Разработка урока по русскому языку 4 класс Школа России по теме "Род и число имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Баймурзаева Рабияхан Избуллаевна

Разработка урока по русскому языку 4 класс Школа России по теме "Род и число имен прилагательных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

    ТЕМА: « ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

РУССКИЙ ЯЗЫК в 4 б классе

  Цель урока:

  • Создание условий для выполнения обучающимися обобщения знаний по теме;
  • Создание условия для осознания и осмысления учебной задачи (имя прилагательное, как часть речи, роль прилагательных в речи и нормы употребления) с помощью моделирования информации с использованием интерактивных технологий.

Задачи урока:

  • Образовательная:

 обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном, продолжить работу над формированием грамотной речи.

  • Развивающая:

 продолжить развитие творческих и познавательных способностей у учащихся, языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся.

  • Воспитательная:

формировать основные нормы словоупотребления прилагательных в речи.

Планируемые результаты:

  • Личностные:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

-определять общие для всех правила поведения;

-определять правила работы в парах, в группах;

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

  • Предметные:

-уяснить значение имен прилагательных в речи;

-определить связь имени существительного и имени прилагательного;

-правильно употреблять в речи родовые и падежные окончания имён прилагательных;

-распознавание морфологических признаков имён прилагательных;

-выполнение морфологического разбора прилагательного по схеме;

  • Метапредметные:

Познавательные УУД

-ориентироваться в учебнике, тетради;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные УУД

- развитие умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности;

-формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе;

-развитие регуляции учебной деятельности;

-саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Коммуникативные УУД

-формировать  умения  учащихся грамотно строить речевые высказывания, в соответствии с задачами коммуникации,

составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

-формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых заданий).

        Этапы работы

                                Содержание этапа

         Формируемые УУД

 Организационный момент

Мотивация.    

Задачи учителя: Подготовить учащихся к работе на уроке и настроить на эффективную работу на уроке

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

 Психологический настрой

-Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Будем грамотно писать

На вопросы отвечать.

 Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь день.

Теперь посмотрите на меня. Я тоже  желаю вам сегодня, чтобы урок  принёс вам радость.

 Повысить  психическую активность    детей на уроке.

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

Задача учителя:

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, активизация опорных знаний и умений по теме «Имя прилагательное»

Цель: научиться  правильно  определять род, число имен прилагательных.

Цель этапа: повторить пройденный материал

ОРФОГРАММА:

- Какое правило напоминает вам это соединение?

длина     рано    весна 

- Образуйте от этих слов, слова с удвоенной согласной.

длинный ранний весенний 

- Какой частью речи являются эти слова?

 - Определите тему нашего урока?

 - Какая цель нашего урока?

(В тетрадях  пишем число, классная работа, словарь).

Словарная работа:

Образовать от имен существительных имена прилагательные и записать их. Подчеркнуть орфограммы.

     Город, интерес, коллектив, класс, библиотека, пассажир, столица, капуста, земляника, ягода. 

Проверка:

    Городской, интересный, коллективный, классный, библиотечный, пассажирский, столичный, капустный, земляничный, ягодный.   

 ( Проверяем с/р. соседа по парте)

    Чем отличается имя прилагательное от имени существительного?

Будьте вы очень внимательными.

Познакомьтесь с прилагательными:

Котенок – маленький, пушистый.

Ручей – прохладный, серебристый.

Зима – красивая и снежная.

А мама – добрая и нежная.

Слова в рифмовке очень дружные,

Они приятные и нужные,

И среди них ты обязательно

Узнаешь имя прилагательное.

                   Работа с правилом:

  • Что такое имя прилагательное?
  • Как изменяются?
  • Как определить род, число, падеж прилагательного?
  • Как правильно написать окончание?

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

Задачи учителя:

  1. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

  1. Научить определять род, число, окончание имен прилагательных

Работа со стихотворением.
Выписать имена прилагательные, определить их род.

Листопад.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной.  
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой.
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой.
Вступает в пестрый терем свой...
Бунин Иван

 - С какой частью речи связано имя прилагательное?

 - Отчего зависит род прилагательного?

Ответы на тест (использование интерактивной доски) сверка с доской

ФИЗМИНУТКА.

(Включить видиоролик с физминуткой)

- Прочитайте следующее стихотворение.

Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле,        

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Выполнение упражнения 63 на странице 31

Работа в группах

(повторить правила работы в группах)

1группа

(Задание на карточках)

Определи число, род существительных и прилагательных. Выдели окончания прилагательных. Напиши вопрос.

Облака  голубые, волшебные.

Речка глубокая, широкая

Пальто черное, длинное.

Стул высокий, деревянный.

2 группа

 (замени имена существительные на прилагательное)

Платье из шерсти……(шерстяное платье)

Шапка из меха……

Матрешка из дерева……

Ваза из стекла…….

Сок из яблок…….

3 группа

 (подбери к имени прилагательному антоним)

Маленький-

Быстрый-

Мокрый-

Длинный-

Широкий-

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль

- уметь оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в письменной форме,

- понимать на слух ответы обучающихся

     Закрепление.

Задачи учителя:

  1. Закрепить усвоение  материала.

  1. Помочь разобраться учащимся, которые не освоили материал.

Цель: Проверить усвоение материала, научить использовать новые знания в системе изученных ранее знаний.

                    Тест

1.        Укажи имя прилагательное.

  1. утеплять;
    Б) теплый;
  2. тепло.

2.        Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Зимн... утро.

  1. - ие;

Б) - ее;

  1. - яя.

3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному:

 Зелёная нить тонкая, а красная ....

  1. гладкая;
    Б) короткая;
  2. толстая.

4). Род и число имени прилагательного зависит от:  

  1. имени   существительного;
    Б) глагола;
  2. местоимения.

5. Выберите верное утверждение:

  1. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
    Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
  2. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения;

Взаимопроверка.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивные:

-уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

 Коммуникативные:

умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль

- уметь оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

5. Задание на дом.

Задачи учителя:

  1. Дать анализ и оценить успешности достижения целей и наметить перспективу последовательности саморазвития с целью закрепления материала в зависимости от уровня усвоения учащихся знаний полученных на уроке.
  2. Дать реальную информацию о результатах учения.

Продолжи фразу:

 Имена прилагательные:

    1)обозначают…

   2) отвечают на вопросы…

   3) изменяются по …

Рефлексия

Самооценка учащимися.
Оцените свою деятельность на уроке:

    Работал активно

      Было всё понятно

    Было  интересно

                                            МОЛОДЦЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Склонение имен существительных"

Поурочные разработки русский язык УМК " Школа России" 4 класса. тема " Склонение имён существительных"...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК Школа России Тема " Обощение изученного об имени прилагательном" 4 класс

Технологическая карта урока по русскому языку УМК Школа России Тема " Обощение изученного об имени прилагательном" 4 класс...

конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" 2 класс, Школа России

коспект урока по русскому языку 2 класс Школа России по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" с дифференцированными карточками для работы на уроке...

Методическая разработка урока по математике 1 класс "Школа России" "Прибавить и вычесть число 2"

Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по математике 1 класс «Школа России»...

Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Связь имени прил. с именем сущ.

Цели деятельности учителя: формирование представлений со смысловым значением имен прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предмет...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Единственное и множественное число имён прилагательных

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...