Конспект урока развития речи по русскому языку, 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Булавкина Любовь Александровна

Урок развития речи.

Тема урока: Сочинение о  животном.

Классификация данного сочинения:

1. по типу текста — сочинение смешанного типа

2. по источникам — на материале разных источников

3. по стилю — эмоционально-образное

4. по условиям проведения - классно-домашнее

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_._olen._4kl.docx172.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи

Выполнила:

Булавкина

Любовь Александровна

Подготовительная работа 

на уроках русского языка:

     1) приводить ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые обучающиеся будут описывать , например: олень — красивый; рога - . Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель показать, как из многих слов следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.

  1. Подберите имена прилагательные, объясните написание падежных окончаний: животное (какое?)...., корм (какой?)...., ягель (какой?) …., кожу (какую?)..., мех (какой?) …, мясо (какое?) ….

на уроках окружающий мир:

  1. при изучении темы: «Животные Коми республики» составить устный рассказ на основе личных впечатлений и наблюдений, на основе материала учебника А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Мир вокруг нас», часть 1, Москва «Просвещение», 2003г., с.88-89.
  2. экскурсия в природу: наблюдение за оленями.
  3. а) Из книги для чтения по природе и истории родного края «Наш край родной» Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1988г., с.32-33: «В тундре живут северные олени. Они бывают дикими и домашними. Дикие чаще держатся парами или поодиночке, а домашние пасутся стадами в несколько сот голов. Весной и летом стада проходят огромные расстояния, передвигаясь с места на место в поисках корма. Олени поедают разные травы, листья кустарников, спелые ягоды, грибы и лишайники. К зиме стада возвращаются ближе к лесной полосе. И здесь олени сами добывают себе корм. Разгребая копытами снег, они добывают ягель, мох и зелёные части растений. Это — очень ценные животные. Мясо и шкура их широко используется коренным населением.»

          б) Из сборника материалов «Ознакомление с окружающим миром в начальной      школе», Сыктывкар, 1992г., с.45:

«Одно из самых интересных животных — северный олень. Он очень хорошо приспособлен к жизни на севере.

    Копыта у него широкие, поэтому олень легко ходит по снегу, не проваливается. Шерсть у северных оленей тоже особенная: у всех животных волоски у основания толще, а на конце тоньше. У оленя — наоборот. Поэтому и ветра его не продувают, и мороз не берёт. Олень хорошо плавает опять-таки благодаря шерсти: волосинки внутри пустые. При движении оленей далеко вокруг слышно сухое потрескивание — это сухожилия ног трутся о кости и издают такие звуки. Так что, если потерялся олень — это не страшно, по звуку он найдёт стадо».

 

на уроках литературного чтения: прочитать рассказы, обратив внимание на те фрагменты, где есть описание оленя.  

Урок развития речи

Тема урока: Сочинение о  животном.

Класс: 4 (середина 2 четверти)

Задачи урока:

образовательные: формирование умений: создавать текст-повествование с элементами описания, раскрыть тему, основную мысль в своём тексте, определять последовательность частей, описывать живой объект природы, использовать речевые средства для передачи своего отношения к описываемому; развивать вкус к литературному языку.

развивающие и воспитывающие: развитие речи: пополнение словарного запаса; учить подбирать нужные слова, правильно строить предложения, т.е. логически точно излагать свои мысли; развитие внимания, умения сконцентрировать на чём-то одном, наиболее важном в данный момент; воспитание бережного отношения к животным, любви к своей малой родине.

Ожидаемый результат: обучающиеся написали сочинение соответствующее теме

Оборудование: иллюстрация с изображением оленя, карточки-помощники, памятки «Подготовка к сочинению».

Классификация данного сочинения:

1. по типу текста — сочинение смешанного типа

2. по источникам — на материале разных источников

3. по стилю — эмоционально-образное

4. по условиям проведения - классно-домашнее

Используемая литература:

1.Н.С.Черноусова. Сочинения в начальных классах. Москва «Просвещение», 1976.

2.С.А.Есенина. Сочинения-миниатюры. Методика обучения. Упражнения.Темы. Планы. 1-2 классы. Издательство. Грамотей, 2011.

3.Русский язык. 2-4 классы: сочинения и изложения. Автор-составитель Г.Т.Дьячкова. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.  

