Главные вкладки

    Склонение имён прилагательных женского рода. Именительный и винительный падежи
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Гиенко Виктория Леонидовна

    Открытый урок по русскому языку в 4 классе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема. Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи.

    Цель урока: различать именительный и винительный падежи имен

    прилагательных женского рода единственного числа.

    Задачи урока:

    Образовательные: учить грамотно употреблять окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах; учить детей выделять падежные окончания имён прилагательных женского рода единственного числа в именительном и винительном падежах; научить  составлять и записывать словосочетания с именами прилагательными

    женского рода в именительном и винительном падежах.

    Развивающие: развивать умение в определении именительного и

    винительного падежа имён прилагательных; совершенствовать орфографическую зоркость; обогащать речь и словарный запас учащихся.

    Воспитательные: воспитывать учебную активность и интерес к предмету.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Организация рабочего места. Приветствие.

    Всем, всем добрый день!
    Прочь с дороги наша лень!
    Не мешай трудиться,
    Не мешай учиться!

    - Каждый из вас получает оценочный лист, где вы должны указать, что на уроке  у вас получилось, а что вызвало затруднение.

    - А в конце урока с помощью карточек и оценочных листов  мы узнаем, как вы старались и как справлялись с заданиями.

    Мои учебные достижения

    Степень трудности

    Легко справляюсь

    Возникают трудности, но я справляюсь

    Мне нужно ещё поработать

    Чистописание

    Домашнее задание

    Письмо по памяти

    Словарная работа

    Орфографическая минутка

    Кроссворд (имя прилагательное)

    Составление  предложений с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном падежах

    Написание окончаний имен прилагательных женского рода, определение падежей

    Тест

    1. Эмоциональный настрой на рабочий лад

    Дорогие гости,  коллеги, дети! Представьте, что мы с вами, все вместе, дружной компанией отправились в зимний лес. И попали в зимнюю сказку. С каким удовольствием мы катаемся на лыжах, правда упали раз десять…. С ветерком прокатились с горы на санках… А какого снеговика слепили… И с отличным настроением, весёлые мы  пришли сегодня на урок…

    Вот с таким отличным настроением давайте продолжим нашу работу.

    1. Минутка чистописания

    ая яя

    ое ее

    ой ый ий

    В какой части речи встречаются подобные окончания? А как определить род по данным окончаниям? Назовите окончания прилагательных множественного числа. (ые, ие)

    1. Проверка домашнего задания.

    1. Выполнение упражнения в тетрадях.

    2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

     - На какой вопрос отвечают  прилагательные мужского рода?

    - Каким членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное?

    - На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?

    - Какие окончания у имен прилагательных женского рода?

    - Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже?

    - Часть речи, обозначающая признак предмета                                                         

    Слайд (прилагательное)

    - Что такое имя прилагательное?

    (Имя прилагательное- самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос

       какой?  какая?  какое? какие?

    Имя прилагательное связано в предложении с именем существительным).

    1. Письмо по памяти.

    - Для письма по памяти я сегодня взяла отрывок   из произведения великого русского поэта. Могу дать вам подсказку - отрывок подходит вот к этой картинке.

    Мороз и солнце; день чудесный!

    Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

                                             А. С. Пушкин

    -  Назовите орфограммы в словах.

    -  Как проверить непроизносимые согласные в корне?

    -  Запишите текст по памяти.

    -  Подчеркните непроизносимые согласные в корне слова.

    (Взаимопроверка)

    1. Словарная работа
    2. Самоопределение к деятельности

    —  Прочитайте словосочетания.

    В дальн.. дорогу, син.. лента, в зимн.. стужу, пушист.. снежинку, мехов.. шапка, через узк.. тропинку.

    —  Чем похожи словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные женского рода.)

    —  На какие группы их можно разделить? (Словосочетания в именительном и в винительном падежах)

    —  На какие вопросы отвечают имена прилагательные в именительном падеже?

    -  Какие окончания они будут иметь? Почему?

    —  На какие вопросы отвечают имена прилагательные в винительном падеже?

    - Какие окончания они будут иметь? Почему?

    -Мне хочется вас поздравить. Вы такие молодцы, даже сами не заметили, как объяснили новую тему урока.

    - Предлагаю вам сформулировать и четко  проговорить ее.

    1. Сообщение темы урока

    - Сформулируйте цели урока.

    (Научиться распознавать имена прилагательные в именительном и винительном падежах, правильно писать окончания этих имён прилагательных.)

    - Как определить падеж имени прилагательного женского рода? Конечно, по падежу имени существительного, с которым связано это прилагательное. Но именительный и винительный падежи можно определить и по окончанию имени прилагательного. Только надо научиться верно писать эти окончания. Этому и будем учиться, ребята, вместе с Красавицей-Зимой и Снежной Королевой 

    Физминутка

    Но для начала…

    Вы, ребятки, отдохните,

     силы новой наберите.

    1. Работа по теме урока
    1. Составление схемы «Снеговички»

    На доске разбросаны карточки. Составить схему.

     

    1. Работа с учебником
    2. Самостоятельная работа

    Под симфоническую мелодию о зиме.

    Составьте и запишите словосочетания с именами прилагательными женского рода в именительном и винительном  падежах, выделите окончания.

    (Используется кластер «Зима»)

    1. Индивидуальная работа у доски.

    Двум детям предлагается составить предложение с одним из словосочетаний, выполнить синтаксический разбор.

