Урок закрепление по теме: "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс)

Сенькевич Марина Валерьевна

Закрепление и обобщение по теме: Имя существительное. Признаки имен сущетвительных (одушевленное, неодушевленное, собственное, нарицательное, род, число)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_imya_sushchestvitelnoe.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

1. Эмоциональный настрой

- Дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

-Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

И тогда увидите

Вы картины светлые,

Облака небесные,

Легкие, несмелые.

-Понравилось вам стихотворение?     Чем? Какое оно? (Светлое, доброе)

-Как вы думаете, какая атмосфера будет царить сегодня на уроке? (теплая, добрая, прекрасная…)

Учитель:

Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в замечательную страну Морфологию. Ваши знания, смекалка и находчивость помогут нам совершить это путешествия.

Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (Столица.) В
нашей сказочной стране тоже есть столица – а вот как она называется вам предстоит узнать.

Учитель:

Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения Афанасия  Фета. Это
стихотворение имеет свою особенность, а какую, вы сейчас сами поймете и скажите.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных.Л.Н. Толстой так писал об этом стихотворении: “В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина”. Из 22 слов стихотворения – 14
существительных, 6 прилагательных, 2 служебных слова. А получается удивительная чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

Итак, какой же город главный в нашей сказочной столице? город Имя Существительное. Именно в нем и предстоит побывать нам.

Сообщения учащихся.

1.

Имя существительное – важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая
природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительные появляются
в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

2.

Имя существительное – наиболее самостоятельная часть речи. Уже от них
образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень – трава, камень – стена, камень – хлеб, рать – сила постепенно преобразуются в сочетания зеленая трава, каменная стена, черствый хлеб, сильная рать… И до настоящего времени в фольклоре сохраняются древние выражения жар – птица, сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, меч – самосек.

3.

К.Г Паустовский утверждал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что
нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам
существительным, так как это самая представительная часть речи. В русском языке на
каждые сто слов приходится сорок имен существительных. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

Сформулируйте тему урока.

Имя существительное.

Откройте тетради. Что мы всегда записываем?

Число. Классная работа. По слогам продиктует Арсений.

Ну и прежде чем мы начнем работать, Левон приготовил для вас небольшой словарный диктант на тему: Удвоенные согласные. Будьте внимательны.

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите  простой карандаш. Левон еще раз продиктует по слогам эти слова и вы оцените работу друг друга.

Какое слово мы скажем Левону за работу? Спасибо.

Что скажет в ответ Левон? Пожалуйста.

Это  два словарных слова. Запишите их в тетрадь.

Какие ещё волшебные слова вы знаете, кроме спасибо и пожалуйста? Здравствуйте. Благодарю. Будьте любезны. Мир твоему дому. Счастья тебе. До свидания. Не забывайте их почаще употреблять в своей речи.

Молодцы.

Итак, что мы уже знаем об имени существительном?

Это часть речи. На какие вопросы отвечает имя существительное? КТО ЧТО

Какие признаки имени Существительного вы знаете?

1. Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянный признак имён существительных.

Почему постоянный признак?

Если существительное отвечает на вопрос КТО? – оно уже не может отвечать на вопрос ЧТО?

-Ребята! А почему к одним существительным мы задаём вопрос КТО? а к другим ЧТО?

-Вы знаете, готовясь к уроку, мне на глаза попался отрывок из известной сказки К. И. Чуковского. Послушайте!

«Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой…»

-Как мне правильно поставить вопрос: Кто выбегает из маминой спальни или Что выбегает из маминой спальни? (Кто выбегает? – Мойдодыр)

Да, ребята! В произведениях художественной литературы (особенно в сказках и баснях) предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ. Они ходят, разговаривают, убегают, радуются, плачут и совершают другие действия. К таким существительным мы задаём вопрос – КТО?

2 ученика работают у доски:

Разделите слова на две группы. Существительные, отвечающие на вопрос КТО? и ЧТО?

Берёза, петух, погрузка, мышь, чашка, щука, море, котёнок, самолёт, сова.

Объясните орфограммы.

КТО?

ЧТО?

Мышь

берёза

щука

погрузка

котёнок

чашка

петух

море

сова

самолёт.

