"Имена собственные и нарицательные".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Матуева Людмила Сыреновна
Урок русского языка во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока:  Имена собственные и нарицательные.

Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; Иметь представление о различии имён собственных и нарицательных.

Предметные:

- Формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных  как названий единичных предметов;

- познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена нарицательные»;

- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.

Метапредметные:

- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом

Личностные:

- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в конкретных ситуациях общения

1. Организационный момент

У.- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Подарите друг другу хорошее настроение. Садитесь. Начинаем урок.

Повторим  правила дружной работы на уроке.

- Говорите по очереди, не перебивайте друг друга.

- Внимательно слушайте того, кто говорит.

2. Словарная работа.

Слайды  №2-8

- Кто написал слова правильно, без ошибок? Поставьте +  (проверка по образцу)

 - Что вы  можете сказать о данных словах?

 - На какие группы вы можете распределить эти слова?

 - Какое слово лишнее? Почему?

 - Можем ли мы к этому слову подобрать пару из написанных на доске?

 - Как выдумаете, почему эти слова написаны по-разному?

3. Актуализация знаний.

-  Сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах.

- Чтобы узнать тему нашего урока выполните задание.

- Распределите  слова по этим группам. (работа в парах)

Слайд 9.

1.Имена

2.Названия городов

3.Названия рек

4

  Слова для справок: Иркутск, Тверь,  Москва,  город, река, ученик,  Волга, Ока, Селенга, Катя, Саша,  Коля..  

- Какие слова остались? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.  

-  Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова  трёх первых столбиков от слов 4 столбика?

Слайд 10.

 Оцените свою работу.

- Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы? Обратите внимание на 1 столбик.

-  Как мы можем сказать про своё имя? (Собственное). 

-  Можем ли мы так сказать обо всех словах, записанных с большой буквы?  

II.   Постановка темы и целей урока

 -  Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена  собственные и нарицательные)

- Что мы знаем об именах собственных? Какие слова относятся к именам собственным?  

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

(Научиться различать имена собственные и нарицательные. Продолжать учиться писать имена собственные с заглавной буквы.)

 

 III. Открытие нового знания.

 – Ребята, а вы знаете, что обозначают термины «имя собственное», «нарицательное?»

- А хотите узнать?

 -  Посмотрите на слова, которые  вы разделили на группы. Скажите, сколько городов можно назвать словом город?  А сколько городов можно назвать словом Москва? (один)

- Сколько рек можно назвать словом река? (много), а сколько рек можно назвать словом Волга? (одну)

- Что же обозначают имена собственные? Для чего они нужны?  (Они называют предмет своим именем)

- Найдите общее слово для слов Москва, Тверь. Что обозначают имена нарицательные? (они обозначают общее слово для группы похожих предметов)

- Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные.

- Откройте учебники, на стр.15 прочитайте сообщение профессора  Самоварова.

 -Что называет имя собственное?

 - А нарицательное?

 -Какие ещё слова можно назвать именами собственными?

Вывод

- Значит, ребята,  ФИО, имена сказочных героев, и  названия  областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё  клички животных - это собственные имена.  Они  пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов – это  имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.

Формирование представления о различие имен собственных и нарицательных.

Работа с учебником.

Упр. 14

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте. Если  нет ошибок,  поставьте +

- Чему мы учились, выполняя это задание?  (писать имена собственные)

IV Физкультминутка.

 VI . Первичное закрепление полученных знаний.

Слайд 11. 

- Что вы видите?  

- Для чего он нужен?

-  А кому бы вы хотели бы написать письмо?

- Перед вами лежат конверты. Подпишите их.

- Какое правило мы должны помнить?

- Ребята,  напишите письмо своему другу или подруге. (3-4 предложения)

- Кто может зачитать свое письмо? Какое правило помнили?

- Чему мы учились, выполняя это упражнение?

Выборочное списывание.

- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

- Как будем писать их названия?

- Ребята, названия книг, журналов, газет пишутся с заглавной буквы и в кавычках. Об этом подробно вы узнаете, когда будете учиться  в старших классах.

VII.Обобщение.

-  Наш урок подошёл к концу.

- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы целей?

Расскажите по схеме:

VIII. Рефлексия   Слайд 12

Сегодня на уроке я

- узнал, открыл для себя ….

-научился, смог …

- могу похвалить себя за …

- мне понравилась работа …

Домашнее задание. Выучить правило, индивидуальные карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"

Модель доски: interwrite  BoardАннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа  XXIвека». – 3-е изд., дораб. и  доп. – Вентана-Гра...

урок русского языка в 3 классе на тему "Имена собственные и нарицательные".

Предложенный урок разработан по УМК "Начальная школа XXI века" , авторы учебника С.В. Иванов и А.О. Евдокимова....

Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.

Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"

Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....

Имена собственные и нарицательные

Презентация по русскому языку для 2 класа...

Урок по русскому языку "Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Знакомство с именами собственными и нарицательными. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей....