Учебно-методический материал на тему: "Словообразование глаголов"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Миляева Ирина Владимировна

Учебно-методический материал на тему: "Словообразование глаголов" (технологическая карта, презентация, раздаточный материал)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx31.3 КБ
Office presentation icon glagol.ppt1.04 МБ
Microsoft Office document icon glagol.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ПредметРусский язык                Класс        4

Учитель   Миляева И.В.                

Тема урока

Словообразование глаголов

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели деятельности педагога

Создать условия для актуализации знаний о глаголе как части речи; развития и формирования навыков определения способов образования глаголов.

Задачи

Обучающие:

- повторить сведения о словообразовании;

- наблюдать за словообразованием глаголов.

Развивающие:

- вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки;

- развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, мотивацию к изучению русского языка, положительное отношение к знаниям.

- воспитывать уважение к товарищам.

Методыобучения

Исследовательский, практический, словесный, наглядный.

Формы обучения

Работа в группах,  фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа, индивидуальная работа, беседа.

Образовательные технологии

ИКТ-технология, игровая, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология, элементы развивающего обучения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- актуализировать знания о глаголе как части речи;

- актуализировать знания о словообразловании;

- формировать навыки определения способов образования глаголов.

Личностные:

- умение делать выбор, как поступить, опираясь на общие для всех правила поведения;

- самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание успешности/неуспешности в учебной деятельности;

- установка на ЗОЖ.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- поиск и выделение информации;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- выдвижение гипотез;

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- установление причинно-следственных связей;

- доказательство своих решений и ответов.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- использование критериев для обоснования своего суждения;

- аргументация своего мнения;

- построение понятных для партнёров высказываний;
- использование речи для регуляции своих действий;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения.

Регулятивные УУД:

- планирование своих действий;

- осуществление самоконтроля учебной деятельности.

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок;

- осуществление взаимоконтроля и взаимооценки в соответствии с образцом.

Материально-техническое обеспечение урока

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Презентация  по теме урока.

Учебник Русский язык: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др., карточки с заданиями, знаки для рефлексии.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность.

(2 мин)

Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего настроения! Присаживайтесь на свои места. Перед тем, как начать наше исследование, давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.

Настраиваются на учебную деятельность

Личностные УУД:

- умение делать выбор, как поступить, опираясь на общие для всех правила поведения;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний

Цель: повторение изученного материала. Обеспечение мотивации обучающихся для изучения новой темы.

(6 мин)

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.

Вздрогнул, зажмурился, встал, потянулся.

Взглянул, причесался, намылил, умылся,

Съел завтрак и в школу поторопился.

Какая часть речи чаще встречается в этом стихотворении?

На предыдущих уроках вы уже говорили о глаголе.

Взгляните на набор карточек, которые лежат перед вами. У каждой группы свой набор. Как вы думаете, что нужно с ними сделать?

Давайте с помощью выбранных вами карточек вспомним, что вам известно о глаголе.

Знаете ли вы, что глагол занимает второе место после имен существительных по частоте употребления. А еще глаголы активно образуются при помощи разных морфем.

Какие морфемы участвуют в образовании новых слов?

А какие вам известны способы образования слов?

Как иначе называется «образование слов»?

Обучающиеся  повторяют материал о глаголе

Обучающиеся повторяют материал о словообразовании

Познавательные УУД:
- поиск и выделение информации;

- умение  строить речевое высказывание;
- анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные УУД:
- планирование своих действий;

- осуществление самоконтроля учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- участие в диалоге.

3.Постановка учебной задачи

Цель: определение темы и цели урока.

(2 мин)

Теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Определите цели нашего урока. Попробуйте сформулировать ее с помощью слов-подсказок.

Давайте убедимся, насколько точно мы определили тему урока.

Теперь обсудите в группах, как образованы слова школьник, побежал, приморский?

Как вы считаете, какими способами могут быть образованы глаголы?

Чтобы доказать это утверждение, мы проведем мини-исследование.

Обучающиеся высказывают предположения, формулируют тему и цель урока

Познавательные УУД:

- умение строить речевые высказывания;

- определение и формулирование темы и цели урока;

- выдвижение гипотез.

4. Открытие нового знания

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.

