Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Андрющенко Елена Владимировна

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса . Программа "Перспектива" к учебнику  Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx105.03 КБ

Предварительный просмотр:

с. Головатовка, Азовского района

                               (территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Головатовская   средняя  общеобразовательная  школа Азовского района

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

«Утверждаю»

Директор МБОУ Головатовской СОШ                  

Приказ от         №        

Подпись руководителя Е.В. Гайденко

Печать

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  учебному  предмету            «Русский язык»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

начальное общее образование, 2 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов    _162

 

Учитель                   Андрющенко Елена Владимировна ___________________

(ФИО)

  Программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ по вопросам организации введения ФГОС ОО;

   Авторской программы  «Русский язык» под редакцией Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной

 (указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2018 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы по русскому языку для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по русскому языку для учащихся 2-го класса Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина,  являющейся составной частью Образовательной системы «Перспектива», программы воспитания Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.        

     

 В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели: 

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  •  формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Общая характеристика курса

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охваты-

вающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

  1. коммуникативного;
  2. познавательного;
  3. принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

  • осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
  • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
  • знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
  • формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
  • развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
  • организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

  • усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
  • развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
  • поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
  • осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
  • освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
  • осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
  • рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
  • формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
  • поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

  • пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
  • формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
  • развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
  • знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
  • творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

  • сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
  • развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
  • формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических,  грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

 Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).

          Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).

 В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

 Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ Головатовской СОШ на 2018-2019 учебный год  рабочая программа по русскому языку во 2 классе рассчитана на 170 часов в год (при 5 часах в неделю. 34 учебных недели). Согласно календарному учебному графику и с учетом праздничных дней рабочая программа рассчитана на 162 часа: I четверть — 40 ч, II четверть — 38 ч, III четверть — 49 ч, IV четверть — 35 ч.

Сжатие программы произошло за счёт сокращения часов, отведенных на повторение и закрепление материала.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Планируемые результаты освоения программы

2 класс

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • понимать значимость речи для процесса общения;
  • испытывать  чувство гордости за родной язык;
  • осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;
  • уважительно относиться к языку и его традициям;
  • осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;
  • применять навыки культурного поведения при общении.

Обучающийся получит возможность:

  • развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.);
  • испытывать потребность в общении;
  • осмыслить значение общения;
  • понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;
  • осознавать необходимость писать грамотно;
  • сформировать интерес к  изучению истории русского языка;
  • понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;
  • стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;
  • развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;
  • проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);
  • научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;
  • создавать собственные словесные произведения по образцу;
  • понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;
  • осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;
  • добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля) и негативное отношение к лени;
  • усвоить уважительное отношение семейным ценностям;
  • осмыслить необходимость  в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;
  • сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;
  • научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;
  • научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;
  • расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;
  • сформировать  интерес и любовь к живой природе;
  • сформировать гуманное отношение к домашним животным;
  • соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;
  • оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;
  • понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
  • работать с моделями слова, звуковыми схемами;
  • пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;
  • контролировать свою речь в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.);
  • сравнивать языковые единицы по разным критериям;
  • развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы);
  • развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;
  • классифицировать языковые единицы по различным критериям;
  • работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);
  • понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;
  • сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;
  •  работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;
  • развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов и по рисунку, при изменении слов—названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. п.);
  • развивать внимание (например:  нахождение «третьего лишнего»,  работа с картинками,  нахождение ещё не изученных орфограмм и т.п.);
  • понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении;
  • понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи;
  • понимать обучающую задачу дидактических игр;
  • принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей;
  • применять полученные знания для решения практических задач.

Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);
  • различать устные и письменные формы общения;
  • составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;
  • составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;
  • понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;
  • понимать необходимость осознания значения слова и его написания;
  • называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);
  • писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • поддерживать диалог с собеседником при помощи репликам и вопросамов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению;
  • понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;
  • составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;
  • составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);
  • иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).

Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

  • понимать преимущества звукобуквенного письма;
  • осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;
  • понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;
  • систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;
  • находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;
  • передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы);
  • разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;
  • правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове;
  • находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);
  • понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;
  • понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных, проверяемых и непроверяемых ударением;
  • верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;
  • переносить слова по слогам в соответствии с правилами;
  • правилам употребления прописной буквы;
  • правильно писать слова с удвоенными согласными;
  • правильно писать слова с непроизносимыми согласными;
  • уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;
  • употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;
  •  понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);
  • особенностям орфографического и орфоэпического словарей, понимать их назначение;
  • иметь представление о единообразном написании слова.

