Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)
опыты и эксперименты по русскому языку (4 класс)

Молчанова Любовь Дмитриевна
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. В 2014-2015 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в 4б классе было предложено в качестве эксперимента преподавание русского языка учителю старшей школы с целью снизить уровень тревожности детей при переходе из младшей школы в старшую, сделать адаптацию для будущих пятиклассников более успешной, менее эмоционально затратной.Посчитали, что реализация предметно - пространственной среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, а введение предметного обучения – преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе. Предположили, что ученик, окончивший школу в системе предметного обучения, легко адаптируется при переходе от одной ступени обучения к другой, что в значительной степени разрешит проблемы преемственности.Общение с несколькими учителями в учебном процессе значительно снизит подавляющее влияние личности одного педагога не только на эмоциональное состояние ребенка, но и на его мировосприятие, положительно повлияет на формирование мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_predmetnogo_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx70.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«МУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Н.В.АРХАНГЕЛЬСКОГО»

(МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»)

Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы.

(русский язык с учителем старшей школы)

Разработчики:

Заместитель директора по воспитательной работе

 Молчанова Любовь Дмитриевна

Учитель русского языка и литературы

Рафальская Людмила Геннадьевна

Мужи 2018 г.

«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина»

В.В. Путин

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня.

 В 2014-2015 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в 4б классе  было предложено в качестве эксперимента  преподавание  русского языка  учителю   старшей школы с целью снизить уровень тревожности детей при переходе из младшей школы в старшую, сделать адаптацию для будущих пятиклассников более успешной, менее эмоционально затратной.Посчитали, что реализация предметно - пространственной среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, а введение предметного обучения – преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе. Предположили, что ученик, окончивший школу в системе предметного обучения, легко адаптируется при переходе от одной ступени обучения к другой, что в значительной степени разрешит проблемы преемственности.Общение с несколькими учителями в учебном процессе значительно снизит подавляющее влияние личности одного педагога не только на эмоциональное состояние ребенка, но и  на его мировосприятие, положительно повлияет на формирование  мировоззрения.   Для реализации проекта было сделано следующее:

1.Изучен опыт других школ  по данному вопросу.

2. Проанализирован кадровый состав педагогов старшей школы

3..Рассмотрена и изучена преемственность между начальной школой и 5-м классом  по  следующим направлениям:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования к учащимся;
  • структура уроков.

 1. В нашей стране предметное обучение в начальной школе вводили неоднократно, в частности, в 60-70-е годы в связи с внедрением и апробацией системы обучения по Л.В.Занкову; в 90-е годы, когда активно развивались авторские школы; сегодня - для повышения качества образовательно-воспитательного процесса в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).В первую очередь нами были изучены следующие материалы:

1. Проект «Предметное преподавание в начальных классах как одно из средств успешности обучения (как условие повышения качества образования) на этапе перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты» (МБОУ Междуреченская СОШ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) http://msshkola.ru/index/predmetnoe_prepodavanie

2. Аюпова С. Д. ,,Школьная методическая подготовка педагогов» http://festival.1september.ru/articles/537201

3. Кошкина А.А. Что такое предметное обучение в начальной школе?  http://nsportal.ru  nachalnaya-shkola materialy-dlya-roditelei/chto-takoe-predmetnoe-obuchenie-v-nachalnoi-shkole

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010

5. «Переход на предметное обучение в начальной школе».Ягудина Альфия Рафаиловна, Республика Башкортостан, Белорецкий район, с. Серменево

 6.«Предметное обучение в начальной школе: за и против…»Кудряшева Марина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, методист. ГБОУ школа №655, г. Санкт- Петербург.

7. Герд А. Я. Предметные уроки в начальной школе. — СПб., 1883. - Ч. 1. — С. 8.Положениео предметном образовании в начальной школе. ГБОУ школа №2089 г. Москва.

