочетание слов перенос слов?  Что узнали о переносе слов с одной строки на другую? Как можно перенести слово телефон ?

9. Домашнее задание:  письменное задание упр.6 ( рабочая тетрадь).

Урок 4.Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Целевая установка: дать представление о правилах переноса слов с с одной строки на другую, сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую, учить переносить слова по слогам,  находить в тексте сравнения, осознавать , с какой целью они использованы автором, подбирать свои примеры  сравнений, нахождение информации о значении слова верба в толковом словаре, оценивать результаты выполнения заданий «Проверь себя».

                                План урока

1.Воспроизведение знаний о переносе слов: 1) проверка домашнего задания , 2) запись слов под диктовку: урок, книга, пенал, ручка, лист ; сравнение слов по количеству в них слогов и определение лишнего слова ( лист), 3) ответ на вопрос: все ли слова можно перенести с одной строки на другую? Обсуждение мнений.

2. Чтение сведений о языке ( учебник,  стр. 37, рубрика Обрати внимание). Ответ на вопрос: Какие же слова из написанных под диктовку нельзя  перенести с одной строки на другую ( урок) ? А слово лист? ( в нём один слог)

3. Упражнение в сравнении слов по возможности их переноса :

  • Выполнение заданий упр. 4 (учебник, стр.38)  Запись слов, которые нельзя перенести.  Объяснение, как перенести другие слова. Запись двух трёхсложных слов, разделяя их для переноса. Оценка правильности выполненных заданий.
  • Выполнение заданий упр.7 ( рабочая тетрадь, стр 19.):чтение слов и обсуждение, какие слова нельзя перенести; подчёркивание этих слов.
  • Чтение заданий, которые предлагают нам выполнить персонажи рабочей тетради - кот и собачка – и ответ на вопрос: каких слов будет больше при записи: слов, которые надо разделить на слоги или слов, которые нужно разделить для переноса? Почему?  Выполнение заданий и взаимопроверка.

4.Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа:

  • Выразительное чтение текста  (учебник, упр.5), соотнесение содержания текста и рисунка; определение по толковому словарю в учебнике  значения слова верба  ( учитель называет  правильное произношение этого слова); работа над сравнением как одним из выразительных средств языка ( дети находят сравнения в тексте, подбирают свои сравнения, находят среди придуманных сравнений наиболее интересное) ; подбор заголовка к тексту,

5.Списывание последнего предложения из текста упр.5. Проверка написанного.  Выполнение последнего задания к упражнению.

6. Выполнение заданий  Проверь себя. Дополнительные тестовые задания есть в электронном приложении.

7. Итог урока : Когда вы будете применять правила переноса слов? Какие правила вы запомнили?

                               

Урок 5. Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Графическое обозначение ударения. Ударные и безударные слоги. Работа с орфоэпическим словарём.

Целевая установка: уточнить представления детей об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение находить в слове ударный слог; определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове, сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова, познакомить с орфоэпическим словарём русского языка, учить правильному литературному произношению слов., ввести в активный словарный запас учащихся слово-термин «ударение», «орфоэпический словарь»

                       План урока

1.Чтение темы Ударение и определение познавательной задачи  урока Что такое ударение? Какой слог в слове называется ударным, а какой - безударным? ( стр. 39, учебник)

1. Воспроизведение знаний об ударении. Выразительное чтение стихотворения А.А. Шибаева (учебник, упр. 1) об ударном слоге и  выполнение заданий упражнения.

2. Чтение   сведений о языке: что такое ударение и какой слог в слове называется ударным, а какой безударным.( учебник, стр.39) Нахождение в стихотворении А.Шибаева слов двусложных с ударным вторым слогом, трёхсложного слова с ударным третьим   слогом, трёхсложных с ударным вторым слогом; произношение этих слов.

3.Запись предложения Молоток стучит. с обозначением в словах ударения.

4.Рассматривание слогоударных схем слов (учебник, упр. 2), нахождение в них сходств ( это схемы слов) и различий ( разное количество слогов и ударение падает в словах на разные слоги. Ответ на вопрос, почему не над всеми словами поставлен знак ударения?  Подбор к каждой схеме слов. Выполнение письменного задания и его коллективная проверка.

 5. Выразительное чтение народной песенки (учебник, упр. 3), выполнение заданий, чтение сведений о языке: как найти ударный слог в слове? Правильное произнесение слова жаворонок, выяснение значения этого слова. (Обращается внимание, что в фольклорных произведениях, в народных песнях, допускается для большого благозвучия перенесение ударения в слове жавороночки на третий слог.)  Наблюдение, над какими словами не поставлен знак ударения ( односложными словами и словами с буквой ё ).

Запись первого предложения из песенки, обозначение в словах ударения, подчеркивание ударного слога. Ответ на вопрос: как найти ударный слог в слове?  