Лексика

Обучающийся научится:

  • формировать ценностное отношение к слову;
  • расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;
  • иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;
  • составлять двусторонние модели слов;
  • формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;
  • понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.

Обучающийся получит возможность:

  • научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;
  • научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;
  • углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;
  • углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
  • научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
  • расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;
  • понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • называть части слова;
  • выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;
  • разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;
  • различать предлоги и приставки;
  • находить суффикс в слове, определять значение, которое придает слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;
  • правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);
  • объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;
  • понимать принцип единообразного написания морфем;
  • составлять слова с предложенными морфемами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
  • понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.

Обучающийся получит возможность:

  • научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;
  • получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.

Имя существительное

Обучающийся научится:

  • находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;
  • определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;
  • осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;
  • определять число имён существительных.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).

Глагол

Обучающийся научится:

  • находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;
  • определять число глаголов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • на практическом уровне изменять глаголы по временам.

Имя прилагательное

Обучающийся научится:

  • находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;
  • определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;
  • классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;
  • образовывать имена прилагательные от других частей речи.

Синтаксис

Предложение

Обучающийся научится:

  • выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;
  • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову;
  • составлять предложения разных типов.

Текст

Обучающийся научится:

  • озаглавливать текст;
  • определять тему и главную мысль текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;
  • составлять план текста на основе памяток, образцов;
  • составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо). 

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир общения (17ч)

Собеседники. Слово, предложение и текст в речевом общении. Главный помощник в общении – родной язык.

Звуки и буквы. Слог. Ударение (66ч)

 Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Звук й и буква й. Звук э и буква э. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Слог. Перенос слов. Ударение. Ударный слог. Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Правописание слов с непроверяемыми написаниями. Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Слова с удвоенными согласными. Непроизносимые согласные. Разделительные мягкий и твёрдый знаки.

Слово и его значение (21ч)

Что рассказало слово. Имена собственные и нарицательные. Слова с несколькими значениями. Слова, похожие по значению и  написанию, но разные по значению (омонимы). Слова, близкие по значению (синонимы). Слова, противоположные по значению (антонимы). Устойчивые сочетания слов. Тематические группы слов.

Состав слова (16ч)

Как собрать и разобрать слово. Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставка. Суффикс. Окончание. 

Части речи (31ч)

Что такое части речи. Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Предлог.

Предложение. Текст (6ч)

Повторение изученного за год (5ч)

 

Календарно-тематическое планирование по русскому языку (164 ч)

1 четверть (40 ч)

№п/п

Наименование разделов курса, тем уроков

Кол- во часов

Дата

Мир общения (17 ч)

Собеседники (3 ч)

1

Мир общения. Собеседники.

1

03.09

2

История письма.

1

04.09

3

Письменная речь.

1

05.09

        Слово, предложение и текст в речевом общении (11ч)

4

Слово, предложение и текст в речевом общении.

1

06.09

5

Различия функции слова и предложения.

1

07.09

6

Слово и предложение.

1

10.09

7

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

1

11.09

8

Типы предложения по цели высказывания и по интонации.

1

12.09

9

Входной контроль. Контрольное списывание.

1

13.09

10

Основные свойства текста. Заголовок текста.

1

14.09

11

Словесное творчество.

1

17.09

12

Типы текстов.

1

18.09

13

Контрольный диктант по теме: «Слово, предложение и текст в речевом общении».

1

19.09

14

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

20.09

Главный помощник в общении – родной язык (3 ч)

15

Главный помощник в общении – родной язык.

1

21.09

16

Богатства языка.

1

24.09

17

Обобщение знаний по теме: «Мир общения».

1

25.09

Звуки и буквы. Слог. Ударение (66 ч)

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами (7 ч)

18

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

26.09

19

Алфавит. Роль алфавита.

1

27.09

20

Роль гласных и согласных звуков в речи.

1

28.09

21

Словесное творчество.

1

01.10

22

Передача звуков речи на письме.

1

02.10

23

Возможные расхождения произношения и написания.

1

03.10

24

Гласные и согласные звуки.

