Закрепление по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Глот Ольга Анатольевна

Урок -исследование, на котором повторяются все виды грамматических разборов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

ТЕМА: « Закрепление по теме «Имя существительное»».

КЛАСС: 4 В

ТИП УРОКА : урок- исследование

ЦЕЛИ:  

  • обобщить, систематизировать изученный материал об имени существительном;
  • закрепить умение выполнять различные виды грамматического разбора;
  • организовать исследовательскую деятельность на уроке с целью развития мышления, наблюдательности, внимания;
  • развивать орфографическую зоркость, интерес к изучаемому предмету,  умение работать в паре, в группе;

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. репродукции зимних пейзажей
  2. музыкальные записи Чайковский «Времена года»
  3. карточки со словами: зима, лексика, орфография, фонетика, словообразование, морфология, синтаксис, пришла, зима, пушистым, и, снегом, землю.
  4. карточки с транскрипцией
  5. индивидуальные карточки на каждого учащегося (морфологические признаки)
  6. табличка с вариативным  заданием (словосочетание)
  7. макет обложки книги «Зимние сказки»

№п\п

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Эмоциональный настрой

Организационный момент

Постановка целей и задач.

Актуализация знаний учащихся

Творческая работа

Итог урока

Домашнее задание

2 мин

1-2 мин

5 мин

2 мин

7 мин

1 мин

5 мин

4 мин

 7 мин

 5 мин

2 мин

1 мин

Здравствуйте, ребята!  Здравствуйте, уважаемые гости! Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет! Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока!

 Откройте тетради, запишите число, классная работа

…Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы….

                                     А. С. Пушкин

. Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное искусство, поэзия. Каким одним словом можно все это объединить?

– Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова зима?

Как зима богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат и разнообразен.

Сегодня на уроке мы это докажем. Мы обобщим и систематизируем наши знания по теме «Имя существительное». Поможет нам в этом  исследование слова ЗИМА с точки зрения разных разделов русского языка.

 А какие разделы русского языка вы знаете?

ЛЕКСИКА

Что такое зима?

А если мы не знаем  точного значения слова, где его можно найти?

  Какая наука изучает значение слов?

 Проверим ваши знания в данной области. Запишите в тетради цифры от1 до3. Если произнесенное мной высказывание будет ложным, то цифру зачеркиваете. Если истинное – оставляете без изменений.

1.Слово ЗИМА является  многозначным.

2 Антонимом к слову ЗИМА является слово ЛЕТО

3. К слову ЗИМА нельзя подобрать синонимы

Поменяйтесь тетрадками и проверьте работу своего соседа по парте.

Вспомните фразеологизмы, в которых, так или иначе, присутствуют слова, связанные с зимой

ОРФОГРАФИЯ

Мало знать значение слова, необходимо его правильно писать. Какая наука нам в этом поможет?

Какая орфограмма в исследуемом нами  слове?

Запишите еще 2 слова с данной орфограммой.

ФОНЕТИКА

  Действительно русский язык полон загадок. Пишем мы слова совсем не так как произносим.

 Какая наука изучает звуки языка?

Выберите правильную транскрипцию  к исследуемому слову

[ з‘ эма ]   [зима ]   [зим‘а  ]   [з‘има ] [сима ]

 Проверим свое предположение, выполнив фонетический разбор слова.

– Придумай слово, в котором столько же букв и звуков. (Спросить несколько человек)

                                     ФИЗМИНУТКА

 Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем.

Поморгаем

И работать продолжаем.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Переходим к следующему разделу.

Что изучает словообразование?

Из перечисленных мною слов запишите в тетрадь только однокоренные слова.

Зима, зимушка, зимы, снег,  зимний, земной,  зимовать, земляной, о зиме, перезимовать.

 Выполните  разбор по составу записанных вами слов.

  Настя Б., Никита К., Леша Л. и Максим А. выполняют разбор только одного слова ЗИМА  и ЗИМУШКА

  Коля И., Егор И., Саша Д. и Ксюша Б. только первые три слова.

 

МОРФОЛОГИЯ

– Какой частью речи является исследуемое слово?

У вас на столах лежат карточки, в которых перечислены различные морфологические признаки. Ваша задача выбрать и выделить номера только тех, которые относятся к исследуемому слову. (Работаем устно)

1. одушевленное

2. неодушевленное

3. собственное

4. нарицательное

5. обозначает действие предмета

6. отвечает на вопрос «что?»

7. ед. число

8. мн. число

9. женский род

10. средний род

11.первое склонение

12. второе склонение

СИНТАКСИС

 Какой раздел русского языка мы пока оставили без внимания?

    Что это за раздел?

 Можем продолжить исследование?