9.Предметная система обучения в начальной школе, как ресурс повышения качества образования (из опыта работы).Брусенская Е.Л., учитель начальных классоввысшей категории МАОУ Гимназии№104«Классическая гимназия»г.Екатеринбург.

В предложенных материалах нашли созвучие нашей идеи о том, что предметное обучение в начальной школе позволит избежать трудностей  адаптации пятиклассников в основной школе,  обеспечит высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовит учащихся к обучению на второй ступени основной школы, позволит максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося. Необходимо иное содержание урока, которое нереально обеспечить при подготовке учителя к нескольким предметам разного цикла сразу.Отличает наш проект то, что в начальную школу приходит учитель старшей школы.

Рассмотрены риски введения продукта. Организуя деятельность в данном направлении, взяли за основу опыт педагогов ХМАО. Междуреченская школа.

возможные риски

Компенсации возможных рисков

Разъединенность преподавательских действий со стороны разных учителей – предметников

Проведение промежуточного и поэтапного диагностирования состояния участников проекта

Предметное обучение может вести к некоторой перегрузке учащихся из-за отсутствия у учителя-предметника четкого ощущения учебной нагрузки (четко регулировать нагрузку может учитель, ведущий все предметы)

Контроль отбора содержания, дозировки подачи учебного материала и домашних заданий администрацией школы

Возможно возникновение внутренних и внешних конфликтов между учителем и учеником, учителем и родителями ввиду разрушения традиционных способов организации учебной деятельности

Проведение серии семинаров-практикумов по изучению психофизиологических особенностей младших школьников; непосредственное и косвенное включение родителей в процесс реализации проекта

Возникновение трудностей у учащихся в привыкании к требованиям разных учителей со своей системой оценки и индивидуальным стилем преподавания

Эффективная работа социально-психологической, методической служб школы,  дети  постепенно знакомятся   с требованиями учителя старшей школы

2.Проанализировали кадровые ресурсы. Работать предложили учителю   высшей категории, с тридцатилетним стажем работы в школе, таким же сроком преподавания предмета. Опыт показал, что адаптация  с двух сторон прошла очень мягко, в доброжелательной обстановке, в ситуации приятия  и понимания  со стороны родителей.

3. Преемственность в становлении личности

Стратегией и тактикой  педагогической деятельности  в 4 б классе стали слова  известного ученого и  врача  Пирогова:«Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушенные ребенку, для него в сто крат полезнее в будущем, чем высокие истины, худо уложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям».

  Были учтены и требования к портрету  выпускников начальной и основной школы.

Портрет ученика начальной школы:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Портрет ученика основной школы:

- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

А далее  сформулированы основные  личностные характеристики, которые стоит формировать уже в 4 классе:

- умение  организовать свой  труд;

-умение слушать;

-быть толерантным;

-умение выделять главное;

-культура  устной и письменной речи;

-умение планировать работу;

- дисциплина учебная и поведенческая

Родительское собрание  по поводу предметного образования способствовало благоприятному и мягкому введению  проекта.Свою задачу  родители в сложившейся ситуации  видели в том, чтобы  

-создавать ребенку спокойную обстановку,  регулировать режим сна, отдыха, подготовки к урокам.

-контролировать развитие учебной деятельности детей.

-поддерживать веру ребенка в себя, в свои способности.

-оказывать помощь в подготовке домашнего задания и в преодолении возникающих трудностей.

-систематически общаться с классным руководителем, учителями- предметниками.

Общение четвероклассников с учителем старшей школы  способствовало  формированию серьезного отношения к учебе. В поведении они стали  сдержаннее, ответственнее. Научились     ориентироваться  в коридорах старшей школы, приходить на занятия и сразу включаться в работу, избегать желания бегать по рекреациям. Отношения между учителем и  учениками строились на основе уважения, понимания, доброжелательности. Дети и сейчас с удовольствием идут на урок, не сбегают,  режим работы на занятии, введенный в 4 классе, сохранился. Принцип «делу- время, потехе-час» воспринимается как необходимое, само собой разумеющееся.Замечания по поводу дисциплины на уроке редки. Родители  заинтересованно относятся к учебной деятельности детей, помогают в корректировке  поведенческих  проблем детей в случае необходимости.