6.Чтение сведений о языке под рубрикой Запомни ( стр.40) Выяснение понимания прочитанного.

 7. Наблюдение над определением  ударения   в слове следующим способом  перенесения ударения с одного слога на второй с возвращением к верно произнесённому слову (учебник, упр. 4).  Выполнение заданий упражнения позволит ученикам прийти самостоятельно к выводу о способе определения в слове ударения.    Обобщение знаний о способах определения в слове ударения: чтение слова со звательной интонацией или попеременное перенесение ударения с одного слога на другой с возвращением к верно произнесенному слогу в слове.  

8 Знакомство с орфоэпическим словарём учебника: работа с рубрикой Обрати внимание (стр.41) Показ любого орфоэпического словаря русского языка и словаря для школьников «Говори правильно» (авторы: А.А. Бондаренко, И.В. Гуркова).

9. Работа с орфоэпическим словариком в учебнике( упр.5) : выполнение заданий,   составление ( устно) предложения с любым словом и произнесение предложения  вслух.

 10. Итог урока: что такое ударение? Как определить ударение в слове? Нарисуйте слогоударную схему к слову машина ( слово предъявлено в записи, зрительно).

11. Домашнее задание: рабочая тетрадь, упр. 8 ( стр. 20) и 13 ( стр.22).

Урок 2. Ударение. Словообразующая роль ударения

Целевая установка: дать представление о словообразующей роли ударения; наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения, развивать умение правильно произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово,   учить различать части текста, составлять сказку по данному началу и концу, ввести в активный словарный запас учащихся слово с непроверяемым написанием сорока, оценивать результаты выполненных заданий.

                           План урока

1.Проверка домашнего задания. Кто составил скороговорку из ударных слогов слов? ( рабочая тетрадь, упр. 13, стр.22)

2. Воспроизведение знаний об ударении и способах его определения в словах. Ответ на вопрос: Что такое ударение? Как определить  в слове товарищ ударение ( слово написано на доске, но не произнесено вслух)?  Обсуждение: В каком словаре можно узнать о правильном произношении слова? Почему надо правильно произносить слова?

3.Упражнение в правильном произнесении слов ( упр. 9 ,учебник, стр.43),  определение, по какому признаку распределены слова в три группы, составление предложений с любым из данных слов. Чтение рубрики Вспомни ( стр.43) и чтение подготовленным учеником стихотворения А.А. Шибаева «Буква Ё».

— Расскажи-ка,

Буква Ё.

Как твоЁ

ЖитьЁ-бытьЁ?

Буква Ё

ДаЁт

ОтчЁт:

— Ничего житьЁ

ТечЁт.

Я — ударная всегда!

— Ой-Ё-Ёй, Вот это — да!

    

4.Самостоятельное выполнение заданий упр. 12 ( рабочая тетрадь) и оценка правильности произношения слов по учебнику.

5.Наблюдение над словообразующей ролью ударения:

  • Выразительное чтение строк Я. Козловского (учебник, упр. 6, стр. 42). Выполнение заданий.
  • Сопоставление рисунков и слов (учебник, упр. 7) Обсуждение: что  помогает различить одинаковые по написанию, но разные по значению слова?    
  • Выполнение письменного задания упр.7 или упр.10 ( рабочая тетрадь, стр. 21)
  • Нахождение  в толковом словаре значений  слов, различающихся ударением. Выполнение заданий упр.8 ( учебник) .
  • Работа со скороговоркой (учебник, упр. 10), выполнение заданий.

 6.Работа со словом сорока.  Выяснение значений слова сорока (1. Птица с белыми перьями в крыльях, издающая характерный крик — стрекотание. 2. Так называют болтливого человека), а также слов сорочонок, сорочий, по-сорочьи. Объяснение написания -оро- в этих словах. Списывание скороговорки или запись под диктовку одной из пословиц. (Сорока на хвосте весть принесла. Сорока без причины не стрекочет.) Обозначение в словах ударения, подчеркивание буквы гласного звука в ударном слоге.

(Дополнительный материал по слогообразующей роли гласных  дан в  рабочей тетради в упр. 9 и 11)

7.. Составление (устно)части сказки (учебник, упр. 11): чтение начала и конца сказки, обдумывание, о чем может говориться в основной части сказки, составление содержания (индивидуально) этой части и его обсуждение, подбор заголовка к сказке, запись последнего предложения из заключительной части сказки.

8. Итог урока: какова роль ударения в нашей речи? В каком словаре можно узнать, как правильно произносить слово? Можете ли вы ответить на вопросы из заданий Проверь себя?

9.. Домашнее задание: упр.9 (учебник, письменное задание),    подготовиться придумать  сказку по её началу и концу (учебник, упр. 11).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...