Составьте предложения со словом зима.

Я тоже составила свое предложение. Вот оно.

( на доске появляются таблички со словами)

Составьте из данных слов предложение (меняю местами таблички в правильной последовательности)

Запишите предложение в тетрадь и выполните синтаксический разбор предложения. С этим заданием у доски нам поможет справиться ……..

Выпишите из предложения словосочетания

Выполните данное задание по вариантам:

 1 вариант – выписать словосочетание сущ. + прил., где главным словом является сущ.

 2 вариант – выписать словосочетание глал. + сущ., где главным словом является глагол.

По одному человеку от каждого варианта зачитывают выписанные словосочетания.

Зима, словно волшебная сказка. Свежий воздух, серебристый иней, легкий морозец и яркое солнышко.

А сколько забав дарит нам зима! Это и катание с горы, под веселый смех друзей, и постройка снежной крепости, катание на лыжах и коньках.

Нравится ли вам зима?

Я предлагаю вам проявить фантазию и творчество. Объединившись в группы по 4 человека, составьте 2-3 предложения о зиме.

 А записанное предложение (показать на доске) может послужить неплохим началом для ваших сочинений.

 Сегодня мы провели исследование только одного  слова. Но русский язык богат и разнообразен. В нем так много слов, что можно хоть каждый день проводить исследования  

 Понравилась вам данная работа?

Что на ваш взгляд было особенно интересным?

Какое задание вызвало затруднение?

Составляем сборник  «Зимние сказки». Сочините зимнюю историю, которая произошла в лесу с каким-то животным или историю, которая приключилась с вами или вашим другом. Проявите свою фантазию.

Я благодарю всех присутствующих. Урок  окончен. До свидания.

Приветствие учителя и гостей.

Открывают тетради и записывают

Это зима.

Предположения детей

Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис

Зима – это время года, следующее за осенью

В толковом словаре. Например, в словаре Ожегова

 Это наука лексика

1\  

2

3\

Взаимопроверка

Сколько лет, сколько зим. Показать, где раки зимуют

Зима на носу.

Как снег на голову

Наука орфография. Это наука о правильном письме.

Безударная гласная в корне слова

Это наука  фонетика.

Верная транскрипция [з‘има ]

ЗИМА – зи-ма

З [ з‘] -согл., зв., парн., мягк.

И[ и ] – гласн., безуд.

М[ м ] – согл., зв., непарн., тв.

А[ а ] – гласн., ударн.

4б. = 4 зв.

Каша, кран, шрам, стон, крот, стол, стул, дело и т.д.

Словообразование – это раздел науки о языке. Словообразование изучает строение слов и способы их образования.

Зима, зимушка, зимний, зимовать, перезимовать.

Слово ЗИМА является именем существительным

2, 4, 6, 7, 9

Раздел синтаксис.

Это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.

Нет, так как  сначала необходимо составить словосочетание и предложение со словом ЗИМА

Заслушать несколько вариантов.

Это не предложение

   Предложение  это слово или несколько слов, связанных по смыслу, которые что-то сообщают или содержат вопрос, просьбу, побуждают к действию.

Пришла зима и покрыла землю пушистым снегом.

Записывают

  Глаг.       Сущ           глаг.

Пришла   зима   и    покрыла

 Сущ.          прил.           Сущ.

землю    пушистым     снегом.  

 ( Повест., невоскл., прост., распр.)

1в. – пушистым снегом

2 в.- покрыла землю, покрыла снегом

Да, очень нравится!

Самостоятельная работа учащихся

На доске: репродукции картин с изображением зимы

Тридцатое января.

Классная работа.

Звучит музыка

Чайковского «Времена года» «Январь»

На доске:

ЗИМА

На доске таблички:

ЛЕКСИКА

ОРФОГРАФИЯ

ФОНЕТИКА

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

МОРФОЛОГИЯ

СИНТАКСИС

Один ученик  проверяет вслух

1\  2   3\

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадках.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадках.

Данное задание дети выполняют самостоятельно

Покрыла  пушистым   пришла и снегом   землю

Появляется табличка

            х

1 в. – сущ + прил

            х

2 в. – глаг + сущ

Звучит музыка.

Заслушать представителей нескольких групп

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя существительное " (закрепление)

Презентация к уроку русского языка в 3-м классе....

Урок закрепление по теме: " Имя существительное"

конспект урока закрепления по теме  " Имя существительное"...

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Урок закрепления знаний по теме "Закрепление знаний об имени существительном"

Урок по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени существительном" 3 класс. Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий "Русский язык" 3 класс "Школа России"...

Задания на закрепление темы: "Имя существительное"

Задания на закрепление темы: "Имя существительное"...