Конспект урока по русскому языку. Тема "Закрепление. Три склонения существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку. Тема "Закрепление. Три склонения существительных"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.15 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК, название и автор учебника: Школа России, русский язык, В.П. Канакина.
Тема урока: «Закрепление. Три склонения существительных»
Цель урока: закрепление знаний о трёх склонениях имён существительных.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические | Предметные |
|
|
Развивающие | Метапредметные |
Развивать мыслительные процессы |
- ориентируются в изученных понятиях (склонение, спряжение, неопределённая форма, однородные члены предложения, сложное предложение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой.
- сравнивают несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку, выбирать наиболее целесообразный
- выбирают источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебнопрактической задачи; находить дополнительную информацию, используя справочники и словари
- самостоятельно планируют действия по решению учебной задачи для получения результата
- находят ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины
- создают устные и письменные тексты, адекватные ситуации общения.
- выполняют совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы, планы, идеи |
Воспитательные | Личностные |
-Воспитывать ценностное отношение, умение понимать друг друга. | -Проявляют ценностное отношение, понимают друг друга. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Примечания |
Организационно-мотивационный этап (самоопределение к учебной деятельности) 1 минута | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Полина Андреевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Присаживайтесь. Проверьте свою готовность к уроку. - Покажите пять пальцев если у вас хорошее настроение, если у вас плохое настроение – покажите кулачок. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. - Напоминаю вам, что на уроке спину держим прямо, ноги стоят ровно на полу, отвечаем по поднятой руке. - Сегодня у нас не простой урок, а урок - путешествие в королевство Русского языка. И мы сегодня не ученики, а путешественники. У нас с вами есть маршрутный лист с остановками, на которых мы будем останавливаться и выполнять задания. | - Приветствуют учителя. - Присаживаются. - Проверяют содержимое на парте. - Смотрят маршрутный лист. | Ф | - |
Актуализация и постановка проблемы урока 5 минут | - Первая наша остановка — это чистописание. - Сейчас, возьмите и откройте тетрадь. От предыдущей работы. Отступаем 2 строки, на третьей пишем число с заглавной буквы, сегодня четвёртое декабря. Какие здесь есть орфограммы? - С новой строки с заглавной буквы пишем: Классная работа. Какие здесь есть орфограммы? - С новой строки с заглавной буквы пишем: Классная работа. Какие здесь есть орфограммы? - Ребята, сейчас мы выполним с вами минутку чистописания строчной буквы е. - Все записали? Молодцы. Хорошо. Мы с вами прошли остановку чистописание. Поставим рядом с ней галочку и идем дальше. Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов. - Сейчас я под диктовку продиктую вам слова. Вы должны записать их у себя в тетради. Кто пойдет к доске для выполнения данного задания? Записываем первое слово с красной строки, с заглавной буквы. Остальные со строчной через запятую. Слова: аграном, беседа, беседовать, телефон, вчера. - Все записали? Теперь поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить. - Правильно. Мы прошли озеро словарных слов. Теперь мы отправляемся на улицу, который носит название «Существительное». Где нам надо выполним задание. - Я буду называть слова, вам нужно будет определить их склонение Слова: конь, мышь, папа, машины, печка, слоны, кровать, попугай, деревня, щедрость, ласка, чуткость, мир. - Правильно. Похожие задания вы выполняли на прошлом уроке | - Числительное. Безударная гласная в корне Е. Удвоенная согласная «сс» в слове классная, непроверяемая безударная гласная «а» в слове работа. - Прописывают «е» - Пишут словарные слова - Определяют склонения - 2 -скл, 3-скл, 1-скл, 1-скл,2-скл,3-скл,2-скл,1-скл, 3-скл, 1-скл, 3-скл, 2-скл. | Ф | |
Постановка цели, темы и плана урока
