Что такое предметное обучение в начальной школе
статья по теме

Кошкина Алла Александровна

Не стоит бояться, если в вашей школе обучение ребенка ведется с первого класса в режиме предметного, если, конечно, все предметы ведут учителя начальной школы. Это снимает лишнюю тревожность ребенка, сложности при адаптации при переходе в 5 класс, а так же исключает возможность предвзятого отношения учителя, который ведет практически все предметы. Есть место для проявления творчества и индивидуальности каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta._koshkina.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

« Сегодня мир не только стал другим – открытым, где масса людей свободно перемещается, а живущие за десятки тысяч километров друг от друга находятся в едином информационном пространстве, но, главное, современный человек по- новому понимает, осмысливает и этот мир. И себя в нем.»

Д. Фельдштейн, вице- президент Российской Академии образования, академик

                  А главная забота каждого учителя осталась как и много лет назад - успеть          « пройти» необходимый по программе учебный материал. Подавляющее большинство различных проверок нацелены на правильность заполнения отчетных документов или на выявлении пробелов в выполнении программы по предмету.

                Складывается странное противоречие: с одной стороны приоритетом провозглашается развитие личности ученика, с другой - учитель поставлен в достаточно жесткие рамки выполнения программного материала. Причем развитие личностных качеств, познавательных процессов никто нигде не проверяет.

                Проработав достаточно длинное время в школе , я пришла к выводу о необходимости поиска путей реализации принципов личностно- ориентированного образования через целостный учебно - методический комплекс, который бы имел продолжение и в средней школе. Анализируя все имеющиеся учебно - методические комплексы для начальной школы, я пришла к выводу, что программа « Школа 2000» и программа « Школа 2100» практически полностью основаны на личностно- ориентированных принципах образования. Эти программы дают возможность подготовить детей к реальной современной жизни, вооружают их солидным творческим потенциалом, учат решать самые сложные жизненные задачи, приучают постоянно пополнять свои знания, принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

          Так 8 лет назад началось мое увлекательное путешествие в мир интересных открытий в моей профессии.

         Что же представляет собой личностно - ориентированное образование?

Это система работы учителя, нацеленная на раскрытие  и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает как средство и инструмент, создающий условия для развития личностных качеств каждого ученика, а не главная цель процесса обучения.

На мой взгляд такая система образования – это своего рода философия, которая кардинальным образом отличается от подхода  в привычной системе, где господствует репродуктивный метод обучения.

Можно сформулировать главные принципы этой философии:

 - признание приоритета личности пред коллективом;

-создание гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личности в других;

-ученический коллектив и педагоги должны выступать гарантами возможности реализации личностных качеств каждого;

-отказ от ранжирования детей на « сильных» и « слабых» учеников, понимание того, что каждый умеет и знает что-то лучше других;

-понимание того, что мнение учителя  является в дискуссии одним из многих;

- переход от формулы « я знаю как надо и я тебя научу» к алгоритму « мы с тобой вместе учимся». « мне интересно, что думаешь о …»;

- понимание, что чем меньше учитель сам говорит на уроке, тем эффективнее протекает учебный процесс;

- признание того, что дети могут знать что- то лучше учителя. « Не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать»;

- признание того, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию, что в полной мере позволяет реализовать принцип « минимакса» ;

             Мало оказалось просто познакомиться и применить новый подход, существенно трудным и более значимым оказалось преломление новых знаний через свой жизненный опыт и профессиональные умения.

Руководствуясь этими принципами ,  я смогла успешно комбинировать фронтальную работу с классом, с работой в малых группах, парах и индивидуальными заданиями. Как следствие у детей повысился интерес к предметам, желание выходить за рамки предложенного учебником материала. Возросла творческая активность , появилось желание писать стихи, составлять собственные задания.

В моей повседневной работе главным стало использование технологии деятельностного подхода, которая включает в себя:

- создание проблемной ситуации для пробуждения у детей потребности учиться;

- подведение их к совместной постановке цели урока;

- организация поиска» нового» знания;

- использование диалога « на равных»;

- разработка совместно с учащимися плана предстоящей деятельности и критерии ее оценки;

- организация контроля и самоконтроля учащихся;

- рефлексия деятельности;

Использование этой технологии дало возможность достичь более высокого темпа урока и участия в нем  подавляющего большинства детей, дружелюбной и одновременно деловой  атмосферы на уроках.