Оформление доски:

 Иллюстрация

 северного оленя

   Число

Сочинение

 В*твистыми р*гами, х*лодного ветра,

питается тр*вой, гр*бами, перев*зёт т*жёлый, пок*таться, од*вает, бер.*гите.

Кру*ное, на упря*ках, го*,ле*ко, гру*.

Вкус*ное, праз*нуют.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент.

А теперь проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

1. Постановка учебной задачи.

- Часто, общаясь по интернету с друзьями из других городов, нас просят рассказать о нашем северном городе, о животных севера, о праздниках, проходящих в нашем городе. И мы не всегда можем содержательно и лаконично рассказать. Как вы думаете почему?

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

- Ребята, какие цели поставили перед собой?

- Вы правы  мы сегодня будем писать сочинение.

- Плохо развита речь.

- Маленький словарный запас.

- Будем учиться составлять рассказ о своем городе, о животных севера, о праздниках , проходящих в нашем городе.

- Писать сочинение.

- Написать сочинение грамотно, чтобы люди из другого города как можно лучше представили наш край.

2.Обсуждение темы и основной мысли сочинения. Работа над заглавием.

- А на какую тему...Угадайте загадку:

Словно царскую корону

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох олений,

Любит снежные луга.

- Что значит — описать северного оленя?

- На какие вопросы вы ответите в своём сочинении?

- Итак, мы определили главное: по описанию читатель сможет легко представить себе северного оленя. А что ещё должно быть понятно ему?

- Что мы сейчас определили?

- Это северный олень.

- Какой олень?

- Как он выглядит?

- Мы должны убедить его, что это полезное животное и его надо охранять.

- Мы определили основную мысль.

3.Обсуждение плана сочинения.

- Составим план сочинения.

- Что надо обязательно надо отразить в плане?

- Назовите основные требования к плану?

- С чего можно начать сочинение?

- О чём будете рассказывать в основной части сочинения?

- Что напишите в заключении?

На доске появляется постепенно план:

План.

1. Олень — крупное животное.

2. Северное животное:

а) описание;

б) питание;

в) польза для людей.

3. Берегите, оленей!

- В плане сочинения надо обязательно отразить главную мысль.

- План должен быть: после-довательным, связным, ёмким, но не громоздким.

-Олень — северное животное.

- Олень — крупное животное.

- В основной части надо описать оленя, рассказать чем он питается, какую пользу приносит людям.

- В заключении напишем об охране оленей.

4. Лекси-ко

-сти-листи-ческая подго-товка. 

- Подберите синонимы к слову олень.

- Домашнее задание было подобрать имена прилагательные, которые помогут описать оленя. Зачитайте их.

- Объясните значение слова неутомимый, подберите к нему родственные слова, запомните их написание.

Физминутка:

У оленя дом большой, (руки через стороны вверх.)

Смотрит он в своё окошко, (руки на пояс.)

Зайка по лесу бежит, (прыжки на месте.)

Лапой в дверь стучит: «Стук, стук, (хлопки в ладоши.)

Дверь открой! Там в лесу охотник злой».(топаем ногами.)

«Зайка, зайка, забегай, лапу мне давай». (хлопки в ладоши.)

- Животное, северный житель тундры, домашнее животное, помощник оленеводов.

- Крупное, северное, удивительное, сильное, неутомимое животное ветвистые рога, серо-белая шерсть и др.

- Неутомимый — не знающий усталости.

- Очень выносливый, упорный.

5.Орфографическая подготовка.

- Слова с безударными гласными: в.твистыми р.гами, х.лодного ветра, питается тр.вой, гр.бами, перев.зёт т.жёлый, пок.таться, од.вает, бер.гите.

- Вставьте пропущенные парные согласные: кру.ное, на упря.ках, го.,ле.ко, гру..

- Вставь, где нужно непроизносимую согласную: вкус*ное, праз*нуют.

- Распределите в 2 столбика, вставляя пропущенные бувы: олен., бол.шими, шерст.ю, наблюдат., поката.ся, жит..

Обучающиеся сначала называют проверочное слово, а затем букву в пропущенном слове.

6. Запись текста, самостоятельная письменная работа обучающихся над сочинением.

Работа по памятке «Подготовка к сочинению».

  • Прочитайте памятку, начиная с 7 пункта.

Далее самостоятельная письменная работа обучающихся.

