Урок - проект русского языка "Паспорт имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс)

Тему «Проектная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС» я считаю актуальной. Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В конспекте урока – проекта представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, занимательные игры, творческие задания. Ребята повторяют и закрепляют знания об имени существительном в необычной форме, проводят подготовительную исследовательскую работу, изучая дома интересные факты об имени существительном как о части речи. По окончании работы на уроке у ребят остаётся не только багаж знаний, но и сам продукт проекта – памятка «Паспорт имени существительного», которую они могут применить на уроках повторения и вспомнить все изученные сведения об этой части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_proekt_pasport_imeni_sushchestvitelnogo.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Степанова Елена Геннадьевна

Урок – проект русского языка

Тема: Имя существительное.

Цель: обобщение знаний  учащихся о части речи -  имя существительное; развитие   сообразительности, логического мышления; обогащение  словарного  запаса; воспитание  чувства взаимовыручки.

Задачи:

Образовательные:

Обучать грамотному, каллиграфическому письму.

Совершенствовать умение распознавать части речи

Совершенствовать орфографическую зоркость, умение « видеть» орфограммы.

Развивающие:

Продолжать  развивать  устную     речь  учащихся.

Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас.

Продолжать  работать  по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

Развивать умение работать, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля.

Развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу.

Развивать  памяти, воображения.

Развивать умения  наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.

Воспитательные:

Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.

Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Воспитывать гордость за свои знания, коллективизм.

Воспитывать умение совместной деятельности при работе в группах.

Воспитывать  чувство  взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.

УУД:

Личностные УУД: 

-  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

-  определять и формулировать цель урока,

-  проговаривать последовательность действий на уроке,

-  учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД:

 - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД:

 -  общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Методы работы на уроке – словесные (беседа, дискуссии); наглядные (показ); практические (работа с презентацией, на доске, работа по карточкам, коллективная работа, групповая и самостоятельная работа.

Средства обучения – работа с презентацией, карточки с заданиями, демонстрационный плакат, индивидуальные карточки.

Формы контроля: фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Тип урока: обобщение знаний

Технологии:

 - проектная деятельность;

- проблемный диалог;

- ИКТ

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЭОР

УУД

Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Позвал нас на урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Настраиваются на урок

слайд

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

 

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Подготовка к активной  познавательной деятельности.

1.Чистописание

2.Словарная работа.

- Вставьте пропущенные буквы:

Праз_ничный, р_совать, д_журить, м_линовое, пр_крас_ный, ш_коладная, м_чтатель, кла__ный, к_пус_ный.

Прописывают упражнение на каллиграфию  в тетради

слайд

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

 

 

Познавательные:

выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.

Установка познавательной задачи.

-Какое слово лишнее? Почему?

 -Кто из вас догадался, о чём пойдёт сегодня на уроке речь?

- Сегодня мы разработаем проект «Паспорт имени существительного»

-Какова цель нашего проекта?

- Каким будет наш проект по форме: групповым или индивидуальным?

- Какие задачи стоят перед нами?

Выяснить назначение паспорта как документа;

Выявить и обобщить признаки имени существительного;

Создать информационный продукт.

(подчёркнутые слова дети вставляют сами, формулируя задачи урока)

-Мечтатель

Обосновывают ответ

-Об имени существительном

-Составить паспорт имени существительного

Формулируют задачи с помощью выражений-подсказок

Слайд

Слайд

Слайд

Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Формирование новых знаний

  1. Работа с толковым словарём.

-Итак, для начала нужно узнать что такое паспорт.

-Где мы можем об этом узнать?

2. Работа со значением слова.

- Где вы встречали слово «паспорт»?

- Какая информация содержится в этих документах? ( самая важная)

-В чём актуальность нашего проекта? (паспорт поможет обобщить и запомнить все признаки имени существительного)

- Приготовьте ваши заготовки-паспорта и по ходу исследования кратко будем записывать самую важную информация про имя существительное. (Приложение 1)

- В толковом словаре

-Паспорт родителей, паспорт стиральной машины и др.

-Паспорт поможет обобщить и запомнить все признаки имени существительного

Слайд

Слайд

Слайд

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

 

 

 

 

Коммуникативные:

 - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.

 

Актуализация знаний

Мозговой штурм

(работа в группах)

Весёлая переменка

Весёлая переменка

  1. Поиск информации.

- С чего нужно начинать работу над проектом?

-Как найти необходимый материал в книжных источниках?

-В изданиях используются научные термины.

-Дайте своё определение: что такое имя существительное?

-Попробуйте объяснить такое определение имени существительного.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.

- Категории словоизменительные и несловоизменительные – как вы это понимаете? Подтвердите примерами.

-Почему имя существительное так называется? Какие у вас версии?

- Какие слова первыми появляются в речи ребёнка?

  1. Сведения об имени существительном

-По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется всё то, что его окружает. Ещё первобытные люди, познавая природу, давали названия окружающим предметам и явлениям, и эти наименования закреплялись в языке. Поэтому имя существительное - важнейшая часть речи. 

3. Продолжение рассуждения.

- Как вы понимаете «Частотный словарь русского языка»?

Какие у вас будут гипотезы?

Из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи.

- Какой можно сделать вывод?

-Почти каждое второе слово в нашей речи (44%) – это имя существительное. Поэтому имя существительное – самая внушительная (по количеству слов) часть речи.