(10 мин)

Работа в группах.

Посмотрите на карточку №1. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Какие инструменты вам в этом помогут?

Что у вас получилось?

 Каким способом образованы эти глаголы?

От слов какой части речи образованы наши слова?

Давайте сделаем вывод об одном из способов словообразования глаголов.

Вывод: С помощью приставок (приставочным способом) образуются глаголы от других глаголов.

Похожее задание вам предстоит выполнить в парах.

На странице 33 упражнение 2.

Что вам нужно сделать? Рядом с каждым глаголом напишите слово, от которого он образован и выделите морфему, с помощью которой и образован этот глагол.

Пример оформления задания я покажу вам на доске. Например: спать ночью где-либо/становиться светлым, что это значит? От какого слова образовано? От какой части речи ? С помощью какой морфемы? (Ночевать (суф. -ева) – ночь (сущ.); светлеть (суф. –е) – светлый (прил.)).

Давайте проверим, что у вас получилось? (читают по одной паре слов каждая пара учеников)

Итак, от каких частей речи образуются глаголы? Какой это способ образования?

Вывод: С помощью суффиксов (суффиксальным способом) образуются глаголы от существительных и прилагательных?

Обучающиеся в группах формулируют задание

Обучающиеся исследуют способ словообразования глаголов

Обучающиеся формулируют вывод

Обучающиеся в парах формулируют задание

Обучающиеся исследуют способ словообразования глаголов

Обучающиеся осуществляют самоконтроль

Обучающиеся формулируют вывод

Познавательные УУД:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- поиск разнообразных способов решения задач;
- структурирование знаний;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- формулирование проблемы;
- создание способов решения проблемы.

Регулятивные УУД:

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

- выполнение пробного действия;

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Коммуникативные УУД:

- использование критериев для обоснования своего суждения;

- аргументация своего мнения;

- учет разных мнений;

- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Физкультминутка

Цель: снять статическое напряжение, изменить вид деятельности.

(1 мин)

Давайте немного отдохнем, поднимаемся со своих мест.

Ваша задача – определить способ образования названного слова. Если суффиксальный – присаживаетесь на свои места, если приставочный – тянетесь вверх.

Бежать, прочитать, пустовать, беседовать, занести, прилететь, запеть, отпрыгнуть, солить.

Выполняют физические упражнения

Определяют способ словообразования глаголов

Личностные УУД:

- установка на ЗОЖ.

Регулятивные УУД:

- выполнение пробного действия.

4. Открытие нового знания.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний.

(5 мин)

О каком из способов словообразования мы еще не говорили? Приступаем к упражнению 3. Что нужно сделать в этом упражнении? Как мы можем доказать способ образования глаголов?

Проверим себя по образцу на доске.

Давайте внимательно посмотрим, от каких частей речи образовали эти глаголы? Какой сделаем вывод?

Вывод: С помощью суффиксов и приставок (приставочно-суффиксальным способом) образуются глаголы от существительных и прилагательных.

Обучающиеся формулируют задание

Обучающиеся исследуют способ словообразования глаголов

Обучающиеся осуществляют самоконтроль по образцу

Обучающиеся формулируют вывод

Познавательные УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

- установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:

- выполнение пробного действия.

Коммуникативные УУД:

- аргументация своего мнения;

- построение понятных для партнёров высказываний.

5.Первичное закрепление.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Цель: интериоризация нового способа действия рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

(5 мин)

Итак, о каких способах образования глаголов мы сегодня говорили?

Давайте выполним небольшую самостоятельную работу. У вас на столах карточка №2.

Как вы думаете, каким будет задание? Нужно найти слово, от которого образован глагол и записать способ словообразования.

В парах поменяйтесь карточками. Возьмите в руки простой карандаш. Эталон выполнения задания вы видите на экране. Проверьте правильность выполнения задания.Если ответ верный, ставим плюс, неверный – минус.

Теперь оцените своего соседа.

0-1 ошибок (ка) – отлично, 2 ошибки – хорошо, 3 ошибки – удовлетворительно.

Возвращаем карточки. Обратите внимание на свои ошибки. Поднимите руку, у кого все задания выполнены верно? Кто допустил одну ошибку? 2 ошибки?

