технологическая карта урока "Склонение существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Технологическая карта урока

 

 

 

 

Класс 4

УМК «Школа России»

Предмет:  русский язык

Тема: склонение существительных

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: тема №4 (Имя существительное) - 6 урок.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_rus_vorobeva_t.v.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Воробьева Татьяна Васильевна

Класс 4 «а»

УМК «Школа России»

Предмет:  русский язык

Тема: склонение существительных

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: тема №4 (Имя существительное) - 6 урок.

Цель: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1-го склонения; составить алгоритм распознавания имён существительных 1-го склонения.

Методы и формы  обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.                    Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные  ресурсы

 Русский язык  4кл  первая часть; поурочные планы по программе «Школа России». – Москва, «ВАКО» 2018г.,  диск (CD-ROM).

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Получат представление о трёх типах склонения имён существительных; познакомятся с признаками существительных 1-го склонения; будут осуществлять  поиск  и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения их признаков,  выведут алгоритм  определения  1-го склонения имён существительных

постановка учебной задачи;  сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала, волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний;  построение логической цепи рассуждений;  постановка и формулирование познавательной цели;  самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; построение речевых высказываний, использование общих приемов решения учебных задач; использование знаково-символических средств;  подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия;

достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

мотивационная основа учебной деятельности,

установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

                               Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организа-ции  взаимодей-ствия на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I.  Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональ

ная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

–Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача,

Слушать и вникать во всё – ваша  задача.

Повторим материал, закрепим умения,

Чтобы каждый  мог сказать:

 «Это все умею я»

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная

индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Р - оценивание качества и уровня усвоения материала, волевая саморегуляция

П – проводят анализ, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; извлекают необходимую информацию из текстов; понимают базовые межпредметные и предметные понятия

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Проверка домашнего задания

Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы.

Обмениваются карточками, определяют падеж имён существительных в словосочетаниях

индивидуальная,

Взаимо

оценка

III. Актуализация знаний

Списывание

- Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги.

Где зимуют бабочки?

(На)ступили  х..лодные  ..сенние  дни. Ноч..ю  моро..   (по)крыл  лужи  первым  ле..ком.  Куда  пропали  весёлые  бабочки?  Одни  (за)летели  (в)сарай.  Там  они  (за)п..лзли  в  ст..нные  щели  и  (за)снули.  Другие  укрылись  (в)кучах  сухих  лист..ев  (на)лесных  полянках.

Выполняют задания.

индивидуальная фронтальная

с объяснением

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

IV.

Самоопределение к деятельности

Практическая работа
(под руководством учителя).

– Прочитайте предложение

Бабушка рассказала мне о сестр..  и дочер...

–Найдите  в предложении однородные члены.

–Каким членом предложения они являются?

–Какой частью речи они выражены?

–Определите их род, падеж

–Как вы думаете, одинаковые или разные будут у них окончания?

Учитель дописывает окончания

Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.

–Что вы заметили?

–Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания?

–Прочитайте название темы  на стр. 89 учебника.

–Объясните значение слова склонение 

–Подберите к нему однокоренные слова

Что значит «имя  существительное склоняется»?

–Почему же склонения три?

–Сформулируйте задачи урока

Читают

Самостоятельно находят, отвечают на вопросы.

–Второстепенным членом предложения

–Они существительные

–Женский род, предложный падеж

Ответы детей

Наблюдают

Окончания разные

–Наверное. у имён существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание

Читают.

Выдают свои предположения

–Склониться, поклон, склонённый

- Изменяется по падежам и числам

Ответы детей

–Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имён существительных

индивидуальная фронтальная

использование знаний в практической деятельности

V.

Работа по теме

Работа по учебнику

Самостоятельная работа

Комментированное письмо

Упр. 153 (с. 89)

–Просклоняйте письменно группы слов: первый ряд – 1, второй ряд – 2,

третий ряд – 3. (Три ученика работают у доски).

–Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили?

–Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»

–Сколько групп склонений в русском языке?

–Что для них характерно?

Упр. 154 (с. 89)

–Изучите инструкцию.

–Вопросы?

–Какие  слова вы написали?

–Какие имеют окончания?

–В каком числе употреблены?

–Обратите внимание на то, что окончание =а пишется в словах после твёрдого согласного, а окончание – я- после мягкого.

–Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», какие имена  существительные вы записали.

Упр. 155 (с. 90)

–Изучите инструкцию.

Выполняем упр. с комментированием

–Прочитайте ниже сведения о языке.

–Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

–Приведите свои примеры существительных 1-го склонения.

– Выполните звуко-буквенный разбор слова ИЛЬЯ

Выполняют задание

–Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но  они отличаются от окончаний двух других групп.

Читают

–Три

–Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам.

Читают самостоятельно.

Выполняют самостоятельно.

–Это существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я в единственном числе.

–Это существительные 1-го склонения.

 Имя  существительное юноша мужского рода, в именительном падеже единственного числа имеет окончание – а, значит, оно относится к 1-му склонению…

Читают

Отвечают.

Приводят примеры.

(Один ученик работает у доски)

коллективная

фронтальная

с объяснением

фронтальная

с объяснением

коллективная

индивидуальная

Устные ответы, наблюдения учителя

Контроль учителя

VI. Физкультминутка

–Встали, сели, встали, сели,

Друг на друга поглядели.

Встали, потянулись,

Друг к другу повернулись,

Обнялись и улыбнулись.

Выполняют указанные упражнения.

индивидуальная

Контроль учителя

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику.

Работа со словарём

Упр.156 (с.90)

– Как вы думаете, однокоренные существительные всегда относятся к одному склонению?

- Изучите инструкцию к упр. 156.

–Прочитайте первую пару слов. Можно ли утверждать, что это однокоренные слова?

–Определите, относятся ли эти существительные к 1-му склонению. Докажите своё мнение.

– Выполняйте задание по инструкции.

–Запишите в словарик слова беседа, беседовать, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

.– Найдите значение слова беседа в толковом словаре.

– Подберите однокоренные слова к слову  беседа, запишите их.

Ответы учеников, предположения.

–Да.

–Слово беседа 1-го склонения, т. к. ж.р.,

 ед. ч., окончание –а. Слово собеседник – не 1-го склонения, т. к. м.р, нулевое окончание.

Выполняют

Выполняют задание

Выполняют задание

индивидуальная фронтальная

с объяснением по цепочке

индивидуальная

Самооценка

Устные ответы, наблюдения учителя

VIII. Рефлексия

Работа по карточкам

– Прочитайте пары слов. Что про них скажете?

–Подчеркните существительные 1-го склонения.

– Это антонимы.

Выполняют задание

Взаимопроверка в парах

использование знаний в практической деятельности

IХ. Подведение итогов урока

Беседа  по вопросам учителя

– Что такое склонение?

- Назовите опорные слова для определения склонения имён существительных.

–Сколько групп склонений в русском языке?

– Оцените себя на уроке.

–Именительный падеж, единственное число, род, окончание.

– Три.

Оценивают, рассуждают.

индивидуальная фронтальная

наблюдения учителя

Домашнее задание

– Выпишите из орфографического словаря  в учебнике по русскому языку существительные 1-го склонения.

Записывают

индивидуальная

наблюдения учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта «Имя существительное как часть речи, его грамматические признаки»

«Имя существительное как часть речи, его грамматические признаки»...

Технологическая карта урока : «Единственное и множественное число имён существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам». 2 класс

Тип  урока:  урок  изучения  нового  материала  и  первичное  закрепление  знаний.Цели:формировать  умения  употреблять  в  речи  ...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

Технологическая карта урока "Существительные. Беглый гласный в суффиксах"

Технологическая карта урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...