Главные вкладки

    Учебно - методический комплект - I и II спряжение глаголов ( 4 класс "Перспектива" ) Конспект + презентация
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Грошева Ольга Витальевна

    I и II спряжение глаголов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx29.78 КБ
    Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.29 МБ

    Предварительный просмотр:

    Этап урока.

    Метод и приемы.

    Хроно-метраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя.

    Деятельность ученика.

    УУД

    1.

    Мотивационный

    Словес.: повторение правил посадки за партой.

    Практич.: определение глаголов 2–го лица; каллиграфическое упражнение.

    Словес.: ответы на вопросы.

    4 – 6 мин

    -  Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.

    -  Посмотрите на стихотворение, как правильно сидеть за партой?

    Я тетрадь свою открою
    И с наклоном положу. 
    Я, друзья, от вас не скрою
    Ручку правильно держу.
    Сяду прямо, не согнусь,
    За работу я возьмусь.

    - Записываем сегодняшнее число, классная работа

    На доске написаны слова:

    С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш…  .

    -Какой части речи эти слова? Как определили?

    - Как определить число? Время?

    - В каком времени употреблены эти слова? В каком лице?

    - Что общее в этих словах? (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце; безударная гласная в корне).

    - Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь,  чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь).

    - Запишите слова в тетрадь, выделяя орфограмму и окончание.

    - Нужно писать каллиграфически. А как это?

    - Аккуратно запишите слова в тетрадь.

    Определять правила правильной посадки на уроке.

    Обосновывать написание слов.

    Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы.

    Писать каллиграфически.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

    2.

    Постановка учебной задачи и ее решение.

    Словес.: ответы на вопросы; повторение правила «изменение глаголов по лицам и числам».

    Практич.: выполнение упражнения.

    Словес.: ответы на вопросы.

    Практич.:  определение правила; определение цели урока.

    5 – 7 мин

    -  Что такое глагол? (Глагол обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?; в предложении обычно выполняет функцию сказуемого.)

    - Как мы определяем лицо глагола? С какими местоимениями они сочетаются? (Задаем вопрос к глаголу «Что делаю?; что делают? Что делает?» определяем местоимения при помощи вопроса « Я что делаю? – лечу. Местоимения: я, ты, он, мы, вы.)

    -  Назовите окончания глаголов 1 – го лица; 1 спряжения; ед. ч.? 2 – го лица; 2 спряжения; ед. ч.? 3 – го лица; 1 спряжения; ед. ч? (1-е лицо: ед.ч. окончание «у»; мн.ч «ём, им». 2 – е лицо: ед.ч окончание «ёшь, ишь»; мн.ч «ёте; ите». 3-е лицо: ед.ч окончание «ёт, ит» мн.ч «ут, ат»)

    Упражнение 151.

    Задание: Прочитайте глаголы. Какие общие грамматические значения имеют глаголы в каждой группе? С какими местоимениями они могут сочетаться? Назови их окончания.

    - Назовите окончания в первой группе слов?

    - С какими местоимениями мы можем употребить эти слова? Как это определить?

    - Что похожего в этой группе? Почему разные окончания?

    - в глаголах 1 спряжения, какие чаще встречаются окончания? 2 спряжения?

    1. Идёшь, молчишь, стоишь, несёшь, везёшь, летишь. 

    (Он – идет он – молчит; он – стоит и т.д. Окончание «ет; ит»)

    1. Идёт, молчит, стоит, несёт, везёт, летит. «ёт; ит»
    2. Идём, молчим, стоим, несём, везём, летим. «ем; ии»
    3. Идёте, молчите, стоите, несёте, везёте, летите. «ёте; ите»
    4. Идут, молчат, стоят, несут, везут, летят. «ат; ют; ят; ут»

    - В каждой группе число и лицо у глаголов одинаковые. А почему окончания разные?

    Вывод: В глаголах 1 спряжения чаще встречаются окончания «ет, ете, ут, ют». В глаголах 2 спряжения «ит; ити; ат; ят»

    - На это вопрос нам поможет ответить профессор Самоваров.

    - О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (Спряжение глаголов в настоящем времени)

    - Какую цель мы поставим на уроке? (Закрепить знания о 1 и 2 спряжении глаголов; узнать об окончаниях глаголов в настоящем времени.)

    Отвечать на вопросы. Строить грамматическое рассуждение.

    Читать задания к упражнению.

    Выполнять упражнение.

    Слушают правило о «Спряжении глаголов в настоящем времени»

    П: дополняют и расширяют знания.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

    Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

    3.

    Решение частных задач.

    Практич.: таблица из учебника; чтение диалога.

    Словес.: вывод по таблице и диалогу.

    Практич.: письменное выполнение упражнения; взаимопроверка.

    Словес.: ответы на вопросы.

    Практич.: разбор и письменное выполнение упражнения; озаглавить текст; поставить ударение; определить окончание и спряжение глаголов; работа в парах.

    Словес.: ответы на вопросы.

    25 – 30 мин

    - Рассмотрим таблицу в учебнике на странице 93.

    Лицо

    1 спряжение

    2 спряжение

    ед. ч.

    мн. ч.

    ед. ч.

    мн. ч.

    1 – е лицо

    иду

    колю

    идём

    колем

    говорю

    спешу

    говорим

    спешим

    2 – е лицо

    идёшь

    колешь

    идёте

    колете

    говоришь

    спешишь

    говорите

    спешите

    3 – е лицо

    идёте

    колет

    идут

    колют

    говорит

    спешит

    говорят

    спешат

    - Прочитайте диалог Маши и Вани после таблицы.

    - Какой вывод мы можем сделать? (???)

    Упражнение 152.