    1. Закрепление и обобщение изученного материала 
    1. Работа в паре. Вставить пропущенные окончания имён прилагательных, определить их род, число и падеж.

    За окном  стояла  холодн… погода.

    Заяц бежал  через лесн…  дорогу.

    Папа  читал  утренн… газету.

    Белобок…  сорока села на березу.

    Мальчику купили игрушечн … машину.

    (используются карточки)

    2. Алгоритм определения падежа имени существительного.

    - Как же определить род, число, падеж имени прилагательного?

    Памятка:

    1.        Найдём существительное, с которым связано имя прилагательное.

    2.        Определим род, число и падеж существительного.

    3.        По данным существительного узнаем данные прилагательного.

    3. Групповая работа. Задания от Красавицы-Зимы.

    Слово учителя:

    Самые северные страны мира - это не толщи льда, простирающиеся до горизонта. Это не безлюдные равнины снега, на которых резвятся белые медведи. Они также прекрасны, как и экзотические страны юга. Они обладают своей красотой, порой суровой и холодной, но такой же притягательной и колоритной.

    1 группа:
    Исландия - это самая фантастическая страна на земном шаре с самой неповторимой и удивительной природой. Нигде в мире не встретишь такое скопление гейзеров, вулканов, ледников, водопадов, лавовых полей и утесов. Белоснежные туманы окутывают Исландию пеленой, как тончайшим пуховым платком. Северное сияние раскрашивает горизонт буйством красок. Здесь самый большой гейзер, который каждые 10 минут выбрасывает пар на высоту 60 метров. А водопад Богов, расположенный рядом, низвергает каскады бирюзовой воды.


    Исландия - фантастическая северная страна с гейзерами и вулканами.

    2 группа:

    Финляндия Сказочная страна Снежной Королевы, Санта Клауса, северных оленей, взмывающих в небо в рождественскую ночь. Это мир белых ночей и удивительного северного сияния. Это голубые озера с зеркальной гладью и быстрые реки, несущие потоки воды среди затейливо извитых берегов. Здесь леса изумрудно-зеленые, а воздух прозрачный и блестящий.

    Финляндия - страна Снежной Королевы

    3 группа:

    Норвегия - страна полуночного солнца. Королевство, треть которого находится за полярным кругом. С мая по июль на небосводе сияет солнце, не давая вступить в права ночным сумеркам. Это страна сказок и легенд. Здесь все наполнено волшебством. Огромная Сена троллей, которые по поверьям обитают в этих местах, достигает в высоту 850 метров, открывая с вершины потрясающий вид.


    Норвегия - еще одно северное европейское государств

    Задание:

    Прочитать о стране, выбрать словосочетание существительное с прилагательным, определить падеж прилагательного, используя памятку.

    Резервное время: Задание от Снежной Королевы

    Тест.

    Выберите правильный ответ.

       1. Имя прилагательное обозначает:

    а) признак предмета

    б) предмет

    в) действие предмета

         2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:

    а) кто? что?

        б) какой? какая? какое? какие?

    в) что делает? что сделал? что сделала?

        3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

    а) с глаголом

    б) с существительным

        4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода в именительном падеже?

    а) -ой, -ый, -ий

    б) -ая, -яя

    в) -ое, -ее

        5. Какие окончания имеют прилагательные женского  рода в винительном падеже?

    а) -ой, -ый, -ий

    б) -ая, -яя

    в) -ую, -юю

    1. а
    2. б
    3. б
    1. б
    2. в

    (Взаимопроверка)

    1. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

    Посмотрите свои оценочные листы и сигнализируйте с помощью карточки, насколько успешно вы сегодня работали на уроке. (Красная – были успешными, зеленая возникали трудности, но справлялся,  желтая – мне нужно ещё поработать.)

    - Наш урок подходит к концу.

     - Вспомните тему нашего урока.            

     - Какую цель мы перед собой ставили?    

     - На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в именительном падеже? Какие имеют окончания?

     - На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в винительном  падеже? Какие имеют окончания?

    - Кому удалось пополнить свои знания новым багажом?          

      - Что понравилось?    

    Потрудились вы не зря-            

     Вам спасибо от меня!

    1. Домашнее задание

    Вот и кончился урок.

    Снова прозвенел звонок,

    Отдыхать мы можем смело,

    А потом опять за дело.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.

    Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...

    Склонение имён прилагательных женского рода.

    Рабочий урок в 3 классе по теме " Склонение имён прилагательных женского рода" по программе "Школа России". Разноуровневые задания....

    "Склонение имён прилагательных женского рода"

    Урок русского языка в 4 классе по образовательной программе "Школа России". Урок проходит в виде путешествия в зимний лес. Индивидуальные, фронтальные формы учебной деятельности способствуют достижени...

    УМК "Школа России" Урок русского языка."Склонение имён прилагательных женского рода

    Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода" 4 класс с использованием регионального компонента...

    « Склонение имён прилагательных женского рода» урок русского языка 4 класс

    Урок русского языка  начинается с разгадывания ребусов, с помощью  слов- отгадок пришли к теме урока. По ходу урока выясняется , что такое склонение, учащиеся учатся склонять имена прилагате...

    Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

    Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

    Конспект «открытого» урока по русскому языку в 4 – Б классе по теме «Склонение имён прилагательных женского рода»

    Тема«Склонение имён прилагательных женского рода»Задачи урока   ·     формировать навык грамотного письма безударных падежных окончаний прилагательных женского рода...