"Корень слова и его особенности"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс)

Презентация к уроку русского языка: "Корень слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon koren_slova.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

и его особенности

Слайд 2

При изучении русского языка мы касались многих тем, разных вопросов и проблем, мне показалась интересной тема, касающаяся корней, потому что корень слова является тайной любого слова. Очень удивительно: корни совпадают, а слова разные, совсем непохожие друг на друга. В чем же секрет?

Слайд 3

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова - веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так они все были дети одного корня - папы, то ещё их назвали родственными. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ. Их глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный: Так же как и у кустов, Корень слова есть у слов. С емья слов

Слайд 4

КОРЕНЬ СЛОВА— общая неделимая часть родственных слов. Это основная, центральная морфема и представляет собой лексическое ядро, сердцевину слова, способную присоеди­нять к себе другие морфемы, конкретизирующие ее значение. В непроизводных словах лексическое значение ограничи­вается корнем, замыкается в нем Вода, лист, стол, лесок …

Слайд 5

Вода, водный, водянистый, обводнить…

Слайд 6

Так создаются гнезда родственных (точнее, однокоренных) слов. Само название «корень» подчеркивает, что именно с этой морфемы начинает свой слово­образовательный путь слово Цена, оценить, оценка, переоценка, недооценить, ценный, расценка, неоценимый и др.

Слайд 7

Черный, чернота, чернеть…, черного, черному…,черноты, чернотой и так далее.

Слайд 8

Корень слова не поддается дальнейшему разложению на значащие составные части. Вот почему корень называют также непроизводной основой, в отличие от основы производной, имеющей в своем составе словообразовательные аффиксы

Слайд 9

Очень важно научиться быстро находить корни слов. Так как основные ошибки допускаются на правописание безударных гласных проверяемых ударением, следовательно, задача заключается в том, чтобы научиться правильно подбирать родственные слова для проверки безударной гласной. Очень важно при подборе однокоренных слов обращать внимание на с м ы с л о в у ю сторону корней, так как в языке немало случаев омонимии корней. Так, например, в словах носовой, переносица, носик, поднос, переносить, взнос два омонимичных корня нос (ср. носовой платок и переносить).

Слайд 10

Обратим внимание на ещё одну особенность корней… Сравним два ряда слов: а) молодость, молодой, молодежь, помолодеть; б) надеть, одеть, переодеть, раздеть, приодеть.

Слайд 11

Среди связанных корней есть такие, которые фонетически слабо выразительны; они с трудом воспринимаются как корни. Например, в глаголах войти, отойти, подойти, пойти, перейти, сойти, зайти й др. совершенно четко выделяется корень -й-.

Слайд 12

Известно, что корень — главная и обязательная часть слова. Следовательно, слов без корня в языке нет. Лишь в качестве курьеза можно указать на слово вынуть, которое в процессе исторических изменений этимологически как бы лишилось корня. Первоначально это слово входило в общее гнездо слов со связанным корнем -(н)я (отнять, занять и т. п.) и имело следующий облик: вы/ня/ть. Корень заменился активным суффиксом -ну-, тем более что этот суффикс выражает однократность и быстроту действия. Эта семантика вполне «по духу» слову вынуть. Так этот глагол по пути истории как бы потерял свой корень (вы/ну/ть). А на долю корня как будто ни звука, ни буквы не осталось. Но в современном языке это слово может быть расчленено следующим образом: вын/у/ть, ср. вынь, вын/у/л, вы-н/ем

Слайд 13

Горло – ожерелье, смятение – смута, липнуть – льнуть, косить – чесать, кроить – край, мочить – макать, кто – что, грязь – груз, вязать –узы…

Слайд 14

Бе г - бе ж ал , см о треть - высм а тривать Бе г - бе ж ал, ш е дший - шла

Слайд 15

Корень слова Есть у слова корень, Ветви и листва, Ствол как смысл, которым Наша речь жива Есть кора у слова Цвета тех времен, Что легли в основу Звуков и имен

Слайд 16

Чередующиеся корни Чередующиеся корни Выбор условия написания Примеры ЛАГ-ЛОЖ Перед г-а, перед ж-о Изложение-излагать РОС-РАСТ-РАЩ Есть ст или щ пиши а росли, растение, выращенный, искл.- Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль

Слайд 17

КОС-КАС пиши а, если за корнем стоит суффикс а касаться-коснуться ГОР-ГАР под ударением а, без ударения о загорать-угар И-Е в корне бир-бер,пир-пер и тд. пиши и, если за корнем есть суффикс а Убирать- уберу, удирать-удеру И тд.

Слайд 18

В русском которых нужно языке существуют слова, правописание смотреть в словарях или запоминать. Непроверяемые безударные гласные – это словарные слова. Примеры: акк_ мп_ немент, б_ гряный, в_ н_ грет, г_ р_ зонт и тд. Непроверяемые безударные гласные

Слайд 19

В русском языке существуют слова, правописание которых нужно смотреть в словарях или запоминать. Непроверяемые безударные гласные – это словарные слова. Примеры: акк_ мп_ немент, б_ гряный, в_ н_ грет, г_ р_ зонт и тд. Непроверяемые безударные гласные

Слайд 20

В русском языке существуют слова, правописание которых нужно смотреть в словарях или запоминать. Непроверяемые безударные гласные – это словарные слова. Примеры: акк_ мп_ немент, б_ гряный, в_ н_ грет, г_ р_ зонт и тд. Непроверяемые безударные гласные

Слайд 21

Проверяемые безударные гласные Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы гласная была под ударением. Примеры: разб_гаться-разбег, м_л_дой-молод , молоденький, м_рской –море, уд_вительный-диво и т.д.

Слайд 22

Заключение H есмотря на то, что данная тема (Правописание безударных гласных в корне слова), является одной из самых сложных по программе русского языка, её можно изучить и понять хорошо. Используя правила, словари, имея вкус к предмету, можно быть грамотным и не допускать ошибки по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

Слайд 23

Выполнила работу Николаева Светла 9. «б» класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Открытый урок "Что такое корень слова? Как найти в слове корень?" 3 класс

Формировть правильное представление о понятии корень слова....