04.10

Звук й и буква Й (2 ч)

25

Звук [й] и буква Й.

1

05.10

26

Обучающее изложение по сказке К.Д.Ушинского «Утренние лучи».

1

08.10

Звук э и буква Э (1 ч)

27

Звук [э] и буква Э. Написание слов с буквой Э.

1

09.10

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (7 ч)

28

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

10.10

29

Обозначение твёрдых и мягких звуков на письме.

1

11.10

30

Волшебный мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком.

1

12.10

31

Обозначение мягкости согласных с помощью букв е,ё, ю,я,и.

1

15.10

32

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

16.10

33

Обучающее изложение текста «Галка».

1

17.10

34

Правильное употребление в речи слова.

1

18.10

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (7 ч)

35

Шипящие согласные звуки.

1

19.10

36

Правописание слов с сочетаниями жи-ши.

1

22.10

37

Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу.

1

23.10

38

Правописание буквосочетаний чк, чн, щн.

1

24.10

39

Контрольный диктант по теме: «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

1

25.10

40

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

26.10

2 четверть (38ч)

1/41

Обучающее изложение «Синичка».

1

07.11

Слог. Перенос слов (3 ч)

2/42

Слог. Перенос слов.

1

08.11

3/43

Правила деления слов на слоги.

1

09.11

4/44

Повторение изученного материала.

1

12.11

Ударение. Ударный слог (3ч)

5/45

Ударение.

1

13.11

6/46

Ударение. Ударный слог.

1

14.11

7/47

Ударение. Ударный слог.

1

15.11

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (10ч)

8/48

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

1

16.11

9/49

Проверка слов с безударными гласными.

1

19.11

10/50

Безударный гласный звук.

1

20.11

11/51

Смысловая связь в родственных словах.

1

21.11

12/52

Правописание безударных гласных.

1

22.11

13/53

Безударные гласные непроверяемые ударением.

1

23.11

14/54

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными.

1

26.11

15/55

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными.

1

27.11

16/56

Обучающее изложение «Лев».

1

28.11

17/57

Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные звуки, их обозначение на письме».

1

29.11

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме (9ч)

18/58

Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

30.11

19/59

Парные согласные.

1

03.12

20/60

Звонкие и глухие парные согласные в конце слова.

1

04.12

21/61

Правописание звонких и глухих парных согласных в конце слова.

1

05.12

22/62

Контрольное списывание «Лесная оттепель».

1

06.12

23/63

Непарные по звонкости-глухости согласные.

1

07.12

24/64

Звонкие и глухие парные согласные в середине слова.

1

10.12

25/65

Способы проверки парных согласных в середине слова.

1

11.12

26/66

Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные, их обозначение на письме».

1

12.12

Слова с удвоенными согласными (3ч)

27/67

Работа над ошибками. Слова с удвоенными согласными.

1

13.12

28/68

Правила переноса слов с удвоенными согласными.

1

14.12

29/69

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

17.12

Непроизносимые согласные(3ч)

30/70

Непроизносимые согласные.

1

18.12

31/71

Способы проверки непроизносимых согласных в словах.

1

19.12

32/72

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1

20.12

Разделительный мягкий и твёрдый знаки (11ч)

33/73

Разделительный мягкий знак.

1

21.12

34/74

Две функции мягкого знака в словах.

1

24.12

35/75

Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласных.

1

25.12

36/76

Написание поздравительного письма.

1

26.12

37/77

Творческая переменка. Написание поздравительного письма.

1

27.12

38/78

Разделительный твёрдый знак.

1

28.12

3 четверть (49 ч)

1/79

Разделительный твёрдый знак.

1

14.01

2/80

Разделительный твёрдый знак. Написание объявления.

1

15.01

3/81

Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

1

16.01

4/82

Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

1

17.01

5/83

Контрольная  работа по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

1

18.01

Слово и его значение (21ч)

Что рассказало слово (4ч)

6/84

Работа над ошибками. Что рассказало слово.

1

21.01

7/85

Родство и свойство.

1

22.01

8/86

Модель слова.

1

23.01

9/87

Понятийное (обобщающее) значение слова.

1

24.01

Имена собственные и нарицательные (2ч)

10/88

Имена собственные и нарицательные.

1

25.01

11/89

Правописание имён собственных.

1

28.01

Слова с несколькими значениями (3ч)

12/90

Слова с несколькими значениями.

1

29.01

13/91

Многозначные слова.

1

30.01

14/92

Роль слов с переносным значением.

