Части речи. Имя существительное и его роль в речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Киселёва Лариса Николаевна

Ознакомить учащихся с термином имя существительное, с функцией существительного в тексте и в предложении, формировать умение различать имена существительные, обозначающие живые и неживые предметы; развивать умения подбирать имена существительные, составлять с ними предложения, умение классифицировать предметы; воспитывать интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_23.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Части речи. Имя существительное и его роль в речи.

Цель: ознакомить учащихся с термином имя существительное, с функцией существительного в тексте и в предложении, формировать умение различать имена существительные, обозначающие живые и неживые предметы; развивать умения подбирать имена существительные, составлять с ними предложения, умение классифицировать предметы; воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты: понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают роль русского языка как государственного языка. 

Личностные результаты: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Метапредметные.

Регулятивные:  выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: учатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

II. Актуализация опорных знаний.

1. Минутка чистописания.

     Ея           Я

Яша ящик смастерил,

В ящик яблоки сложил.

2. Диктант «Проверь себя».

Чудесная лестница, прекрасная картина, свежий картофель, дождливая погода, поздние овощи, весёлый праздник, вкусное яблоко, зимняя одежда.

- Какие орфограммы мы повторили?

III. Мотивация учебной деятельности.

- Прочитайте текст, записанный на доске.

- О чём он? Подберите к нему заголовок.

Поднялось солнце. В лесу пропал туман. Спешит вниз по дороге паучок на тоненькой паутинке. Подул ветер, оторвал и понёс по оврагу паутинку вместе с листком. А на нём сидел  паучок, как капитан своего корабля.

- Найдите в тексте имена существительные. Прочитайте текст ещё раз без имён существительных.

- Понятно ли, о чём говорится в тексте. Какой вывод мы можем сделать?

IV. Сообщение темы и задач урока.

V. Первичное  восприятие и осознание нового материала.

1. Сообщение учителя.

Учёные установили, что половина всех слов нашей речи – имена существительные. Они называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности.

2. Выполнение упр. 8 стр. 8.

3. Правило.

- А задумывались ли вы, почему имена существительные отвечают на вопрос кто? что?

4. Выполнение упр. 9 стр.9.

5. Распределительный диктант.

- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки  в два столбика: в первый – вопрос кто?, во второй – вопрос что?

Бивни-клыки толсты, велики,

Хобот силён. Кто это? (Слон.)

Крупно, дробно зачастил

И всю землю напоил. (Дождь.)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (Лисица.)

Дождь от солнышка привёз

Малым детям калачи,

И остались от колёс

Семицветные лучи. ( Радуга.)

Льётся речка – мы лежим,

Лёд на речке – мы бежим. (Коньки.)

Идут, идут, а всё тут да тут,

Стучат, стучат, не велят скучать. (Часы.)

Не артист, а голосист.

Не ездок, а шпоры у ног. (Петух.)

Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом такая злюка!

Конечно, это… щука.

- Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут меня?  (Снегирь.)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

- Проверим слова первого и второго столбиков.

6. Самодиктант.

- Допишите по два слова в каждый столбик.

VI. Закрепление и осмысление знаний.

1. Объяснительный диктант.

Подул тёплый ветер. Закричали шумные галки. Под ёлками проснулся заяц и прислушался. Выглянуло солнце и осветило его окрестность. В кустах защебетали птицы.  В лесной глуши прокуковала кукушка.

Грамматическое задание: подчеркните и обозначьте одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

2. Преобразование слов.

Сторож (сторожка), строитель (стройка), корова (коровник), свинья (свинарник), курица (курятник).

3. Подбор близких по значению.

Учитель (педагог), пилот (лётчик), отец (папа), ученик (школьник), дом (здание).

4. Устное выполнение упражнения 10.

VII. Итог урока.

1. Домашнее задание: стр.10 упр.11,13 (правила, словарные слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Имя существительное и его роль в речи

Игры, занятия,упражнения,стимулируют развитие у ребенка интуиции, наблюдательности развивают позновательный интерес на уроках русского языка.При выполнении задании от учеников требуется полный, послед...

Технологическая карта урока. Тема : " Имя существительное и его роль в речи." Русский язык. 3 класс. УМК Школа России.

Технологическая карта урока. Тема : " Имя существительное и его роль в речи." Русский язык. 3 класс. УМК Школа России....

Имя существительное и его роль в речи 3 класс "Школе России"

Конспект урока по русскому языку 3 кл. ФГОС "Школа России"...

план-конспект по русскому языку в 3 классе. Тема: Имя существительное и его роль в речи.

План- конспект по русскому языку. 3 класс. Тема: имя существительное и его роль в речи. Канакина В. П. часть 2....

Имя существительное, лексическое значение имени существительного и его роль в речи. Работа с толковым словарем С.И. Ожегова, О.Н. Трубачева.

На уроках русского языка дети должны научиться работать со словарями. На данном уроке, в 4 классе, учащиеся работают с толковыми словарями С.И. Ожегова, О.Н. Трубачева....