4. Преемственность в содержании.

Основанием преемственности является – формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в общении.

Различие ФГОС НОО и ФГОС ООО

В содержании и ведущем виде деятельности:

- в начальной школе – средства и способы решения задачи (игровая деятельность, учебная самостоятельность);

- в основной школе – выбор самой задачи, выбор направления действий (система проб, проектная деятельность).

В целом программа четвёртого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе.Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебнике, который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся. Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний.

Многие разделы (например, «Предложение», «Текст», «Словосочетание») знакомы учащимся по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные в начальной школе. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Культура речи», «Жанры речи»).

 Происходит смена терминологии в среднем звене. Например,

Начальная школа

Среднее звено ( 5 класс)

Разбор простого предложения.

Синтаксический разбор предложения.

Перечисление в предложении.

Однородные члены предложения.

Звуко-буквенный разбор слова.

Фонетический разбор.

Разбор слова по составу.

Морфемный разбор.

Также можно наблюдать расхождения в следующих разделах языка:

В разделе «Фонетика» при характеристике согласных звуков понятие парные-непарные употребляется только при разграничении звонких и глухих и не используется применительно к твёрдым-мягким.

В разделе «Морфемика» при выделении морфем, не всегда учитывается лексическое значение слова (обращать на это внимание). При изучении, например, корней с чередованием гласных, становится очевидным, что дети применяют правило не к тем словам. РАСТерять-РАСТение.

В разделе «Синтаксис» постоянная путаница понятий часть речи и член предложения!

При работе с текстом необходимо уделять больше внимания формированию умения найти главное в абзаце, параграфе, статье.

При работе со словом.

1) предлагать учащимся задания по работе с толковым словарём;

2) углублять, обогащать  и увеличивать словарный запас учащихся;

3) формировать у  школьников потребность обращения к словарю как к справочнику того или иного вида.

Работа с четвероклассниками позволила названные расхождения  предотвратить, не допустить. Замечено, что чем раньше с детьми начинаешь правильное включение программного материала, тем легче они его воспринимают, запоминают. Поэтому уже в 4 классе дети по всем разделам   учебника русского языка получили корректировку в терминологии, видах анализа слов и предложений.  Старался учитель, постепенно вводя детей   в предметное обучение, старались дети,  с удовольствием принимая предложенные формы и виды деятельности. Сложно в 5 классе переучивать  фонетическому анализу слова, например, Дети не сразу верят сказанному, ведь они учились другому. У некоторых надолго остается вместо однородных членов предложения понятие «перечисление».Считаю, что предметное обучение в 4 классе  в содержательной части очень полезно.

5. Преемственность в формах и методах обучения

Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход.Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Системно – деятельностный подход ориентирован на становление личностных характеристик ребенка.