1

31.01

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) (1ч)

15/93

Слова похожие, но разные (омонимы).

1

01.02

Слова, близкие по значению (синонимы) (3ч)

16/94

Слова, близкие по значению (синонимы).

1

04.02

17/95

Использование синонимов в речи.

1

05.02

18/96

Роль синонимов в речи.

1

06.02

Слова, противоположные по значению (антонимы) (2ч)

19/97

Слова, противоположные по значению (антонимы).

1

07.02

20/98

Закрепление изученного материала.

1

08.02

Устойчивые сочетания слов (2ч)

21/99

Устойчивые сочетания слов.

1

11.02

22/100

Устойчивые сочетания слов.

1

12.02

Тематические группы слов (4ч)

23/101

Тематические группы слов

1

13.02

24/102

Тематические группы слов.

1

14.02

25/103

Обобщение знаний по теме «Слово и его значение».

1

15.02

26/104

Контрольная работа по теме «Слово и его значение».

1

18.02

Состав слова (16ч)

Как собрать и разобрать слово (2ч)

27/105

Как собрать и разобрать слово.

1

19.02

28/106

Морфемный состав слова.

1

20.02

Корень-главная часть слова. Однокоренные слова (6ч)

29/107

Корень-главная часть слова. Однокоренные слова.

1

21.02

30/108

Правописание однокоренных слов.

1

22.02

31/109

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

25.02

32/110

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

1

26.02

33/111

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

1

27.02

34/112

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

1

28.02

Приставка (3ч)

35/113

Приставка.

1

01.03

36/114

Приставка.

1

04.03

37/115

Приставка.

1

05.03

Суффикс (2ч)

38/116

Суффикс.

1

06.03

39/117

Роль суффиксов в речи.

1

07.03

Окончание (3ч)

40/118

Окончание.

1

11.03

41/119

Обобщение знаний по теме «Состав слова».

1

12.03

42/120

Контрольный диктант по теме: «Состав слова»

1

13.03

Части речи (31ч)

Что такое части речи (3ч)

43/121

Что такое части речи.

1

14.03

44/122

Части речи.

1

15.03

45/123

Общие признаки слов.

1

18.03

Имя существительное (10ч)

46/124

Имя существительное.

1

19.03

47/125

Составление словосочетаний с именем существительным.

1

20.03

48/126

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

21.03

49/127

Правописание собственных имён существительных.

1

22.03

4 четверть (35 ч)

1/128

Употребление заглавной буквы в именах собственных.

1

01.04

2/129

Категория числа имени существительного.

1

02.04

3/130

Имена существительные с вариативными окончаниями в Р.П. множественного числа.

1

03.04

4/131

Обучающее изложение «Люлька».

1

04.04

5/132

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

05.04

6/133

Работа над ошибками.

1

08.04

Глагол (6ч)

7/134

Глагол как часть речи.

1

09.04

8/135

Изменение глаголов по числам.

1

10.04

9/136

Изменение глаголов по числам.

1

11.04

10/137

Глагол как часть речи.

1

12.04

11/138

Глагол как часть речи.

1

15.04

12/139

Словесное творчество.

1

16.04

Имя прилагательное (6ч)

13/140

Имя прилагательное.

1

17.04

14/141

Роль имён прилагательных в речи.

1

18.04

15/142

Развитие речи. Сочинение-миниатюра «Весеннее утро».

1

19.04

16/143

Части речи (обобщение знаний).

1

22.04

17/144

Части речи (обобщение знаний).

1

23.04

18/145

Словесные средства создания художественного образа.

1

24.04

Предлог (6ч)

19/146

Предлог.

1

25.04

20/147

Раздельное написание предлогов со словами.

1

26.04

21/148

Предлоги и приставки.

1

29.04

22/149

Литературные нормы употребления предлогов в речи.

1

30.04

23/150

Контрольная работа по теме «Части речи».

1

06.05

24/151

Работа над ошибками.

1

07.05

Предложение. Текст. (6ч)

25/152

Предложение.

1

08.05

26/153

Главные члены предложения.

1

13.05

27/154

Связь слов в предложении.

1

14.05

28/155

Текст.

1

15.05

29/156

Типы текстов.

1

16.05

30/157

Записка. Письмо. Приглашение.

1

17.05

Повторение изученного за год (5ч)

31/158

Повторение по теме «Звуки и буквы». «Слово и его значение».

1

20.05

32/159

Итоговый контрольный диктант.