| - Ребята, вот то, что мы с вами сейчас делали в последнем задании попробуйте из этого определить, чему же мы будем учиться, какой материал мы будем закреплять сегодня на уроке - Правильно, цель нашего урока закрепить умение определять склонение. - А исходя из этой цели давайте сформулируем тему нашего урока - Совершенно, верно. Отметим, что прошли остановку и идем дальше на «Тема» | Цель: закрепить умение определять склонение имени существительного. Тема: Закрепление. Три склонения имени существительного. | Ф | |
Закрепление в деятельности | - Что такое существительное? - Какие непостоянные признаки есть у имени существительного? - Какие постоянные признаки есть у имени существительного? - Расскажите о трех склонения имен существительных - Как определить склонение существительного? - Что такое косвенные падежи? - Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже? - Вам в парах сейчас нужно соединить вопросы, вспомогательные слова с названием падежей. - В парах работаем сообща, дружно, не мешаем другим и сидим ровно. - Давайте проверим, что у вас получилось. Молодцы. - Мы пришли на остановку «Разминка». Давайте немного отдохнем. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. -присядьте, если ко 2скл - руки вверх, если к Зскл - сделайте наклоны вправо и влево. - Мы отдохнули и можем идти дальше. Наша следующая остановка «3 склонения» - У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно вставить пропущенную букву и определить склонение имени существительного и падеж. Каждый выходит к доске и делает по одному предложению. Узнать о рождени_ (_______), деревья в ине_ (________),заботиться о просвещени_ (________),к Дарь_ (_______) Петровн_ (_______), об увеличении пенси_ (________), вернуться из арми_ (_______), выйти из алле_ (_________), сообщить о пребывани_ (_______) в санатори_ (_______), в тёмном ущель_( ), о далёком кра_ (_________), подъехать к станци_ (_________), огонь батаре_ (________), сушить на батаре_ (_________), при десятиэтажном здани_ (_______), к Лиди_ (_________) Андреевн_ (________), в гоголевском " Ви_" ( _________), отпуск в ма_ (______ ), в вечном стремлень_ ( _______), в стремлени_ ( __________ ) к побед_ ( _________ ), включить в сочинени_ (_______) - Молодцы. Все сделали правильно. - Выполним задание на смарт-доске. - Давайте отметим, что прошли остановку. | - это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет - У имени существительного есть непостоянные признаки - число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал - журналы. Падежей в русском языке - шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам — значит просклонять или изменить окончание по вопросу. - Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к одному из трех типов склонений. - Мы узнали, что к 1скл относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями -а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К Зскл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь. это изменение существительных по падежам и числам - Чтобы определить склонение существительного нужно: 1) Определить род существительного. 2) Определить окончание в И.п. в ед.ч. 3) По роду и окончанию определить склонение. - Все падежи кроме И.П. - Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно: Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного - это ед.ч., И.п. Определить род и окончание существительного. Например: на парте. Ставлю в начальную форму. Что? Парта. Определяю род: она, моя- ж.р., окончание - а. Значит существительное на парте - 1 скл. - Кому? Р.п. Вижу Д.п. Нет В.п. Без предлога не употребляется П.п. Кого? И.п./В.п. Что? П.п. Думать И.п. Подлежащее Р.п./ В.п. - Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мышь, яблоня. Узнать о рождении — второе склонение, предложный падеж. Деревья в инее — второе склонение, предложный падеж.Заботиться о просвещении — второе склонение, предложный падеж. К Дарье Петровне — первое склонение, дательный падеж. Об увеличении пенсии — первое склонение, предложный падеж. Вернуться из армии — первое склонение, падеж родительный. Выйти из аллеи — первое склонение, падеж родительный. Сообщить о пребывании — второе склонение, предложный падеж. В санатории — второе склонение, предложный падеж. В темном ущелье — второе склонение, предложный падеж. О далеком крае — второе склонение, предложный падеж. Подъехать к станции — первое склонение, дательный падеж. Огонь батареи — первое склонение, родительный падеж. Сушить на батарее — первое склонение, предложный падеж. При десятиэтажном здании — второе склонение, предложный падеж. К Лидии Андреевне — первое склонение, дательный падеж. В гоголевском "Вие" — второе склонение, предложный падеж. Отпуск в мае — второе склонение, предложный падеж. В вечном стремлении — второе склонение, предложный падеж. В стремлении к победе — первое склонение, предложный падеж (стремление), дательный падеж (победа). Включить в сочинение — второе склонение, винительный падеж. | Ф П | Смарт доска Раздаточный материал |