    Задание: Запишите сначала глаголы 1 – го спряжения, а затем – глаголы 2 – го спряжения. Поставьте ударение в словах. Обратите внимание, на какую часть слова падает ударение во всех глаголах.

    - Как определить спряжение глагола? (по окончанию)

    - Найдите глаголы 1 спряжения. Докажите, как вы их нашли, определили?

    - Как найти глаголы 2 спряжения? Докажите.

    - Кому не понятно?

    - Запишите глаголы в тетрадь, выделяя окончание и ударение.

    1 спряжение.

    Плывём, поют, везут, лгут, согнёте, соберёшь, несут, везёте, идёт, кладёт.

    2 спряжение.

    Сидит, молчите, спят, кипит, свистишь, шумим, летят, сидят.

    - Какие трудности возникли при выполнении этого упражнения? Что у вас получилось легко, что далось труднее?

    Упражнение 153.

    Задание: Прочитайте предложения, поставив глаголы в форму настоящего времени. Поставьте ударение в глаголах, обратите внимание, на какую часть слова оно падает.

    - Прочитайте текст. Что вы заметили в этом тексте?  (слова в наст времени)

    - Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб у нас получился нормальный текст?

    - Как мы можем озаглавить этот текст?

    - Запишете упражнение в тетрадь, поставите ударение, определите, на какую часть слова падает ударение?

    - Определите окончание и спряжение глаголов в парах

    По синей водной глади (идет) корабль, (спешит) к родному берегу. (Молчат) матросы, занятые своей сложной работой. Только свежий ветер (свистит) над палубой да негромко (скрипят) снасти. Чайки с криком (летят) к берегу. Корабль (везет) ценный груз. В порту друзья и родные с нетерпением (ждут) моряков из дальнего плавания.

     Проверка по эталону.

    Рассматривать таблицу, читать диалог Маши и Вани; делать вывод по таблице.

    Выполняют упражнение самостоятельно, проводят взаимопроверку.

    Выполняют упражнение самостоятельно, в парах.

    П:  извлекают необходимую информацию из собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

    Р: осмысляют учебный  материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

    4.

    Итог урока. Рефлексия

    (предметная).

    Словес.: слово учителя; ответы на вопросы

    3 – 5 мин

    - Что такое глагол?

    - Как определить спряжение глагола? Какие окончания у 1 спряжения? У 2 спряжения?

    – Над какой темой работали?
    – Интересно было на уроке?
    – Какое задание вызвало затруднение?  

    Ребята, на доске лесенка из трех степеней, первая ступенька означает «я был не активен на уроке»; вторая лесенка означает « я хорошо работал, но мог и лучше»; третья лесенка, самая верхняя означает «я очень хорошо поработал на уроке, был активен». У вас на парте лежал человечки, посадите своего человечка на ту ступенька, как вы сами себя оцениваете, как вы поработали сегодня на уроке.

    Подводят итоги своей работы на уроке.

    Л.: самооценка на основе критерия успешности.

    П.: рефлексия. Контроль и самооценка.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Я тетрадь свою открою И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.

    Слайд 2

    С.. диш .., св .. тлееш .., кр .. чиш .., вл .. заеш .., зам.. чаеш .., ч.. рнееш .. .

    Слайд 3

    Сидиш ь , светлееш ь , кричиш ь , влезаеш ь , замечаешь, чернееш ь .

    Слайд 4

    I и II спряжение глаголов в настоящем времени.

    Слайд 5

    Цель: Закрепить знания о I и II спряжении глаголов; узнать об окончаниях глаголов в настоящем времени.

    Слайд 6

    Идёшь, молчишь, стоишь, несёшь, везёшь, летишь. Идёт , молчит, стоит, несёт, везёт, летит. Идём , молчим, стоим, несём, везём, летим. Идёте , молчите, стоите, несёте, везёте, летите. Идут , молчат, стоят, несут, везут, летят.

    Слайд 7

    Лицо I спряжение II спряжение ед. ч. мн. ч. ед. ч. мн. ч. 1 – е лицо иду колю идём колем говорю спешу говорим спешим 2 – е лицо идёшь колешь идёте колете говоришь спешишь говорите спешите 3 – е лицо идёте колет идут колют говорит спешит говорят спешат

    Слайд 8

    I спряжение . Плывём, поют, везут, лгут, согнёте, соберёшь, несут, везёте, идёт, кладёт. II спряжение . Сидит, молчите, спят, кипит, свистишь, шумим, летят, сидят.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методический комплект по информатике " Отрицание. Танграм" 1 класс ( конспект+презентация+приложения)

    Учебно-методический комплект по информатике " Отрицание. Танграм" 1 класс...

    Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Растениеводство» (конспект + презентация + раздаточный материал)

    Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему «Растениеводство» (конспект + презентация + раздаточный материал)...

    Учебно-методический комплект по русскому языку тема: "Глагол" 2 класс (конспект+презентация)

    Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Глагол»Цель урока: познакомить с частью речи - глаголом, его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.Планируемые результаты:·...

    Учебно-методический комплект по теме "Parts of the body" (конспект+ презентация)

    Тема: «Части тела»Цель урока: формирование лексического навыка чтения; введение и первичное закрепление лексикиЗадачи:Практические: Отработать звук [l]Проверить изученную лексику: morning, evening, af...

    Учебно-методический комплект по теме "Симметричное вырезание "Рождественская свеча"" (конспект+презентация)

    Тема урока: «Симметричное вырезание «Рождественская свеча»»Открытка-поздравление к Новому ГодуЦели урока: ввести понятие «симметрия»; учить детей изготовлению свечи в технике симметричное вырезание.Пл...