Допишите самостоятельно в каждую группу по 2 слова.

Проверка.

Слово погрузка разберём по составу.

Вывод: - Какие слова называются одушевлёнными (неодушевлёнными) ?

Это постоянный признак или непостоянный? ПОСТОЯННЫЙ

Спасибо!

2. Собственные или нарицательные имена существительные.

Какие существительные называются собственными?

Какие существительные называются нарицательными?

Под диктовку запишите предложение

(Ученик работает у доски).

        Мой друг Вася гуляет с овчаркой Стрелкой по берегу реки Быстринки.

Назови  имена собственные.

Найдите главные члены предложения и подпишите все имена существительные.

Приведите примеры. Назовите собственные имена существительные нашего города. (город Пятигорск, микрорайон Ромашка, поселок Энергетик, микрорайон Квартал, река Подкумок, озеро Новопятигорское, парк им. Кирова, улица Аллея Строителей, ул. Фучика(чехословацкий журналист.) Как пишутся имена собственные? С большой буквы

Вывод: - Что значит существительные собственные (их так назвали)       и нарицательные (все остальные)?

Это постоянный или непостоянный признак существительных? ПОСТОЯННЫЙ

Спасибо!

3. Число имён существительных.

Ребята! Одним из морфологических признаков существительного является – число. Мы знаем, что существительные имеют два числа - единственное и множественное.

Ед.ч. – если существительное обозначает 1 предмет.

Мн.ч. - если существительное обозначает 2 или более предметов

Существительные изменяются по числам? Да

Значит это признак непостоянный!

Самостоятельная работа

Образуйте  слова к данным существительным во множественном числе. Запишите их парами. Подпишите число.

  ед. ч.                                                 мн. ч.

утёнок

звено

поросёнок

перо

ПРОВЕРКА

Молодцы.

В русском языке есть слова, которые имеют форму только единственного числа или только форму множественного числа.

К существительным имеющим форму только единственного числа, относятся существительные, например: молоко, бензин, нефть, любовь, дружба.

К существительным имеющим форму только множественного числа, относятся существительные, например: очки, брюки, ворота, а также: каникулы, именины.

Таким образом, число это постоянный признак или непостоянный? НЕПОСТОЯННЫЙ

4. Род имён существительных.

А теперь «Минутка для шутки»

Каких правил не знает Петя Неумейкин?

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре,
Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне(шейный платок или шарф)
А вернее я и ты
Без кашна и без пальты.

КАКОЕ  ПРАВИЛО?   Род имен существительных.

1) Существительные изменяются по родам? (Нет)

Они имеют род. Значит род существительных – это постоянный признак.

Сколько родов имеет имя существительное? 3 рода Какие? Жен. муж . ср.

Послушайте:

Витя выполняет  задание.Ему нужно подобрать пять существительных мужского рода и пять женского. Взгляд его случайно падает на ручные часы.Он спрашивает сестру:

-Оля,часы,по-твоему,какого рода?

-Какие часы?-кричит Оля из кухни.

-Папины часы,-отвечает Витя.

Оля,не задумываясь,решает: «Если папины часы,значит,мужского рода,мамины-женского.

Правильно ли рассуждает Оля?  НЕТ

Давайте повторим один  секрет запоминания родов.

Женский род - запомню я 
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!
Еще раз: слова подсказки какие?  она моя, он мой, оно мое.

Задание: распределить существительные в 3 столбика соответственно:

ж.р.                    м.р.                    ср.р.

Весна, хлеб, пальто, земля, мама, язык, метро, платье.

Ребята! А знаете ли вы, что

… есть языки, в которых у существительных нет никакого рода: ни мужского, ни женского, ни среднего? Их называют«безродовыми языками». Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий, китайский, японский и др.

…есть языки, в которых существительные имеют только два рода(жен. и муж). Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.

…есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, дочь, брат, мать, отец), класс животных (овца, обезьяна, лев), класс вещей (стол, стул, шкаф), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч) и другие классы.

А в нашем русском языке распределение существительных по трём родам.

