Технологическая карта урока 2 класс "Имя Существительное".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гладышев Владимир Петрович

Тема урока: “Что такое имя существительное?”

Система: “Школа России”

Класс: 2 (второй)

Цель: развивать умения распознавать имена существительные, определять их значения, правильно употреблять в речи.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием “имя существительное”;
  • научить детей находить имя существительное по вопросам (Кто? Что?) в предложение;
  • расширить представление детей о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с частью речи “имя существительное”.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_imya_sushchestvitelnoe.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: “Что такое имя существительное?”

Система: “Школа России”

Класс: 2 (второй)

Цель: развивать умения распознавать имена существительные, определять их значения, правильно употреблять в речи.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием “имя существительное”;
  • научить детей находить имя существительное по вопросам (Кто? Что?) в предложение;
  • расширить представление детей о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с частью речи “имя существительное”.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить с именем существительным, как частью речи;

- уметь классифицировать имена существительные;

- учить находить признаки имён существительных;

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.    

Метапредметные:

Личностные УУД:

- определять правила работы в парах, в группах;

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

Этап

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности младших школьников

Планируемые результаты

Организационный момент (1 мин)

Учитель читает стихотворение:

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Метапредметные (УУД)

личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Актуализация знаний (6 мин)

1. Гимнастика для пальцев

-Перед тем, как мы запишем число, классная работа, давайте разомнём наши пальчики.

(Гимнастика для пальчиков рук «Дружба»).

2. Чистописание

На доске написаны буквы ы е Ю Е А К  я к и)

-Какая буква лишняя? Какой звук она обозначает? (обозначает глухой парный согласный звук, может быть мягким, может быть твердым)

В какие две группы можно объединить остальные буквы?

Сегодня на уроке мы повторим написание буквы Кк.

Прописать строчку букв Кк

3. Проверка выполнения д/з

Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения.

Делают гимнастику «Дружба»

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

(Пальцы обеих рук соединяют ритмично в замок»)

Мы давай подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинай считать опять.

(Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы закончили считать.

(Опустить руки вниз, встряхнуть кистями). 

Хлопают друг друга по ладошкам, присаживаются на свои места.

  Записывают число, классная работа.

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют письмо по образцу.

Зачитывают предложения с вставленными словами,

отвечают на вопросы учителя, организуют проверку работ в парах, выставляют отметки друг-другу, диктуют отметки учителю.

Личностные:

- определять правила работы в парах, в группах;

Познавательные:

- операция мышления, классиф. групп, выделение лишнего.

Регулятивные:

- контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном

Коммуникативные:

- умение общаться и прислушиваться к мнению других

Анализ языкового материала (7 минут)

  1. Знакомство с именем существительным

Ребята, внимательно посмотрите под ваши стульчики, у кого-то из вас под стулом находятся карточки со словами.

Отлично, кто нашел карточки?
Выходите?

Прочитайте слова, которые у вас написаны на карточках:
(М..дведь, ябл..ко,  св..стеть, р..ботать, уч..ница, щ..вель.)

- Ребята, какие это слова? (словарные т.к их нельзя проверить)

Двое ребят с карточками записывают слова на задней части доски, все остальные в тетради.

-Давайте проверим и исправим ошибки.

- Разделите слова на 2 группы.

-Прочитайте слова ещё раз и скажите, какие слова находятся в первой группе, а какие во второй?

-Почему? (они обозначают действия)

А другие слова что обозначают? (предметы)

Действительно, одни слова мы можем представить, а другие нет. (показываем карточки)


Хорошо, ребята, а вот смотрите. Вы сказали полностью верно, что слова, которые находятся в первом столбике все обозначают предметы. Значит они существуют и обозначают какие-либо предметы.

Как мы назовем слова, которые находятся во втором столбике, раз они существуют и обозначают предметы (имена существительные)

.

  1. Формулировка темы и цели урока

Ребята, а как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Имя существительное)

А какой будет цель нашего сегодняшнего урока (Мы должны узнать, как определять имя существительное)


Дети ищут карточки под стульями.

Двое учеников выходят к доске.

Учащиеся слушают слова.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают слова в тетради.

Сравнивают, разделяют слова на 2 группы.

Объясняют почему лишнее

Объединяют слова в группы

Отвечают на вопросы учителя

Подводятся вопросами к нужной теме. Манипулируем детьми

Формулируют тему и цель урока:
Мы должны узнать, что такое имя существительное.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; 

-определять последовательность

действий на уроке;

познавательные: 

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: 

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли;

личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Обобщение признаков (5 минут)

Ребята, а чем отличаются эти слова? (одни слова отвечают на вопросы кто? а другие на вопросы что?)