      Известный психолог Карл Роджерс говорил, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность  представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме – задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новому знанию.  В 4 классе главное для учителя -научить читать ребенка. В 5 классе задачи иные, научить работать с текстом. Так при работе со вступительной статьей по творчеству писателя    предлагается  детям прочить текст  и составить 8-10 вопросов по содержанию. Если это художественное произведение, то  возможны вопросы на внимательное прочтение. Детям очень нравится этот вид работы с новым материалом, потому что они сами формулируют вопросы, задают их классу.  После такой работы с текстом статьи учащимся не составляет большого труда в конструировании ответа по творчеству писателя.    Кроме того, данный вид работы развивает мыслительную деятельность, учит грамотному, корректному формулированию вопроса, заставляет ученика вдумчиво читать текст, обращать внимание на детали.   Более того, по литературе   предлагаются  учащимся  альтернативные источники информации. Дети получают задание подготовить рассказ о писателе или поэте. Источник информации любой: учебник, энциклопедия, интернет, библиотека.  Этот прием учит ребенка работать с информацией, выбирать ее, осмысливать. Здесь не пересказ статьи, а поиск, синтез, анализ нужного материала, а значит и более высокий уровень коммуникации.введеныминиатюры как средство обратной связи с учащимися после освоения материала. После изучения  произведения дети получают письменную работу (миниатюру), в которой они выражают свое понимание, восприятие, видение проблемы. Например, «О чем меня заставила задуматься история Алеши из произведения А.Погорельского «Черная курица…», « Как сохранить в себе человека в трудной ситуации» (Л.Толстой «Кавказский пленник»). Тем предлагается несколько. Учащемуся надо освоить   текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно.  Миниатюры  зачитывает автор на уроке. Слушать работы очень интересно  всем: и учителю, и детям.. В течение нескольких уроков успевают все поделиться своим мнением  об изучаемом произведении. Зачем вслух и все?   Затем, чтобы научиться письменно выражать свои мысли, знать структуру текста, избегать повторов, не сбиваться на пересказ, обязательно высказывать свое отношение к тому , о чем пишешь. Не сразу дети осваивают  науку письменного самовыражения. Не сразу и требуется работа. Ученик может послушать несколько озвученных миниатюр,а потом создает свою.  Со временем дети видят сами недоработки в создаваемых текстах. Самое главное, они внимательно слушают  чужое выступление.  А ведь это очень важно- уметь  слушать и слышать другую точку  зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Эту ситуацию французы П Ланжевен, Анри Валон называют социализацией.  В этом случае  видны  элементы еще и технологии педагогических мастерских. Дети знакомятся с работами одноклассников, рассказывают о своей. Живой обмен идеями   дает им возможность расширить свой  выразительный словарь, а также познакомиться с различными  вариантами мнений по одному и тому же вопросу.  Это время переосмысления и перемен в учебном процессе. Сопровождается эта деятельность ситуацией успеха. Плохих работ нет.   В любой миниатюре находится  интересный момент, светлая  мысль и сообщается  об этом автору.

        Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы  отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.  Уже в четвертом классе    применены  элементы   концентрированного обучения. Материал выдается  крупными блоками. А потом, как в технологии модульного обучения, отрабатываются   темы.   Например, «Простое предложение». Сразу знакомятся дети  с  порядком синтаксического разбора предложения, и одновременно  учатся различать виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, наличию главных и второстепенных членов предложения.  Везде используются схемы, в которых сжато, но емко заключена  основная информация. На последующих уроках происходит погружение в тему, дети анализируют, сравнивают, у них шире поле деятельности, они активнее мыслят, они знают, каков должен быть конечный результат. Из концентрированного обучения взят и такой прием как многократность вариативного повтора.  Любую информацию можно забыть, если о ней не вспоминать время от времени. Постоянным элементом введены в  уроки русского языка лингвистические разминки. В течение 7-10 минут  на каждом уроке актуализируется какая-то тема. Повторяется орфография, теория языка,  решаются задания на сообразительность, внимание,  возвращаемся  к  плохо понятым темам. Детям нравится этот вид работы. Радуются, когда знают, не зажимаются, когда подзабыли. С удовольствием стараются вспомнить и применить имеющиеся знания. Залогом  успеха  в обучении и развитии коммуникативных способностей учащихся считается обязательное проговаривание учащимся всех этапов деятельности. При всех видах разбора, комментировании орфограммы, формулировании правила. После изучения в 5 классе первой темы  по существительному дети получили задание составить рассказ на лингвистическую тему «Имя существительное». Не правило выучить в учебнике, а синтезировать все имеющиеся знания по теме и представить в виде связного рассказа.  И снова не все и не сразу готовы к такому ответу. Но впереди еще много уроков,  и  попробовать  себя в этом виде работы многие успеют.   Таким образом решается один из принципов педагогических мастерских - ненасильственное вовлечение в процесс обучения.

