БИНАРНЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАСЕЕ
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Ремизова Татьяна Николаевна

Данный урок является обобщением   в изучении  темы «Имя существительное».

    Цель нашего урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Такие уроки расширяют рамки обычного урока, а, значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика.

   Особенностью нашего бинарного урока является  изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом.

    На данном  уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, использованы различные виды работы: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах, самостоятельная, дифференцированная. Один вид деятельности сменялся другим.

   На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично-поисковый, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический.

      Нами использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

    Учащиеся были активны. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания при закреплении материала. На уроках мы старались    развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания  до подведения итогов.

    На  уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все учащиеся. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.

   Подведен итог урока и сделана самооценка работы на уроке.

   Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе. В итоге урок достиг своей цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok_russkogo_yazyka_v_3klasse.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

УМК : «Перспектива»

Предмет:   Русский язык

Тема: Имя существительное

Авторы: Ремизова Татьяна Николаевна  -  учитель начальных классов

                 Кириллова Галина Николаевна  - учитель-логопед

                 МБОУ Платоновская СОШ

Класс:  3  « А»

Продолжительность  урока:  45 минут

Вид  урока:  Бинарный.

Тип  урока:  Закрепление полученных знаний

Цель  урока:  систематизировать знания учащихся  о грамматических категориях имён  существительных.

Задачи:

Образовательная: - закрепить  понятие  «имя  существительное»;

-повторить  написание  сочетания  ча - ща,  правописание безударных гласных,  парных согласных, словарных слов;

- упражнять  обучающихся в определении количества звуков  и букв в слове, в согласовании существительного и прилагательного, в конструировании предложений.

Развивающая:  - развитие  умения  распознавать слова, отвечающие  на вопросы кто? что?, характеризовать слова по заданным грамматическим признакам;  развитие вербального мышления,  фонематического  слуха, связной монологической  речи.

Воспитательная: - воспитывать интерес к предмету, уважение к родному языку, культуру  общения, уважение к мнению друг друга при работе в паре и  группах.

В процессе обучения русскому языку формирую следующие блоки УУД:

1) личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2) познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

3) регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

4) коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование:  презентация Power Point,  компьютер, доска,  карточки  с  заданиями,  учебник, тетради.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

                                     Ход урока.

I. Организационный момент.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.    (СЛАЙД №1)

II Актуализация знаний

У. Нам, людям,  во владенье дан  самый богатый,  великий ,волшебный, могучий  русский язык.

И сегодня урок русского языка проведём у вас мы

Л. - учитель начальных классов Татьяна Николаевна.

У. - учитель-логопед Галина Николаевна.


У.  Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием.

Л. Вас ждёт интересный, полезный урок.
   Чудесным пусть будет у вас настроение,
   Легко, с интересом даётся учение.
- А  начнём мы урок с артикуляционной разминки

(артикуляционная гимнастика с элементами  биоэнергопластики).

(СЛАЙД №2)

Упражнение «Улыбка»

 Превратили нас в лягушек,

 Дотянулись мы до ушек.

 Дотянулись , улыбнулись,

 А затем домой  вернулись.

 Упражнение  «Хоботок»

Вытянул слонёнок хобот

Поиграть нам предложил.

Губы «хоботком сложили»,

Со слонёнком подружились.

  Упражнение  «Качели»

  Сели дети на качели

   И взлетели выше ели.

  Даже солнышка коснулись,

  А потом назад вернулись.

  Упражнение «Часики»

  Тик-так, тик-так.

  Язычок качался так,

  Словно маятник часов.

  Ты в часы играть готов?

Ученица читает стихотворение (                  )

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, яблоня,

 Часы, метро .

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова малыш, капель,

 Грач  и   конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить   (СЛАЙД №3)

Учитель.

-  Прочитайте  и  назовите  слова с непроверяемой безударной  гласной. (собака, яблоня, метро, конфеты).

  -Какие ещё орфограммы встретили в словах ?  

(часы, грач, малыш, капель ).

( Дети сравнивают, выделяют орфограммы, формулируют выводы.  Словарные  слова или непроверяемая безударная гласная, парные согласные, безударная гласная, ча-ща, жи-ши).

