Русский язык,20 апреля 2020 года
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Гайфуллина Эльмира Талгатовна
Тема урока: "Правописание -тся и -ться в глаголах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

"Правописание -тся и -ться в глаголах»

1.Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо,
Вижу: класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!

2.– Сегодня  на уроке  нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и  активными. На уроке вы должны  показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

– Какую большую тему мы изучаем в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).

- Как обычно, урок русского языка мы начинаем с высказывания знаменитых людей. Послушайте, что сказал известный русский писатель Л.Н. Толстой о значении этой части речи:

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». 

3.Минутка чистописания

- Запишем эту фразу в минутке чистописания.

На первой строчке запишите загл. и строчн. букву Гг,. Гл, гл

 - При написании будем помнить об осанке, высоте и ширине букв, расстояние между словами, о красной строке и заглавной букве.

– Что вы знаете о глаголе?

– Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)

– Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов?

– Для чего нужно знать все правила написания глаголов?

– Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания  слов данной части речи.

– Прочитайте стихотворения М.Бородицкой :

Солнце садится, струится водица, 
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы 
синица напьется –
Славно сегодня 
звенится-поется.

Меж грибами мухомор
Красотой 
гордится.
Нечего 
гордиться –
Для супа не 
годится.

– Назовите выделенные слова. На какие группы можно разделить выделенные слова?  (глаголы, имена существительные)4 слайд

– Что интересного заметили  в словах данных стихотворений? (на конце слышится [ца])

– Какие вопросы у вас возникли? Что интересного заметили?(почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных – буквами ца, на конце глаголов -ться или -тся

– Попробуйте определить, когда пишется ца, когда -тся или -ться?

– Какую цель поставите перед собой?( изучить то новое, что мы ещё не знаем).

– Прочитайте правило в учебнике,стр.104

4. Постановка учебной задачи.

– Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных – курица, птица и т.д.).

– Почему оно не помогло вам при написании глаголов ? 

– Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем?

– Какую цель вы перед собой поставите? (найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).

– Сформулируйте тему нашего урока? (правописание -тся и -ться в глаголах).

5– Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй – с ь. Какие слова писать не будем? (имена сущ.)

– Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишем вопросы на первой строке.

садится (что делает?)                 гордиться (что делать?)
струится 
глядится
напьется
звенится
поется
гордится
не годится

– Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод можно сделать?

Вывод 1: Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь, если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь

5. Смеет..ся, смеят..ся

-В каком слове пишется мягкий знак? Почему?

  1. Задайте вопрос к глаголу.
  2. Если глагол  употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
  3. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.

– Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется -тся или -ться? (задать вопрос к глаголу и определить его форму)

Физминутка

6.Работа по учебнику,стр.104-105

Выполняем упражнения 217,218

– К каким словам  можно применить ранее составленный алгоритм? Докажите.

– Сделайте вывод о написании  -тся или -ться у глаголов.

7.– Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали?

– Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

– Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

8 .Домашнее задание. 

Упражнение 219


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык,6 апреля 2020 года

Тема урока: "Спряжение глаголов",ссылка:https://youtu.be/QAAMHBiVcL8...

Русский язык,10 апреля 2020 года

Тема урока:«2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе "...

Русский язык,11 апреля 2020 года

Тема урока :Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»...

Русский язык,13 апреля 2020 года

Тема урока: I и II спряжение глаголов в настоящем времениссылка для просмотра презентации :https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-na-temu-i-i-ii-spryazhenie-spryazhenie-glagolov-v-nastoyaschem-vreme...

Русский язык,16 апреля 2020 года

Тема урока:Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени...

Русский язык,17 апреля 2020 года

Тема урока:Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени...

Русский язык,18 апреля 2020 года

Тема урока:Правописание возвратных глаголов...