1

21.05

33/160

Повторение по теме «Состав слова». «Части речи».

22.05

34/161

Повторение по теме «Предложение. Текст».

1

23.05

35/162

Урок-путешествие «По океану речи».

1

24.05

Материальное обеспечение курса «Русский язык»

  1. Книгопечатная продукция
  •         Л.Ф.Климанова Программа по русскому языку, Москва, «Просвещение», 2016г.

Учебники, тетради

Отдельные замечания

1 класс

Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений../Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2016.

Климанова Л.Ф.. Русский язык. Рабочая тетрадь.  1 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2017.

Библиотечный фонд

Родительский фонд

2  класс

  • Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина; Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч, Ч. 1; Москва, «Просвещение», 2011г.
  • Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина; Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч, Ч. 2; Москва, «Просвещение», 2011г.
  • Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; Тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч.1.; Москва, «Просвещение»,2015г.
  • Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; Тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч.2.; Москва, «Просвещение»,2015г.

3 класс

4 класс

Пособия для учителя

1. Уроки русского языка. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2015.

2. Методические пособия по русскому языку. Климанова Л.Ф. 1 класс . - М.: Просвещение, 2015. 

И.Ф.Яценко, Т.Н.Ситникова, Н.А.Рылова. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. Москва, «ВАКО», 2016г.

  1.  Печатные пособия

Демонстрационное пособие «Касса «Лента букв»

Касса букв классная (ламинированная с магнитным креплением)

Кабинет начальных классов №1

  1. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1.Презентации

2. СD  «Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой   «Русский язык 1 класс»

Ресурсы Интернета

 - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     http://www.zavuch.info/

-     Методический центр:   http://numi.ru/

http://metodsovet.su/load/nach_lit_chtenie/15

- http://vschool.km.ru Виртуальная школа

- http://www.n-shkola.ru/  Журнал «Начальная школа»

- http://nachalka.info/ Начальная школа Очень красочные ЦОР по различным предметам начальной школы

-  http://www.openclass.ru/  Открытый класс. Все ресурсы размещены по предметным областям.

- http://www.zavuch.info/  Завуч инфо.

- http://www.mat-reshka.com/ Мат-Решка Тренажёр будет полезен как сильным учащимся, так и детям с особыми образовательными потребностями.

- http://www.nachalka.com/photo/  Началка

- http://www.it-n.ru/ ИКТ в начальной школе»

- http://interneturok.ru/ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы.

-http://eor-np.ru ЭОР для учащихся начального общего образования обеспечивает условия реализации требований ФГОС НОО

  1. Технические средства обучения

Аудиторная доска

Интеративная доска

Компьютер

Мультимедийный проектор

Колонки

МФУ

РАССМОТРЕНО                                                                                                                         СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания                                                                                                        Заместитель директора по УВР
методического объединения                   
МБОУ Головатовской СОШ                                                                                                _______________Л.Г.Марченко
№____от___________2018 г.                                                                                                  подпись

___________  _____________                                                                                                ______          ___________ 2018 г.
подпись руководителя МО                                                                                                        дата
Андрющенко Е.В.

Приложение 1

График контрольных работ.

Контрольные работы по русскому языку

2 класс

2018-2019 учебный год

УМК «Перспектива» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Тема контрольной работы

Дата

1

Входной контроль. Списывание.

13.09

2

Контрольный диктант по теме: «Слово, предложение и текст в речевом общении».

19.09

3

Контрольный диктант по теме: «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

25.10

4

Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные звуки, их обозначение на письме».

29.11

5

Контрольное списывание «Лесная оттепель»

06.12

6

Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные, их обозначение на письме».

12.12

7

Контрольная работа по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

18.01

8

Контрольная работа по теме «Слово и его значение».

18.02

9

Контрольный диктант по теме: «Состав слова»

13.03

10

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

05.04

11

Контрольная работа по теме «Части речи».

06.05

12

Итоговый контрольный диктант.

21.05

Приложение 2

Тексты контрольных работ.

Входной контроль . Контрольное списывание.

Однажды летом.

     Вот и лето наступило. Ребята едут на дачу. Около дачи роща и луг.
     Однажды Коля и Федя были на лугу. Темная туча закрыла небо. Сверкнула яркая молния. Застучали частые капли дождя. Мальчики помчались домой. По дороге они укрылись в шалаше.

Контрольный диктант по теме: «Слово, предложение и текст в речевом общении».

