Технологическая карта урока "Имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Владимирова Светлана Анатольевна

Примеры использования технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_uroka_na_25_oktyabrya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

Тип урока

Обобщение  знаний

Технология построения урока

Проблемно-диалоговый, частично-поисковый , технологии ТРИЗ.

Тема урока

Имена существительные

Цель урока

Повторить, обобщить, систематизировать знания, полученные ранее об имени существительном;

Задачи урока

  1. Организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний об имени существительном;
  2. Способствовать самостоятельному применению знаний при выполнении разных заданий;
  3. Развивать орфографическую зоркость, творческие способности, расширять кругозор и словарный запас.

Основные термины, понятия

Имена существительное, определение, постоянные и непостоянные признаки.

Межпредметные связи:

Литературное чтение, окружающий мир.

Выполнила: Владимирова С. А.

Планируемые результаты

Предметные:

-Уметь правильно и точно использовать в речи

и правильно писать имена существительные;

-рассказывать правило что такое имя существительное как часть речи;

— определять и обозначать часть речи, которой является слово;

— указывать у имени существительного род, число, склонение, падеж.

Метапредметные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- анализировать, сравнивать, делать выводы на основе наблюдения;

- высказывать и доказывать свою точку зрения.

— планировать своё действие в соответствии с целью задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

Личностные: 

- осознавать нравственные категории;

- актуализация мыслительной и творческой деятельности;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- осознание собственной успешности при изучении темы

- проявлять интерес к изучению темы;

 УУД

Познавательные УУД: 

-уметь воспроизводить знания, удерживать в памяти, делать выводы;

-уметь использовать знаково-символические средства (схемы, таблицы) представления информации;

-извлекать необходимую информацию из текста, анализировать, сравнивать, обобщать.

-повышать интерес учащихся к изучаемому предмету.

Регулятивные УУД:

- учиться принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности,

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

существлять познавательную и личностную рефлексию;

-уметь концентрировать свое внимание, сосредоточиться, делать выводы.

Коммуникативные УУД: 

- формулировать высказывание, мнение в рамках диалога с учителем; одноклассниками

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- уметь договариваться в рамках совместной деятельности

работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Организация пространства

Методы и форма работы

Ресурсы

Формы работы: индивидуальная, самостоятельная работа; работа в парах.

Методы: проблемно-диалоговый, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.

Используемые приемы оценивания

Словесная оценка учителя, самооценка, тестовое задание.

-Использованное оборудование: компьютер; проектор

-Информационный материал: 

учебник Т. Г. Рамзаева «Русский язык» 4 класс изд. «Дрофа», М., 2020г.;

-Демонстрационный материал: электронная презентация, выполненная в программе Microsoft  PowerPoint, карточки с заданиями

Технология урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результаты, формируемые УУД

1.

Мотивация

Приветствует гостей.

Настраивает детей на работу.

Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь друг другу.

Приветствуют гостей.

Личностные:

- формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Познавательные
- умение  строить речевое высказывание.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

2.

Актуализация   учебного действия

У нас сегодня с вами необычный урок, я вам предлагаю немного поиграть.

 Игра называется « Я беру тебя с собой»

 (Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.)

Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку, пенал, пальто.  А что у вас?

Я думаю, что теперь не трудно догадаться, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Так о чём же? Верно, об имени существительном.

. А вы, ребята, все знаете, что такое имя существительное.

Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.

Личностные:
- формирование потребности в самовыражении и самореализации.

Коммуникативные:
- умение задавать вопросы, 
- формулирование собственного мнения,

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование.

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

3.

Определение темы и целей урока

Кто может назвать тему нашего урока? Как, вы думаете, что будем делать на уроке? Какую цель поставим?

Дети формулируют тему урока, определяют цель и задачи урока.

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование  адекватной позитивной самооценки.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

4.

Систематизация знаний

Создание Паспорта Имя существительное

СОЗДАЙ ПАСПОРТ.

Прием используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.)

Дают предположения о необходимых знаниях для поиска новых знаний.

1.Название–Имя существительное

2. Прописка – Части речи

3.Адрес – Лексика

4.Вопросы: кто? что?

5.Определение: Имя существительное – это часть речи , который обозначает предмет, события, явления.

6.Признаки:

 постоянные   непостоянные

род                                  число

                                          падеж

склонение

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные:
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- структурирование знания.

5.

Реализация построенного проекта

 Игра «Жокеи и лошади»

(Приём интерактивного обучения, автором которого является А.Каменский.

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».)

«Жокеи»                                                «Лошади»

Имя существительное мужского рода         завод

Имя существительное женского рода        беседа

Имя существительное среднего рода        хозяйство

Имя существительное множественного числа          брюки

Имя собственное                                                Россия

Часть речи                        Имя существительное

Имя нарицательное                                 билет

Одушевленное существительное            хлебороб

Дети ходят по классу и находят пару по подходящему признаки.

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов,

-- формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения,
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- установление причинно-следственных связей.

6.

Рефлексия учебной деятельности

Предлагает ученикам подвести итог урока  Составление синквейна (Правила написания синквейна

Первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.)

Высказывают свои мысли

Ученики составляют 5 строк

Личностные:
- формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока : «Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам». 2 класс

Тип  урока:  урок  изучения  нового  материала  и  первичное  закрепление  знаний.Цели:формировать  умения  употреблять  в  речи  ...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»...