Обучающиеся закрепляют изученный материал

Обучающиеся формулируют задание

Обучающиеся выполняют самостоятельную работу

Обучающиеся осуществляют взаимоконтроль и взаимооценку

Регулятивные УУД:
- учёт правил в контроле способа решения;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок;

- осуществление взаимоконтроля и взаимооценки в соответствии с образцом.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: усвоение нового способа действий на основе решения задач.

(6 мин)

Сейчас поиграем в игру да-нетки. Кто знает правила игры? Правила игры: на экране высвечивается фраза, а вам нужно ответить «да» или «нет», если ответ «нет», то фразу нужно справить. Молодцы! Вы справились с заданием.

Возвращаемся к учебнику. Выполняем упражнение 5. Что нужно сделать? Ошибки: перешел – суф. «л» не входит в основу, т.к. это формообразующий суф., а не словообразующий; забыть – суф. «ть» не входит в основу, т.к. это формообразующий суф., а не словообразующий, окончаний в н.ф. глаголов нет.

Игра «Найди лишнее». Кто может рассказать правила игры? Правила игры: из предложенной цепочки нужно найти лишнее и объяснить, почему вы так считаете?

Обучающиеся анализируют и корректируют информацию

Обучающиеся ищут и исправляют ошибки

Регулятивные УУД:
- принятие и сохранение учебной задачи;
- выполнение учебных действий в материализованной речевой и умственной форме.

Познавательные УУД:
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- доказательство своих решений и ответов.

7. Рефлексия.

Цель: самооценка результатов деятельности.

(3 мин)

Подведем итоги. Какие цели мы ставили? Достигли ли целей урока? Придумайте по одному примеру на способы образования глаголов.

У вас на столах 3 карточки: !, ?, ???.

?  Узнал способы образования глаголов и научился определять способ образования глаголов, но остался вопрос по теме урока.      

Поставлю знак вопроса.

! Узнал способы образования глаголов и научился определять способ образования глаголов.

Скажу себе: «Я работал хорошо»

!!! Узнал способы образования глаголов, научился определять способ образования глаголов и могу объяснить тему товарищу.

Скажу себе: «Молодец!»

Ребята, наш урок окончен. Спасибо за урок!

Обучающиеся подводят итог урока, высказывают мнения, оценивают свою работу на уроке при помощи знаков

Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД:

- самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание успешности/неуспешности в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ГЛАГОЛ

СЛОВО-ОБРАЗОВАНИЕ

ВОПРОСЫ

КТО?

ЧТО?

КАКОЙ?

КАКАЯ?

КАКИЕ?

КАКОЕ?

СКОЛЬКО?

ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО СДЕЛАЕТ?

ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧТО ДЕЛАТЬ?

КАК?

КОГДА?

КУДА?

ОТКУДА?

ПОЧЕМУ?

ЗАЧЕМ?

ОБОЗНАЧАЕТ

ПРЕДМЕТ

ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТА

ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ

КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖ-ИЯ

СКАЗУЕМОЕ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

ДОПОЛНЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДУМАТЬ

ПРЫГАТЬ

ЧТЕНИЕ

ПРИМЕРЫ

ИГРА

ВОСЕМЬ

ПЕРВЫЙ

ГЛАВНЫЙ

ДОБРЫЙ

БЫСТРО

ВЕСЕЛО

Я

ТЫ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ПРИЗНАКИ

ПАДЕЖ

РОД

ЧИСЛО

ЛИЦО

ВИД

ВРЕМЯ

НАКЛОНЕНИЕ

ЛИЦО

ФОРМА

СКЛОНЕНИЕ

УЗНАТЬ…

НАУЧИТЬСЯ…

ПРИСТАВОЧНЫЙ

СУФФИКСАЛЬНЫЙ

ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ

ПРИСТАВКА

СУФФИКС

КАРТОЧКА №1. Запиши глаголы по группам. Определи, от каких глаголов и каким способом они образованы.

начало действия

окончание действия

неполное действие

Рассуждай так: «Отгреметь – закончить греметь. Слово образовано приставочным способом от глагола греметь».

запеть

допеть

приоткрыть

побежать

отцвести

привстать

полететь

отшуметь

приболеть

дочитать

ГЛАГОЛ

ПРСИТАВОЧНЫЙ

СУЩ.  + ПРИЛ.