А теперь внимательно посмотрите, что обозначают слова, которые отвечают на вопрос кто? (живые)
А на вопрос что? (неживые)


А теперь давайте с вами подведем итог:
Что характеризует все имена существительные (они все обозначают предмет,  отвечают на вопрос кто? что?, бывают одушевленные (живые) и неодушевленные (неживые) )

А теперь давайте откроем учебник и прочитаем правило.
Все ли верно мы узнали про имя существительное?

Читаем правило из учебника на стр. 54

Ведут познавательную беседу с учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

Открываем учебник и знакомимся с правилом.

Читают правило из учебника.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; 

-определять последовательность

действий на уроке;

познавательные: 

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: 

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли;

личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Проверка восприятия + Физкультминутка (6 минут)

  1. Физкультминутка + упражнение первое.

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру. На слайде будут появляться имена существительные. Если имя существительное одущевленное и отвечает на вопрос кто, то вы поднимаете правую руку вверх, если неодущевленное и отвечает на вопрос что, то вы поднимаете левую руку. Встаем.
Все готовы?

Отлично.
Сейчас будут появляться другие слова, которые обозначают не только имя существительное. Когда вы видите это слово. То вы подпрыгиваете вверх и хлопаете в ладоши.

А на какой вопрос отвечает это слово? (обязательно актуализируем у детей зону ближайшего развития)

Отлично присаживайтесь.

  1. Упражнение

Я сейчас буду читать стихотворение, ваша задача его внимательно прослушать. Когда вы услышите имя существительное ваша задача поднять правую руку вверх.

Существительных в природе

При любой найдёшь погоде.

Кто? и Что? — вопрос задай

И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,

Это кошка, это мышка.

Всё так просто и понятно,

Увлекательно, занятно.

На вопросы Кто? и Что?

Отвечать оно должно.

А теперь вспомните и запишите все имена существительные из этого стихотворения.

Выполняют упражнение физкультминутки на закрепление.

Слушают стихотворение, воспринимают на слух имена существительные.

Записывают по памяти имена существительные.

Записывают по памяти имена существительные.

Регулятивные:

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Коммуникативные:

- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Познавательные:

- выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы.

Закрепление (1 упр.)

(8 минут)

Откройте страницу 46 и посмотрите внимательно на упражнение 77.

Внимательно прочитайте задание.
Что необходимо сделать?

Теперь выполните это упражнение самостоятельно.

Выполняют самостоятельно упражнение в тетради.

Регулятивные: 

-осуществлять итоговый контроль.

Познавательные:

- умение выделять главное, самостоятельно работать с информацией.

Итог и обобщение

(3 минуты)

- На какие группы делятся имена существительные?

- Что обозначают имена существительные?

- Как проще всего найти имя существительное в предложении?

- А как вы думаете, всегда ли имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные:

- осуществляют пошаговый контроль своих действий,  ориентируясь на показ движений учителем.

Познавательные:

- умение выделять главное, самостоятельно работать с информацией.

Домашнее задание

Ребята, вашим домашним задание задание будет такое. Вам необходимо будет выписать из словаря 10 имен существительных. 1 ряд выписывает существительные, которые отвечают на вопрос кто?, второй ряд выписывает существительные, которые отвечают на вопрос что?, а у третьего ряда будет сегодня творческое задание. Третьему ряду необходимо будет нарисовать любое имя существительное.

Можно сделать тоже самое, но как задание на выбор!

Слушают объяснение учителя. Делают

соответствующие записи

Регулятивные:

- анализировать собственную работу.

Коммуникативные:

- уметь добывать новые знания: используя информацию, полученную на уроке.

Рефлексия

– Чем занимались сегодня на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать 
подробнее?

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные:

- контроль деятельности по результатам выполнения задания.

Познавательные:

- выполнять задание на основе слайда;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Имена существительные одушевленные и неодушевленные 3 кл.

Технологическая карта урока "Имена существительные одушевленные и неодушевленные" в 3 кл. составлена в соответствии с ФГОС НОО...

технологическая карта урока "Склонение существительных"

Технологическая карта урока    Класс 4УМК «Школа России»Предмет:  русский языкТема: склонение существительныхТип урока: урок открытия новых знаний.Место и роль уро...

Технологическая карта урока "Имена существительные"

Примеры использования технологии ТРИЗ....

Технологическая карта урока Имя существительное 3 класс

Технологическая карта к уроку по теме:"Имя существительное", 3 класс...

технологическая карта урока имя существительное

технологическая карта урока на тему "Имя существительное" для 2 класса. тип урока: усвоение новых знаний...

Технологическая карта урока _Имя существительное_

Цель урока:На основе предложенного материала обобщить изученные знания о признаках имени существительного как части речи; грамотно использовать изобразительные средства языка в устной речи....