- Что объединяет эти слова?  

( Они обозначают предметы и отвечают на    вопросы  кто? что?).

-Какая часть речи отвечает на эти вопросы?

(имя существительное).

-Выберите правильное утверждение что же такое имя существительное? (СЛАЙД №4).

  • Имя существительное-это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
  • Имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
  • Имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы  ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

III. Сообщение темы и цели урока.

- Кто догадался,  как будет звучать тема нашего урока?

                                                                        (Имя существительное)

-Верно, сегодня на уроке  мы повторим грамматические признаки имени существительного.  

-Запишите тему  урока (на доске Тема урока: «Имя существительное»).

Одушевлённые и неодушевлённые  имена существительные.

У.  - Посмотрите на экран.

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? (собака,  грач, малыш).

- Какие предметы обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (одушевлённые предметы).

- А теперь назовите слова, которые отвечают на вопрос что?(яблоня, часы, капель ,метро, конфеты)

- Какие предметы обозначают слова, отвечающие на вопрос что?(неодушевлённые предметы).

-Проверьте,  верно   вы назвали  слова. (СЛАЙД №5).

-Какой можно сделать вывод? (имена сущ. могут быть одушевлёнными  и неодушевлёнными).

Логопед.  Звуко  -буквенный анализ  слов. (СЛАЙД №6).

Яблоня  - [ й, а б л а н, а  ] – 6 букв, 7звуков.

Капель - [к, а п,э л, ] – 6 букв, 5 звуков

IV. Изучение темы  урока. Повторение.

У. Вспомните  какие предметы  и понятия обозначают имена существительные?

(Предполагаемые  ответы: людей, животных, неживые  предметы, вещества, явления природы, отвлечённые понятия, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях: жизнь, добро, память, зло, скромность)

 Упражнение в выборе  имён существительных  (СЛАЙД №7).

солнечный                светит                солнце              

высокая                    лежать                Россия

цветное                     стареть              бабушка

умный                      учить                  Пушкин

У.-  В каком столбике  имена существительные? ( дети самостоятельно читают

- Прочитай те слова 1 столбика  (ученик читает).

- На какие вопросы они отвечают?

- Какая часть  речи отвечает  на эти вопросы? (прил.)

-Прочитайте слова 2 столбика (ученик читает).

-Какой частью речи являются слова 2 столбика (глаголом).

-Как догадались?  На какие вопросы отвечают глаголы?

-Докажите, что в 3 столбике имена существительные.

 (предположения  детей)

-Что ещё можно сказать про эти существительные?

(предположения детей).

-Назовите имена собственные.

-Как на письме выделяются имена собственные?

(пишутся с заглавной буквы).

- Какие здесь ещё есть  имена существительные? –

(нарицательные).

-Определите  род  имён  существительных.

(дети выполняют задание)

- Какой  вы знаете секрет определения рода имени существительного.

Работа с учебником   с.46 №3

Учитель.

 -Прочитайте задание.

-Какое правило необходимо вспомнить, чтобы  выполнить  упражнение.

Проверка  упражнения (Назовите имена существительные ж. р .,  м.р.)

Запись предложения под диктовку.

Александр Сергеевич Пушкин  написал  много  интересных   сказок.

(ученик работает у доски, дети  в  тетрадях).

У. - Найдите главные члены предложения и подпишите части речи.

 - Назовите имена собственные и нарицательные.

- Прочитайте предложения с разной интонацией «!,?»

  V.  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (СЛАЙД №8)

 VI. Продолжение  работы  по теме урока.

Изменение имён существительных по числам .

1.Работа по карточкам.

КАРТОЧКА

Задание №1 (Работа в парах)

Прочитайте и найдите лишнее слово в каждой строчке. Докажите, почему оно лишнее?

  1. Чулки,  носки,  яблоки,  сад.
  2. Чистота,  сапог,  груша, рельсы.
  3. Медали,  село , камни, острова.
  4. Школьники, скрипки, встреча, столы.

-Какой признак имён существительных мы  сейчас назвали. (единственное и множественное число.

Задание №2 (индивидуальная работа)

Прочитай текст.