СУФФИКСАЛЬНЫЙ

СУЩ. + ПРИЛ. + ГЛ.

ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ

КАРТОЧКА №2.

  • беседовать – (способ ____________);
  • узаконить – (____________);
  • озвучить –  (____________);
  • княжить –  (____________);
  • перелететь –  (____________);
  • поужинать –  (____________);
  • пустовать – (____________);
  • зеленеть  –  (____________);
  • выпрямить – (____________).

КАРТОЧКА №2.

  • беседовать – (способ ____________);
  • узаконить – (____________);
  • озвучить –  (____________);
  • княжить –  (____________);
  • перелететь –  (____________);
  • поужинать –  (____________);
  • пустовать – (____________);
  • зеленеть  –  (____________);
  • выпрямить – (____________).

КАРТОЧКА №2.

  • беседовать – (способ ____________);
  • узаконить – (____________);
  • озвучить –  (____________);
  • княжить –  (____________);
  • перелететь –  (____________);
  • поужинать –  (____________);
  • пустовать – (____________);
  • зеленеть  –  (____________);
  • выпрямить – (____________).

КАРТОЧКА №2.

  • беседовать – (способ ____________);
  • узаконить – (____________);
  • озвучить –  (____________);
  • княжить –  (____________);
  • перелететь –  (____________);
  • поужинать –  (____________);
  • пустовать – (____________);
  • зеленеть  –  (____________);
  • выпрямить – (____________).

КАРТОЧКА №2.

  • беседовать – (способ ____________);
  • узаконить – (____________);
  • озвучить –  (____________);
  • княжить –  (____________);
  • перелететь –  (____________);
  • поужинать –  (____________);
  • пустовать – (____________);
  • зеленеет  –  (____________);
  • выпрямить – (____________).

КАРТОЧКА №2.

  • беседовать – (способ ____________);
  • узаконить – (____________);
  • озвучить –  (____________);
  • княжить –  (____________);
  • перелететь –  (____________);
  • поужинать –  (____________);
  • пустовать – (____________);
  • зеленеет  –  (____________);
  • выпрямить – (____________).

КАРТОЧКА №2.

  • беседовать – (способ ____________);
  • узаконить – (____________);
  • озвучить –  (____________);
  • княжить –  (____________);
  • перелететь –  (____________);
  • поужинать –  (____________);
  • пустовать – (____________);
  • зеленеет  –  (____________);
  • выпрямить – (____________).

КАРТОЧКА №2.

  • беседовать – (способ ____________);
  • узаконить – (____________);
  • озвучить –  (____________);
  • княжить –  (____________);
  • перелететь –  (____________);
  • поужинать –  (____________);
  • пустовать – (____________);
  • зеленеет  –  (____________);
  • выпрямить – (____________).

КАРТОЧКА №2.

  • беседовать – (способ_____);
  • узаконить – (_____);
  • озвучить – (_____);
  • княжить – (_____);
  • перелететь – (_____);
  • поужинать – (_____);
  • пустовать – (_____);
  • зеленеет –  (_____);
  • выпрямить – (_____).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по русскому языку тема: "Глагол" 2 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Глагол»Цель урока: познакомить с частью речи - глаголом, его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.Планируемые результаты:·...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация+учебный материал) для 3 класса. Тема: "Изменение глаголов по временам".

Предмет: Русский язык.Класс: 3Тема урока: Изменение глаголов по временам.Цели урока: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам, закрепить знания глагола.Планируемые результаты:·...

Раздаточный материал по теме "Словообразование" в 3 классе.

Представлены два варианта карточек с заданиями по теме "Суффикс. Словообразование"....

Учебно-методический интерактивный материал для урока литературного чтения "Книга будущего"

В данной разработке Вы сможете ознакомиться с интерактивным пособием по русским народным сказкам. Оно создана с применением QR-кодов, что сделает процесс изучения более живым, интересным и увлекательн...

Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация+раздаточный материал) по русскому языку 2 класс "Школа России" «Закрепление и обобщение знаний о глаголе»

Тема: «Закрепление и обобщение знаний о глаголе» Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать полученные знания о глаголах; совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значени...