КОНСПЕКТ УРОКА В 3 КЛАССЕ ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» ПО ТЕМЕ: «Существительные третьего склонения»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Пузик Татьяна Ивановна

Русский язык 3 класс "ПНШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rus.yaz_.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ

БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

356817, Ставропольский край, Будённовский район, с. Прасковея, ул. Октябрьская, 12

тел/факс: 8 (86559) 67-5-78, E-mail: school-3-26rus@yandex.ru

ОКПО 51974146, ОГРН 1022603228064, ИНН/КПП 2624023718/262401001

КОНСПЕКТ УРОКА №2

В 3 КЛАССЕ

ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПО ТЕМЕ:

«Существительные третьего склонения»

Разработала:

учитель начальных классов:

Пузик Татьяна Ивановна

Тема «Существительные третьего склонения». ( УРОК 1/1) (1 – ый слайд)

Цель: учить детей распознавать существительные  3 - его склонения, отличать их от  существительных  м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также  изменять существительные 3 – его склонения по падежам; познакомить с новым для них устойчивым выражением «как аршин проглотить».

Задачи урока:

Добиться осознания того, что у одного типа склонения одинаковые окончания;

что ударные и безударные окончания  при этом пишутся одинаково.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов; развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Тип урока: уроки общеметодологической направленности (формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов)

Форма работы: коллективная, самостоятельная, работа в парах, работа в тетради, работа с толковым словарем.

Ход урока

I.Орг.момент (Эмоциональный настрой) (2 – ой слайд)

II.Актуализация знаний

Какую большую тему изучаем? (Скл. Имен существительных)

-Что называется склонением?

(Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением.)

 - Какие же существительные относятся к первому склонению?  - Приведите примеры.

 - Какие существительные относятся ко второму склонению?   Приведите   примеры.

 - А к третьему? Приведите примеры.

III.Определение темы и целей урока

Какую большую тему изучаем? (Склонения  имен существительных)

-Что называется склонением?

(Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением.)

 - Какие же существительные относятся к первому склонению?  - Приведите примеры.

 - Какие существительные относятся ко второму склонению?   Приведите   примеры.

 - А к третьему? Приведите примеры.

-  Ребята, какие склонения подробно мы уже рассмотрели? (I и II склонения)

- Определите по содержанию тему сегодняшнего урока? ( Существительные III склонения. )

(3 – ий слайд) 

-Откройте учебник на стр.125, отметьте закладкой.

- Запишите в тетрадях: число, Классная работа, новую тему урока.

 - Что же мы узнаем на уроке? (4 – ый слайд)       Исходя из темы урока дети сами ставят цели и задачи .   (Как изменяются по падежам существительные третьего склонения.)

- Мы будем учиться находить  существительные третьего склонения, отличать их от других существительных и, конечно, изменять их по падежам.

IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ

Работа по теме урока.(5 – ый слайд)   

- Откройте учебник на нужной странице.

а) Чтение учителем вопросов в учебнике. Работа со Словарём устойчивых выражений.

 

 - Сядьте удобно и послушайте, что случилось с Мишей на уроке.

 -  Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые или неодушевлённые предметы? – спросила Волшебница Мишу.

 - Какого они рода? Как называются их окончания в начальной форме?

Миша стоял возле парты неестественно прямо и молчал.

 - Что же ты, Мишенька, как аршин проглотил*? – забеспокоилась волшебница.

 - Ничего я не глотал! Просто вы задали слишком много вопросов одновременно.

 - Правильно  ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Волшебница?

( Миша неправильно понял устойчивое выражение).

А куда мы можем обратиться, чтобы выяснить его значение? (К словарю.)

 - К какому словарю  нужно обратиться?

(На страничке учебника расположена пиктограмма с буквой Ф. )

-Чтобы не терять время на уроке, авторы учебника вынесли значение фразеологизма на стр. 126 ( Ангелина читает громко! )

Как аршин проглотить – Стоять или двигаться очень прямо, не сгибаясь.

- А что же такое Аршин? «Аршин»). ( 6 – ой слайд)

(Ангелина продолжает):

Аршином называлась деревянная линейка длиной 71 сантиметр, которой в старину измеряли ткани, рост и другое. А теперь представьте себе, как будет

двигаться человек, проглотивший такую линейку, - он будет идти прямо, не сгибаясь, как деревянный. Отсюда и устойчивое выражение: «как аршин проглотил».(щелк)

б) Ответы детей на поставленные вопросы.    ( 7 – ой слайд)

  - Вы можете помочь Мише ответить на её вопросы?

- Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые предметы?

- Какого они рода?

- Какие у них окончания в начальной форме?

- К какому склонению относится слово медведь? (II cкл.)

- А существительное лошадь?(III cкл.)

-А в чем особенность сущ. III cкл.? ( принадлежность к ж. р. и  ь)

  - Давайте найдем этому подтверждение.

( Дети читают сообщение на плакате Летучей Мыши про себя, а затем друг другу рассказывают его вполголоса).

Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной     форме относятся к IIIсклонению.

  - Так какие существительные относятся к  IIIсклонению?