Это наш парк. Тут клены и липы. Вот эстрада. Там выступают дети. Элина и Оля спели эстонскую песню. Эдик читал стихи.

Грамматическое задание:

- В словах первого предложения подчеркните гласные буквы.

- Слово эстонскую разделите на слоги.

Контрольный диктант по теме: «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

Щука

        Щука живёт в пресных реках. Это хищная рыба. Длина обычной щуки около двух метров. Её вес может быть больше десяти килограммов. Щука – пятнистая рыба с тёмными полосками.  Щуки живут в глубоких местах. В начале лета она может выходить на мелководье.

Грамматическое задание:

Подчеркнуть слова с буквосочетаниямижи, ши, ча, щу, щн (проговаривается учителем устно или записывается на доске).

Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные звуки, их обозначение на письме».

Диктант.

Ленивый кот

        У Миши жил кот Пушок. У кота был пушистый хвост. Его кормили молоком и кашей. Но Пушок кашу не любил. Он просил мяса. Мышей он не ловил. Часто мыши пробегали у самого кончика хвоста Пушка. Хорошо жилось мышам с ленивым котом!

Грамматическое задание:

- Выпишите из текста 5 слов с проверяемыми безударными гласными, подберите и запишите проверочные слова к выписанным словам.

Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные, их обозначение на письме».

Диктант

Мороз не страшен.

Стояли последние дни осени. Лес скинул листву. Тихо подкрался мороз. Тонкий лед лег у берега пруда. Стайка рыб спряталась на дно. Там им мороз не страшен. Все ждут снежную зиму.

Слова для справок: не страшен, берег, стояли, подкрался.

Грамматическое задание.

Выпишите пары слов, в которых согласная проверена правильно.

В1

След – следки,  груз – грузить, варежка – варежки, шапка – шапочка,  легкий – облегчение, утка – уточка.

В2

Груз – грузчик, народ – народы, ножка – подножки, пуговка – пуговица, узкий – узенький, короткий - коротко

Контрольная работа по теме:  «Буквы и звуки. Слог. Ударение.»

  1. Вставь буквы и запиши слова на два столбика:

            Е                                                                   И

П_р_мена, с_деть, в_рхушка, д_ревья, л_жать, пот_пление, с_мена, зан_сти, л_теть, с_неть.

  1. Вставь буквы и распредели слова на два столбика:

            А                                                                   О

Пом_гать, к_ты, хв_сты, х_дить, в_рить, м_хать, перен_сить, пл_ды, д_леко.

  1. Спиши предложения, записывая в скобках проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Мама пол_скала бельё на реке. Девочка пол_скала кошку. Дедушка к старости совсем пос_дел. Бабушка устала и пос_дела на скамейке.

  1. Выпиши из предложения слова с с парными согласными по звонкости и глухости по образцу.

Береги нос в большой мороз. У подружки под подушкой пирожки и  ватрушки.

Образец: нос- носы.

  1. Подбери слова родственники с непроизносимыми согласными по образцу: радость – радостный. Записать слова парами.

Место, звезда, грусть, ненастье, счастье.

  1. Запиши слова в два столбика

«ь» - показатель мягкости                           разделительный мягкий знак

Большой, роль, осенью, маленький, деревья, скользит, друзья, польёт. 

Контрольная работа по теме:  «Буквы и звуки»

  1. Вставь буквы и запиши слова на два столбика:

            Е                                                                   И

П_р_мена, с_деть, в_рхушка, д_ревья, л_жать, пот_пление, с_мена, зан_сти, л_теть, с_неть.

  1. Вставь буквы и распредели слова на два столбика:

            А                                                                   О

Пом_гать, к_ты, хв_сты, х_дить, в_рить, м_хать, перен_сить, пл_ды, д_леко.

  1. Спиши предложения, записывая в скобках проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Мама пол_скала бельё на реке. Девочка пол_скала кошку. Дедушка к старости совсем пос_дел. Бабушка устала и пос_дела на скамейке.

  1. Выпиши из предложения слова с с парными согласными по звонкости и глухости по образцу.

Береги нос в большой мороз. У подружки под подушкой пирожки и  ватрушки.

Образец: нос- носы.

  1. Подбери слова родственники с непроизносимыми согласными по образцу: радость – радостный. Записать слова парами.

Место, звезда, грусть, ненастье, счастье.

  1. Запиши слова в два столбика

«ь» - показатель мягкости                           разделительный мягкий знак

Большой, роль, осенью, маленький, деревья, скользит, друзья, польёт.