   Необычная форма урока, игровые технологии, чередование и смена видов деятельности, знание учебных возможностей учащихся – все это  позволяет  создать условия для самореализации и максимального участия в уроке  каждого ребенка, обеспечить продуктивную деятельность.

        На уроке проверки и учета знаний и умений используютсядидактические игры, например, интеллектуальный теннис. Для организации игры используются   тематические вопросы.  Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер. При этом метать шары может не только учитель и всему классу, но  учащиеся одному отвечающему.Ученику задают 5 вопросов по изучаемой теме. Интересно всем. Отвечающему - проверить себя, ведь вопросы задают дети. И тем, кто формулирует вопрос, поддерживая или проверяя знания одноклассника. В чем преимущества игры   перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е.  ответить на сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета,  задать трудные вопросы, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники. Пять правильных ответов - отличная оценка, а ещё уверенность в своих силах, повышение рейтинга в глазах  окружающих ( ведь смог ответить на все вопросы, ведь молодец!),  чувство удовлетворения от выполненной работы. Во время  этой игры в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном. Детям нравится находиться в  ситуации успеха, интересно узнавать свои возможности.

 На уроках литературы  дети с удовольствием составляют буриме, им нравится чувствовать, как рождается рифма, наблюдать за содержанием получившегося четверостишия.Синквейн – это  тоже стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам.  Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить пройденное. Для чего используется?

- увеличивает словарный запас;

- формирует навыки краткого пересказа;

- помогает увидеть идею (ключевую фразу);

- ученик чувствует себя творцом;

-работают все.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение необычного вопроса, задания. Например, с 5 класса дети пишут сочинения на лингвистическую тему ( задание ОГЭ 9 класса), составляют   вопросы к обобщению по теме или тексту,  сочиняют буриме,   пишут сочинения-миниатюры. Внедрение в педагогическую практику описанных приёмов позволяет осуществлять метапредметный подход к образованию школьников.

Это только часть видов деятельности, которые помогли детям безболезненно  освоить программу  начальной, а потом и основной школы по предмету с учителем старшей школы.  Учебная мотивация  у обучающихся стабильная, качество обучения хорошее, отстающих в освоении программы за все годы нет. ВПР по русскому языку в течение 3 лет  успешны.

И  в заключение  можно предложить материалы службы сопровождения по адаптации пятиклассников. Для сравнения   посмотрим  информацию 5а и 5б(эксперимент) классов.

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

УСПЕВАЕМОСТЬ 4А И 4Б КЛАССОВ (итоги 2015-2016 учебного года)  5А И 5Б КЛАССОВ (итоги 2016-2017 учебного года)

  Предметное обучение в 4 классе  возможно, полезно, актуально. А самое главное, соответствует требованиям времени, государства и общества. Слова Президента страны: «Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина»  и о  Мужевской СОШ имени Н.В. Архангельского.

.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100"

Формирование представлений о сущности математического познания начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овла...

Что такое предметное обучение в начальной школе

Не стоит бояться, если в вашей школе обучение ребенка ведется с первого класса в режиме предметного, если, конечно, все предметы ведут учителя начальной школы. Это снимает лишнюю тревожность ребенка, ...

КОНЦЕПЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В помощь учителям и воспитателям начальной школы...

Классный час в начальной школе "С детства дружбой дорожить учат в школе…" Афанасьева Татьяна Константиновна учитель начальных классов

Данный классный час  воспитывает жизнестойкость учащихся, даёт возможность понять, что в жизни есть друзья. с которыми всегда можно поделиться своими проблемами, попросить их о помощи....

Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)

На уроке  развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний  глаголов, совершенствуются  умения распознавать спряжение глагола  по суффиксу неопределенной формы, прове...

Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС

Внедрение предметного обучения - инновационный процесс, то есть обновление и изменение форм и способов обучения и воспитания для обеспечения эффективности образовательного процесса в соответствии с за...

Наставничество молодых специалистов при предметном обучении в начальной школе

Описание опыта наставничества в условиях предметного обучения....