                 Я обобщила свой небольшой опыт, поделилась им с коллегами , выступая на МО учителей начальной школы. Разное было отношение к услышанному. Кто-то заинтересовался, кто-то посчитал, что и так нормально работает и требований к нему хватает и без того, чтобы осваивать еще что-то новое. Нашлись учителя, которые меня поддержали, поверив в истинность утверждения, что  «человек желающий найдет тысячу возможностей. А нежелающий – тысячу причин». Они закончили курсы по программе      « Школа 2100» и начали осваивать ее вместе с учениками.

               В 2009 году я  с группой учителей была участницей городского семинара школ, реализующих данную программу. После участия в нем нашей школе предложили стать экспериментальной площадкой РАО по реализации преемственности программы

« Школа 2100» в средней школе.

Работа по этой программе поставила меня перед проблемой резко возросших временных затрат при подготовке к урокам, так как и глубина материала , и его подбор требовали другого уровня проведения уроков от учителя. Я явилась инициатором эксперимента попредметного обучения в начальной школе. Чего хотелось достичь? Качественно иного уровня преподавания предмета при существенном сокращении времени на его подготовку. Провела мониторинг среди коллег – преобладала настороженная позиция. Взяли на данную систему преподавания один класс. Через полгода обучения провели первый мониторинг родителей. Результаты были поразительными. Родители приняли эту систему очень хорошо. Среди плюсов данного обучения они отмечали, что у учителей нет « любимчиков»,  что если ребенку не удается один предмет, он реализует себя на других, что это прекрасная возможность избежать проблем при переходе в среднюю школу, что дети привыкают к разной манере изложения учебного материала, да и вообще им нравиться подобный подход к обучению. Был момент, когда мы хотели отказаться от попредметного обучения по независящим от нас причинам. Родители выступили с просьбой оставить его. Ведь на тот момент они уже три года учились в таком режиме и видели существенные успехи своих детей.

Прошло четыре года . Этот класс является первопроходцем по реализации программы       « Школа 2100» в среднем звене. Это самостоятельные, целеустремленные  дети, для которых не является проблемой смена учителя или его замещение во время болезни. Они многое могут и умеют делать сами, не боясь неизвестных и сложных решений. Все это дала им программа « Школа 2100».

                 В мае месяце 2009 года РАО проводила мониторинг выпускников 4- классов, обучающихся по данной программе. Это был комплексный тест, направленный на выявление развития у детей интеллектуальных, организационных, коммуникативных и оценочных умений. На результаты теста повлиять учитель не мог, так как не было в нем привычных контрольных заданий по предметам. Результаты этого теста дали возможность мне увериться в правильности пути, по которому на сегодняшний день идет вся начальная школа, где в 8-ми классах реализуется программа « Школа 2100» и  в 9-ти  классах обучение осуществляется попредметно.

Педагогическая деятельность не становится рутинной работой, когда учитель готов меняться вместе с изменением требований к образованию, изменениями, происходящими в стране и во всем мире. Это позволяет ему оставаться востребованным в профессии ,       успешным,  уверенным в завтрашнем дне человеком.

                На сегодняшний день утверждение, что только у успешного учителя могут быть успешные ученики, является моим профессиональным кредо. Не всегда нам легко  меняться, осваивать что-то новое и неизвестное, но еще меньше хочется быть неинтересным  прежде всего  для самой себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

КОНЦЕПЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В помощь учителям и воспитателям начальной школы...

Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС

Внедрение предметного обучения - инновационный процесс, то есть обновление и изменение форм и способов обучения и воспитания для обеспечения эффективности образовательного процесса в соответствии с за...

Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. В 2014-2015 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в 4б классе было предложено в каче...

Мониторинг предметных и метапредметных результатов обучения в начальной школе

Данный материал содержит  выступление и презентацию опыта использования мониторинга как инструмента для повышения результата освоения образовательной программы учащимися, обучающимися по ФГОС НОО...

Предметное обучение как одна из форм обучения учащихся начальной школы

В данной статье представлен опыт работы Гимназии по созданию условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе....

Наставничество молодых специалистов при предметном обучении в начальной школе

Описание опыта наставничества в условиях предметного обучения....