Вспомните, какие слова помогают нам определить род существительного? (Он мой, она моя, оно моё)

Слова неряха, соня, задира, молодец, умница, трудяга, врач. ОН мой или ОНА моя? Неясно!

САША, ВАЛЯ, ЖЕНЯ? Мальчики или девочки?

Такие имена существительные называют существительными «ОБЩЕГО РОДА», и приобретают они мужской или женский род только в контексте.

Например: страшный неряха, большая умница.

ИЛИ: Непоседа Саша скакала на одной ножке.

Непоседа Женя удивил всех молчаливостью.

Ребята! С именем существительным могут происходить разные превращения, как в сказках.

Слово МОРОЖЕНОЕ. К какой части речи относится слово – МОРОЖЕНОЕ? СУЩ

Составьте предложение со словом - мороженое.

В предложении: В магазин привезли вкусное мороженое –это существит.

А вот теперь – ФОКУС

Прочитайте предложение: Мама достала из холодильника мороженое мясо!

Что скажите? Правильно, существительное вдруг стало прилагательным. А почему?

Посмотрите как интересно. Одно и тоже слово может быть разными частями речи.

А теперь вы попробуйте повторить фокус.

Я предлагаю вам такое существительное: ПИЛА.

Пила лежала во дворе.

Мама пила воду.

-Молодцы!

Если время останется по учебнику с.70 упр.117

Все признаки имён существительных мы назвали? Нет

А какой признак мы только будем изучать?

5. Изменение существительных по вопросам падежей.

- Завтра мы с вами рассмотрим этот вопрос более подробно. А сегодня может быть кто-нибудь назовёт вопросы падежей?

Выводы по всем признакам.

Что бы вы рассказали друзьям, родным о существительном, побывав в городе Имя
Существительное?

Имя сущ это часть речи. Отвечает на вопросы кто или что.

Постоянные признаки: собствен. или нариц., одуш или неодуш, род

Непостоянные: число

- Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. Я думаю, что оно вам понравилось. Мы сейчас проведем буквенный диктант, узнаем кто же вы?

Буквенный диктант

1. Часть компьютера, она же зверь. М
2. Она похожа на пчелу, но мёд не дает. О
3. Висит груша, нельзя скушать. Л
4. Они и кучерявые, целые, дырявые, легкие, воздушные, ветерку послушные. О
5. Как называется время суток между утром и вечером. Д
6. Герой сказки который поймал щуку. Е
7. Именно там выступают клоуны и дрессировщики. Ц

Прекрасные знания сегодня показали…….

Оценка за урок.

Тест – рефлексия.

- Перед вами тест, выберите подходящий себе ответ. Он поможет мне узнать как вы усвоили материал по этой теме.

А) Понял, могу объяснить другим.

Б) Понял, но от дополнения не откажусь.

В) Ничего не понял.

Домашнее задание.

И как принято в гостях, хозяин угощает. Вот и имя Существительное вас угощает фруктами: мальчики возьмите фрукт м.р. (банан), девочки – ж. р. (груша), а гостям какого рода достанется фрукт (яблоко)?

Все скажем: Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок закрепление по теме: " Имя существительное"

конспект урока закрепления по теме  " Имя существительное"...

Закрепление по теме "Имя существительное"

Урок -исследование, на котором повторяются все виды грамматических разборов....

Урок-закрепление по теме: "Имя существительное"

Материал представляет собой урок-презентацию для 4 класса для закрепления пройденного материала по теме: "Имя существительное". В процессе урока повторяются все правила и понятия, связанные с именем с...

Урок математики. Тема урока: Закрепление пройденной темы.

Цель:создать условия для успешного усвоения учащимися геометрического материала;совершенствовать навык решения текстовых задач;развивать умения анализировать и обобщать....

2 класс. Русский язык. Урок-закрепление. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

2 класс. Русский язык. Урок-закрепление. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол....

Урок русского языка. Закрепление по теме: «Имя существительное»

Цель: обобщить и повторить имеющиеся умения и навыки по теме “Имя существительное”Задачи:Образовательные: закрепить знания учащихся об имени существительном, грамматических признаках сущес...

Урок -путешествие. Закрепление по теме "Имя существительное"

Обобщить и систематизировать знания об имени существительном....