Закрепление во внешней речи | - И теперь мы с вами будем работать устно на остановке «Знайка». - Хорошо. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать. - Склонение это? - 1 склонение? - как определить тип склонения имени существительного? - 2 склонение? - приведите пример сущ. 2 – скл. - косвенные падежи это? - Отлично. Молодцы. Отметим, что прошли остановку и идем дальше. | - это изменение существительных по падежам и числам - ж.р. и м.р. – а-я-. - по роду имени существительного и его окончанию в начальной форме - м.р. окончание 0, с.р. – о.е. - море, берег - все, кроме И.п. | Ф | |
Дифференцированная самостоятельная работа с взаимопроверкой | - У нас осталась предпоследняя остановка «Проверяйка». Ребята, у вас на столах лежит карточка с тестом. Возьмите и подпишите их. Вам нужно самостоятельно ответить на 5 вопросов. 1. Отметь верное утверждение знаком «+».
2. Отметь знаком «-» строчки, в которых вопросы падежа указаны неправильно.
3. Зачеркни лишний предлог. Предлоги, которые употребляются с предложным падежом: о, на, по, при. 4. Обозначь цифрами порядок действий для определения падежа имени существительного в предложении.
5. Отметь знаком «х» слово, от которого в предложении зависит выделенное имя существительное. По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась… - Напоминаю, что спина прямая. - Все выполнили? Хорошо. Теперь обменяйтесь карточками и проверьте ответы с доски. | - Выполняют тест - Взаимопроверка | И | |
Подведение итогов, исходя из цели урока 3 минуты | - Какая тема у нас сегодня на уроке была? - Какую цель мы с вами сегодня ставили на урок? - Достигли ли мы её? - Все остановки прошли? | - Цель: закрепить умение определять склонение имени существительного. - Тема: Закрепление. Три склонения имени существительного. | Ф | Слайд тема/цель |
Рефлексия учебной деятельности (достижение цели, решение задач, самооценка/самопроверка взаимооценка/взаимопроверка деятельности) 1 минута | - И наша последняя остановка – рефлексия. - У вас лежат карточки. Если все получилось, то поднимите желтую, если ничего не получилось красную. - На столе лежит круг, если у вас отличное настроение закрасьте его весь, если нет настроения – то половину кругу. Какое у вас настроение? - Молодцы. Спасибо за урок. До свидания. | - Выполняют рефлексию. | Ф | Раздаточный материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Склонение имён существительных" в 3 классе УМК "Школа России"
Данный урок предназначен для учащихся 3 классо УМК "Школа России" - Урок -закрепления...

Конспект урока по русскому языку: "Что такое склонение? Три склонения имен существительных".
На данном уроке рассмотрены признаки, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, вводится термин склонение....

Конспект урока по русскому языку "3-е склонение имён существительных"
Конспект урока по русскому языку на тему "3-тие склонение имён существительных"...

План-конспект урока по русскому языку 3 класс ПНШ "Существительные 3 склонения"
План - конспект по русскому языку. 3 класс ПНШ " Существительные 3 склонения"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Склонение имен существительных", программа "Начальная школа XXI века"
3 класс "Склонение имен существительных"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Склонение имен существительных"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Склонение имен существительных" для начальной школы...
Конспект урока по русскому языку "2 – е склонение имен существительных." (УМК Школа России" 4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с признаками имён существительных 2-го склонения.Планируемые результатыПредметные: знать признаки имен существительных 2 – го склонения и уметь их находить....