-Обратите внимание, сколько интересной информации мы узнали об имени существительном, но  в паспорт мы должны включить только самую необходимую и важную.

- Какую первую пометку мы сделаем?

4.Образование имён существительных

-Отправимся в рубрику «Путешествие в прошлое»

-Часто от существительных образуются прилагательные.

Вот пары очень старых, древних существительных:

«зелень»-трава

«камень»-стена

«вкус»-хлеб

«сила»-рать

- Составьте из них словосочетания:

Существительное +прилагательное.

(самостоятельно записывают в тетради)

- А могут быть и другие словосочетания: существительное+существительное.

В фольклоре сохраняются такие древние выражения:

-Дополните их (запись в тетрадь)

Жар – (птица)

Сапоги – (скороходы)

Скатерть –(самобранка)

-А с какими современными сложными словами мы встречались на уроках? (кафе-ресторан, лётчик-космонавт)

Физминутка

5. Значение имён существительных

-Что могут обозначать, называть имена существительные?

1.Из данных слов каждая команда должна выбрать слова со «своим» значением.

  • 1 команда-явления
  • 2 команда –события
  • 3 команда-чувства
  • 4 команда-действия

Гроза, свист, праздник, снегопад, жажда, грусть, концерт, зависть, дождь, верчение, поездка, прыжок. (Приложение 2)

  • Давайте сделаем в «паспорте» ещё одну важную пометку, что может называть имя существительное.

6.Вопросы имени существительного.

- Определяя, какой частью речи является слово, необходимо поставить к нему вопрос.

-на какие вопросы отвечают имена существительные?

-Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?

-Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО?

-Это постоянные или непостоянные признаки существительных?

-Сделаем ещё одну пометку в паспорте

-Отгадайте загадки и определите, какими существительными выражены отгадки – одушевлёнными или неодушевлёнными.

Гимнастика для глаз

-Со сбора информации

-Нужно искать по теме, выбирать самое главное и интересное

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет.

Высказывают свои предположения

Высказывают предположения

Вывод: это самая частотная часть речи.

Имя существительное – это самостоятельная и самая частотная часть речи

Работа в тетради-записывают словосочетания

(зелёная трава, каменная стена, вкусный хлеб, сильная рать)

Дополняют слова и записывают в тетради

Жар-птица, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка.

-кафе-ресторан, лётчик-космонавт

Ответы:

1 команда-гроза, снегопад, дождь.

2 команда-праздник, концерт, поездка.

3 команда-жажда, грусть, зависть.

4 команда-верчение, прыжок, свист.

Имя существительное называет явления природы, события, чувства, действия

-Имена существительные отвечают на вопросы Кто? и Что?

-Одушевлённые

-Неодушевлённые

Делают пометку в паспорте в графе «постоянные признаки»

Отгадывают загадки и перемещают отгадки в нужный столбик

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

слайд

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме;

 -умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

 

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Познавательные:

повторить и расширить сведения об имени существительном 

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

- осознают личное отношение к малой родине.

Регулятивные

-уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

Коммуникативные:

- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

Познавательные:

выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.

Слайд

слайд

слайд

слайд

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов, классифицировать объекты.

Коммуникативные:

- аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

 Личностные:

Установка на здоровьесбереже

ние.

Регулятивные:

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Регулятивная:

-  планировать свои действия, самоконтроль

Познавательные

- постановка и решение проблемы

- умение осуществлять поиск нужной информации.

Регулятивные:

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

-Умение контролировать действия партнёра

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные:

Установка на здоровьесбереже

ние.

Интеллектуальный тренинг

(Самостоятельная работа в группах.)

-Сегодня интеллектуальный тренинг посвящён именам существительным.

1 группа-найти лишнее слово в каждой строке.

(записывают постоянный признак – род)

2 группа-переставить буквы так, чтобы получились слова. Дать им общее наименование.

3 группа-вставить окончания имён существительных.

(записывают постоянный признак – склонение и непостоянный – падеж)

4 группа-разделить имена существительные на две группы. Объяснить, по какому признаку разделили. (записывают непостоянный признак – число, называя исключения)

(Приложение 3)

Проверка выполнения.

Заполнение «паспорта» недостающими данными.

Работают в группах, выполняют задание в тетрадь

1 группа:

А)линейка, ручка, карандаш, резинка;

Б)облака, книги, лампы, столик;

В)воробей, ручей, ночь, конь;

Г)поле, стекло, мороз.

2 группа:

Уникчеб, традеть, зинрека, каруч, нейлика, фельторп.

3 группа:

Стоять на лестниц__, убраться в комнат__, сидеть на стул__, бежать по тропинк__, расстаться с друг__, скучать по бабушк__.

4 группа:

Брюки, башмаки, вопросы, весы, гири, хлопоты, шахматы, игры, дверцы, грабли, косы, заботы.

Зачитывают ответы,

Делают недостающие пометки в паспорте.

Слайд

Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

 

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

 

Личностные:

-знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.

Рефлексия

-Каковы результаты нашего проекта?

-Какой продукт получился?

-Где и когда  нам может пригодиться паспорт имени существительного?

-Составили паспорт имени существительного

-Информационный

-При выполнении контрольных работ, домашних заданий.

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль

- уметь оценивать правильность выполнения действий.

 

Коммуникатив

ные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме,

- понимать на слух ответы обучающихся

- осуществлять взаимный контроль. 

Приложение 1

Приложение 2

        

Приложение 3