Спиши, раскрывая скобки и вставляя существительные в нужном числе.

Это была странная комната.  В  ней жили  удивительные  (вещь): соломенные  (стул) и резиновый (мяч), плюшевые (тигр)  и старые (кукла).    В пустых (коробка)  поселились (мышь),  а  в книжных (полка) ютились (гном).

 Взаимопроверка.  (дети обмениваются тетрадями)

Задание №2  (Работа в парах)    (СЛАЙД №9).

  Выпишите  существительные  которые не изменяются по числам.

Ножницы,  девочка, сутки, комната, сливки, класс, каникулы.

-По каким признакам поделили на два столбика?

Какой можно сделать вывод?

- Проверьте   (СЛАЙД №10).

Изменение  имён  существительных  по падежам.

Логопед.

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный…

 Все их запомнить сложно.

Ты в памяти всегда держи

Названье это: падежи.( СЛАЙД № 11)

1.Склонение имён существительных:  бабушка  (устно)- Игра с мячом.

                                                             солнце   (письменно).

2.Игра «Лото» (Работа в группах).

- Соедините  пары  карточек.

Р.п.                          Что?   Подлежащее.

Т.п.                           О чём?   О,  об.

И.п.                           Кому?  К, по.

П. п.                          Творить.

В.п.                            Нет.

Д.п.                            Винить. Что?

- Проверка.

Учитель.

3.Работа с пословицами. .( СЛАЙД № 12)

-Запишите пословицы и определите падеж имён существительных .

  • Выпустишь словечко  - не догонишь на крылечке.
  • Сердце матери лучше солнца греет.

-Проверка.

У.Послушайте отрывок стихотворения  Афанасия Фет  (СЛАЙД № 13)

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

 Милого лица.

Вы заметили, что этот отрывок состоит в основном из ……(существительных),  из  22 слов стихотворения  14 существительных, а получается удивительная картина ночи, ночного пейзажа.

Имена  существительные играют важную роль, без них  трудно  понять текст или  речь человека.

Учитель.

Вы уже многое узнали об именах существительных. Теперь вы можете делать разбор имён существительных как части речи. (СЛАЙД № 14)

-Работает весь класс.

 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ЭТО____________________

ОБОЗНАЧАЕТ___________

ОТВЕЧАЕТ______________

ИМЕЕТ ФОРМУ__________

МОЖЕТ БЫТЬ____________

ИЗМЕНЯЕТСЯ___________

                                         В ПРЕДЛОЖЕНИИ_______  

Письменный разбор имени существительного.

Проведите письменный  разбор имён существительных как части речи.

I-вариант                             II –вариант

              Трели соловья.                 Милого лица .

VII. Подведение  итогов  урока.

- Чему был посвящён урок?

- Какие задания вам понравилось выполнять?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (СЛАЙД № 15)

(оценка смайликами)

VIII.  Домашнее  задание.

1 уровень  Просклонять имена существительные: грач, лужи.

2 уровень  Распределить слова на группы:

-   Москва, Россия, народ, игра, тетрадь, Коля, статья.

-   Дерево, попугай, компас,  человек, собака, облака.

3 уровень. Выписать из упражнения №79 стр.44 (учебник)  3 предложения. Найти в них имена существительные и определить  падеж.

IХ .Призы  конфеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый бинарный урок по русскому языку и чтению в 3 «А» классе «Сердце отдаю маме…»

Совместная работа с учителем старшего звена по русскому языку и литературе....

Открытый бинарный урок по русскому языку и чтению в 3 «А» классе «Сердце отдаю маме…»

Совместная работа с учителем старшего звена по русскому языку и литературе....

КТП к рабочей программе по Русскому языку 3 клас УМК "Школа России"

КТП к рабочей программе по Русскому языку 3 класс...

БИНАРНЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАСЕЕ

Данный урок является обобщением   в изучении  темы «Имя существительное».    Цель нашего урока – создать условия мотивированного практического прим...

Русский язык 3 клас.Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Технологическая карта урока.

Представлен урок русского языка 3 класс по теме: «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» и сопровождается презентацией, которая способствует повышению учебной мотивации учащихся, а...