в)  Работа по учебнику ( 8 – ой слайд)

Выполнение упражнения  №117 с. 126.  ( Коллективно разбираем задание, затем учащиеся выполняют его самостоятельно в тетради, а проверка будет в виде взаимопроверки).

-С каким словарем предстоит работать?

 (Мы выпишем слова из Обратного словаря, т. к. мы на страничке учебника нашли  условное обозначение «Я – А».)

Дети находят и выписывают следующие слова: жизнь, ладонь, степь, цепь, выпь, насыпь, россыпь, дверь.

 - Какие существительные третьего склонения вы нашли?

 -  Значение всех ли слов вам понятны? Где можно посмотреть значения непонятных слов? (В толковом словаре.)

(Объясняется значение слова: выпь.)

Выпь – ночная болотная птица из семейства цапель – ( 9 – ый слайд)

  - Это упражнение поможет выполнить подсказка летучей мыши.

 Дети читают плакат Летучей Мыши.(10 – ый слайд)

Существительные третьего склонения в Р. п., Д. п. и П.п. имеют окончание - и.

 Сейчас мы в этом убедимся…

И.п.  Жизнь, степь

Р.п. Жизни, степи

Д. п.  Жизни, степи

В.п. жизнь, степь

Т.п. Жизнью, степью

П.п. о жизни, о степи

- В каких падежах  сущ-е имеют окончание -и?( в Р. п., Д. п. и П.п.)?

 -Расскажите правило друг-другу по парам.

ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глази пальчиков)

в) Работа с учебником (11 – ый слайд)

С. 127 №118 - читайте задание про себя.

- Какие окончания имеют существительные во втором и третьем склонении? (разные)

- Что интересного вам удалось обнаружить?

(Существительные второго и третьего склонения изменяются по-разному.)

И.п.  Парус              запись

Р.п.   паруса            записи

Д. п.  парусу            записи

В.п.   парус              запись

Т.п.   парусом          записью

П.п.  о парусе          о записи            (12 – ый слайд)

- В каком падеже какие окончания имеют существительные II и III склонения? (Уч-ся видят, что окончания сущ-х II и IIIскл. в одинаковых падежах разные, т.е. эти сущ-е склоняются по-разному, у них разные наборы падежных окончаний )

С. 127  № 119  Прочитайте задание про себя. Что мы должны сделать?

 – Определите основу в словах сухарь и соль.

 На какой звук оканчиваются слова? (На мягкий) Значит, какая основа у этих слов?(мягкая) (13 – ый слайд)

- Давайте  поучимся определять склонения существительных с основой на мягкий согласный, с ь на конце.

- Скажите, это слова одушевленные или неодушевленные? (неодушевленные)

- Сможете определить их склонения? СУХАРЬ – 2 скл.СОЛЬ-3 скл. Как определили? (в 3 скл. особенность – на конце ь и ж.р., а сухарь – м.р. с нулевым окончанием).

 Выполняя упражнение, мы будем пользоваться таблицей на стр. 127.

- Удалось подтвердить наше предположение?

6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

(14 – ый слайд)

-Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

(Учились отличать существительные мужского рода с нулевым окончанием в

начальной форме  от существительных  женского рода с нулевым окончанием.  Учились изменять существительные третьего склонения по падежам.)

-А для чего нам нужны эти знания? (Чтобы не допускать ошибок в  написании падежных окончаниях имен существительных.)

На уроке:

- я узнал…

-у меня получилось…

-мне захотелось...

 

VI.Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения):

(15 – ый слайд)

 - А теперь давайте  с вами  дадим оценку нашей работе. Оцените каждый свою работу:       ( На партах у детей лежат  три квадрата: зелёный, жёлтый, красный.)

 - Выберите зелёный, если вы всё поняли, вам всё удалось, всё понравилось.

 - Жёлтый, если есть вопросы, на которые вы хотели бы найти ответ.

 - Выберите красный, если вам было трудно.

 - Молодцы, спасибо за урок!      (16 – ый слайд)

 

VIII.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Д.з. Уч. с. 128 № 120 ,  правила  на с.126 – 127. (17 – ый слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».

Конспект урока по русскому языку  с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...

Урок русского языка в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа» на тему: "Слова-названия признаков"

Тип урока - "открытие" нового знания, целью которого является осознание и осмысление обучающимися новой информации (слова-названия признаков предмета)....

Урок русского языка во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа" по теме "Чередование звуков, которое не видно на письме"

Данный урок является уроком закрепления знаний по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"...

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе Перспективная начальная школа на тему:Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе Перспективная начальная школа на тему:Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного....

Урок литературного чтения в 3 классе по программе" Перспективная начальная школа" по теме: Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"

Урок литературного чтения разработан по технологии" Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

урок русского языка в 4-м классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Учимся различать форму 2-го лица множественного числа настоящего времени и повелительную форму глаголов"

учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;развивать умения определять тип и место орфограммы в слове и объяснять ее написание; разбирать слова по составу;способствовать восп...

План-конспект урока письма в 1-ом классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме"Строчная буква "г". Отработка соединений".

План-конспект урока был составлен мною для конкурса методических разработок по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа" в 2014 году в рамках проведения информ...