В это время учитель оказывает индивидуальную помощь.

Для  совсем слабых обучающихся можно дать карточку- помощник с вопросами:

Обучающиеся читают:

7. Напиши первый вариант текста. Помни о соотношении всех частей работы и их размере (вступление и заключение намного короче основной части). Следи за тем, чтобы отдельные части сочинения были связаны между собой по смыслу, переходы от одной части к другой были плавными.

8. Исправь ошибки и неточности в своём тексте.

9. Напиши второй, улучшенный, вариант сочинения.

7.Самопроверка и редак-тиро-вание.

- Кто хочет прочитать своё сочинение?

В ходе редактирования учитель может спросить:

-Как ты считаешь раскрыл тему?

-Ребята, понравилось вам содержание? и др.

Примерный текст:

  Самое крупное животное в тундре — северный олень.

  Олень — очень красивое животное с большими ветвистыми рогами. Всё тело оленя покрыто шерстью, которая защищает его от холодного ветра. Рога необходимы для защиты от врагов. Он питается  травой, грибами, ягелем. Олени дают вкусное мясо, крепкую кожу, тёплый мех. Он легко перевезёт тяжёлый груз.

  В нашем городе Воркута каждый год празднуют «День оленевода». Интересно наблюдать за соревнованиями на оленьих упряжках. Дети могут покататься на нартах.

  Трудно жить на свете без оленей. Олень кормит, одевает и обувает человека в тундре. Берегите, оленей!

Несколько обучающихся читают свои сочинения, другие обучающиеся вместе с учителем редактируют.

8. Ито-говая реф-лексия.

- Чему учились на уроке?

- Как вы считаете, вам удалось сочинение? Поднимите руки.

- Что помогло вам написать содержательные сочинения?

- Кто сможет теперь рассказать друзьям из других городов о северном олене?

- Учились писать сочинение о северном олене.

- Мне помогло — я подобрала вместе с мамой имена прилагательные к слову олень.

- А мне помогло то, что я запомнил рассказ об олене с окружающего мира.

Требования к сочинению

Сочинение — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.

  1. Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.
  2. Текст должен быть содержательным и лаконичным, выдержанным в одном стиле, грамотным.
  3. Повествование должно оригинальным и выразительным.
  4. В сочинении слова должны быть употреблены в правильном значении.
  5. Изложение мыслей должно быть последовательным.

ПАМЯТКА

Подготовка к сочинению

1. Определи, о чём будешь писать, то есть тему своего сочинения.

2. Определи тип текста (повествование, описание, рассуждение).

3. Собери материал и последовательно расположи его.

4. Составь план.

5. Выбери языковые средства (наиболее точные, яркие слова, синонимы, сравнения, эпитеты и т.д.)

6. Украшением сочинения может стать эпиграф. Он поможет настроиться на определённый эмоциональный лад, укажет на идею сочинения.

7. Напиши первый вариант текста. Помни о соотношении всех частей работы и их размере (вступление и заключение намного короче основной части). Следи за тем, чтобы отдельные части сочинения были связаны между собой по смыслу, переходы от одной части к другой были плавными.

8. Исправь ошибки и неточности в своём тексте.

9. Напиши второй, улучшенный, вариант сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Конспект урока развития речи в 4 В классе 2 отделения.

Конспект урока развития речи  в 4 В классе 2 отделения. Учитель - Петрова Т.В.Тема урока: «Подготовка к изложению по рассказу Л. Толстого «Галка»....

Урок развития речи по русскому языку во 2 классе по картине Решетникова "Опять двойка"

Учащиеся познакомятся с  некоторыми сведениями о творчестве художника  Фёдора  Павловича  Решетникова, научатся назвать его две картины на школьную тему: «Опять двойка» и «Прибыл н...

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классе Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3  классеТема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.Учитель: Володько Г.Н. ,учитель начальных классов МБОУ...

Урок развития речи по русскому языку "Капризное настроение".3 класс

Урок развития речи по русскому языку "Капризное настроение". 3 класс. Содержит конспект урока, презентацию и готовое приложение, необходимое для работы на уроке....

Конспект урока «Части речи в русском языке"

Цель: создать условия для формирования умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними....

Урок развития речи по русскому языку 2 класс УМК «Школа России»

Тема урока: восстановление деформированного текста...