Контрольная работа по теме «Слово и его значение».

  1. вариант

1. Как устроено слово? Выбери верный ответ:

А) Слово имеет значение и звуковую или буквенную оболочку.

Б) Слово- это несколько букв.

2. Исправь ошибки, запиши предложения правильно.

В москве много улиц. Мой друг Саша иванов живёт около Реки яуза.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Напиши, к какой группе относится каждая пара слов:

А) Хороший, замечательный – это ________________________________________________.

Б) Ключ (от двери)- ключ (источник) – это _________________________________________.

В) Горячий – холодный – это ____________________________________________________.

4. Соедини фразеологический оборот и его значение:

Нога за ногу (идти)                                                  Далеко

Спустя рукава (работать)                                        Медленно

            За тридевять земель                                                  Плохо

  1. вариант

1.Как устроено слово? Выбери верный ответ:

А) Слово имеет значение  и звуковую или буквенную оболочку.

Б) Слово – это несколько звуков.

В) Слово – это несколько букв.

2. Исправь ошибки второклассника, запиши предложение без ошибок:

Моя Собачка жучка живёт у Ирины васильевны в деревне Сосновка.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Напиши, к какой группе слов относится каждая пара слов:

А) Грустный – весёлый – это _________________________________________.

Б) Морозный,  студёный – это ________________________________________.

В) Зайчик (зверёк) – зайчик (солнечный)- это ___________________________.

4.  Соедини фразеологический оборот и его значение:

Сломя голову (бежать)                                                      Много

Засучив рукава  (работать)                                               Быстро                                 Куры не клюют                                                                  Хорошо            

   

Контрольный диктант по теме: «Состав слова»

Диктант.

Листопад

Выдался погожий октябрьский денёк. Бабушка Дарья с внучкой Машей вышла во двор. Осенние листья кружились и падали на землю. Дворник сметал их в кучки. Кленовые листья окрасились в разные цвета. У Маши в руках яркий букет. Пушистый кот рад листопаду. Падающие листья похожи на воробьев.

Слова для справок: погожий, листопад.

Грамматическое задание.

Корень первого слова запишите вместо пропуска. Выделите корни в получивихс словах.

Осень - …ние, клен - …овые, октябрь - …ский

Разберите по составу слова денек, кучка, бабушка

Выпишите из текста однокоренные слова, разберите их по составу.

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»

Люди могут собирать марки, книги, жуков и бабочек. А Владимир Иванович Даль всю свою жизнь собирал слова. Он объездил всю Россию и создал словарь русского языка.

На доске записаны слова: собирать, бабочек, объездил.

Задание: выписать их текста по одному имени существительному:

  1. Одушевлённое имя существительное;
  2. Неодушевлённое имя существительное;
  3. Собственное имя существительное;
  4. Нарицательное имя существительное;
  5. Имя существительное в форме единственного числа;
  6. Имя существительное в форме множественного числа.

Задания под цифрами написаны на доске, ученики в тетрадях ставят цифру и выписывают нужное слово из текста диктанта.

Работа по содержанию текста диктанта. Надо обратить внимание на подвиг В.И. Даля, который посвятил созданию «Словаря живого великорусского языка» 53 года своей жизни

Контрольная работа по теме: «Части речи»

Работа по вопросам рубрики «Проверь себя» (учебник, с. 120-121).

Вопросы 1 и 4 предполагают устные ответы, 2 и 3 письменные.

Письменная проверочная работа

  1. Записать слова белый, белизна, белеть, игра, красивый, ёж, ворона, бежать, трамвай, морской, смотреть в три столбика:

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

 

  1. Составить словосочетания из пар прочитанных учителем слов, добавив предлог:

сидеть, дерево;  

писать, тетрадь;

смотреть, окно;

учится, школа. С одним словосочетанием составить предложение.

  1. Записать текст под диктовку:

Мой младший брат Саша хочет поехать в деревню к коту Матроскину. Саша любит этого кота. Он любит собаку Шарика и почтальона Печкина. Брат думает, что они существуют на самом деле..

Итоговый контрольный диктант

Гроза

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом тало радостно!

Грамматические задания

- В первом предложении подчеркни главные члены предложения, обозначь части речи.

- Выпиши два слова с проверяемой безударной гласной, подбери проверочные слова.

- Раздели слова для переноса  сильный, длинные, пыль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...