Карточки по развитию речи на уроках русского языка.
тренажёр по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Хилевич Елена Анатольевна
Важная область работы школы по развитию речи – это доведение речевых умений детей до определённого минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение её культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

***

(Какой?)… в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. (Какой?)… лист и (какая?)… травинка. (Какие?)… травы и (какие?)… цветы. (Какой?)… иней и бабочки. (Какое?)… солнце и (какой?)… ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно!

Н. СЛАДКОВ

Почитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

***

Не видно конца (каким?)… далям. В (какой?)… вышине кувыркаются (какие?)…, …, … листья. Они задевают друг за друга, за (какие?)… ветки, и со всех сторон слышится (како?)…, … шорох.

По Б. ТИМОФЕЕВУ

Почитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

***

Всё лето листья (что делали?)… солнцу свои (что?)… и …, … и … . И  до того (что сделали?)… и … солнцем, что к осени сами стали, как солнышки – (какими?)… и … . (Что сделали?)…, … и … . Полетели (кем?)… по ветру. Запрыгали (кем?)… по сучкам. Понеслись (кем?)… по земле. Зашумел в лесу (какой?)… дождь.

Н. СЛАДКОВ

Почитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

***

Это и вправду было, как (в чём?)… . Кленовые листья повисли на нитях (какой?)… паутины. Лес (что сделал?)… с солнцем. А при прощании все бывают особенно (какие?)… .

В. ПЕСКОВ

Почитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

***

И стоит ёлочка (какая?)…, … .Раскинула (что?)…, а (на чём?)… подарки. И уж некуда их девать, а ей всё дарят и дарят.

И у всех на глазах становится ёлочка из (какой?)… и … мягкой и лиственной. Вся (в чём?)…, … и … . Вся (какая?)… и … .

Не то что зимой и летом – одним цветом.

Н. СЛАДКОВ

Почитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

Белым по чёрному

Сыплет (какой?)… на (какую?)… землю. Всё вокруг становится (каким?)… . Лес (какой?)…, как бока (у кого?)… . Борозды пашни, как (что?)… у (чего?)… .

На (каких?)Прочитайт

– (какие?)… полыньи, на (каких?)… дорогах – (какие?)… лужи. На чёрно-белых берёзах чёрно-белые сороки сидят.

Н. СЛАДКОВ

Почитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

***

Свистит (какая?)… метель – белая (что?)… дороги метёт. (Что делают?)… сугробы и крыши. (Что делают?)… с сосен белые (что?)… . Скользит (какая?)… позёмка. Февраль летит на (чём?)… .

(Что делают?)… вихри за санями, машинами. Кружат (чем?)… вокруг домов, (что делают?)… пути-дороги.

Н. СЛАДКОВ

Почитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

***

Зацвела ива. Каждый ивовый (что?)… похож на (какого?)… цыплёнка: сидит и светится. Пальцем тронешь – (что сделает?)… палец. Щёлкнешь – золотой (что?)… (что сделает?)… . Понюхаешь – мёд.

Н. СЛАДКОВ

Почитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

***

(Какой?)… ветер (как?)… загудел в вышине. Деревья (что сделали?)… . (Какие?)… капли дождя (как?)… (что сделали?)…, … по листьям. (Что сделала?)… молния, и гроза (что сделала?)… . Дождь полил (как?)…

По И. ТУРГЕНЕВУ



Предварительный просмотр:

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА С УКАЗАННЫМИ ОРФОГРАММАМИ.

  1. (чк) у ёжика остренькая.
  2. А на (жи) (пс) шёрстка.
  3. Лапки (пбг).

Слова для справок:

  1. голова, мордочка.
  2. брюшке, животе; мягкая, пушистая.
  3. короткие, маленькие.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА С УКАЗАННЫМИ ОРФОГРАММАМИ.

  1. (чк) у ёжика остренькая.
  2. А на (жи) (пс) шёрстка.
  3. Лапки (пбг).

Слова для справок:

  1. голова, мордочка.
  2. брюшке, животе; мягкая, пушистая.
  3. короткие, маленькие.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА С УКАЗАННЫМИ ОРФОГРАММАМИ.

  1. (чк) у ёжика остренькая.
  2. А на (жи) (пс) шёрстка.
  3. Лапки (пбг).

Слова для справок:

  1. голова, мордочка.
  2. брюшке, животе; мягкая, пушистая.
  3. короткие, маленькие.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА С УКАЗАННЫМИ ОРФОГРАММАМИ.

  1. Ёжик (пбг) в норке.
  2. Он любит (нбг).
  3. Ёжик (пбг).
  4. Он (пбг) змеями и мышами.

Слова для справок:

  1. живёт, спит.
  2. молоко, спать.
  3. полезен, вреден.
  4. питается, обедает.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА С УКАЗАННЫМИ ОРФОГРАММАМИ.

  1. Ёжик (пбг) в норке.
  2. Он любит (нбг).
  3. Ёжик (пбг).
  4. Он (пбг) змеями и мышами.

Слова для справок:

  1. живёт, спит.
  2. молоко, спать.
  3. полезен, вреден.
  4. питается, обедает.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА С УКАЗАННЫМИ ОРФОГРАММАМИ.

  1. Ёжик (пбг) в норке.
  2. Он любит (нбг).
  3. Ёжик (пбг).
  4. Он (пбг) змеями и мышами.

Слова для справок:

  1. живёт, спит.
  2. молоко, спать.
  3. полезен, вреден.
  4. питается, обедает.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА С УКАЗАННЫМИ ОРФОГРАММАМИ.

  1. Ёжик (пбг) в норке.
  2. Он любит (нбг).
  3. Ёжик (пбг).
  4. Он (пбг) змеями и мышами.

Слова для справок:

  1. живёт, спит.
  2. молоко, спать.
  3. полезен, вреден.
  4. питается, обедает.



Предварительный просмотр:

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

  1. По реке плывёт лодка. И плот.
  2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.
  3. Белка прыгала по деревьям. И сушила грибы.
  4. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

  1. Мимо проплыла золотая рыбка. И увидела червяка.
  2. Я подошёл и услышал. Что собака громко залаяла.
  3. Папа читал газету. Яша учил уроки. Мы часто ходили в рощу. За щавлём.
  4. Красиво в лесу высокие сосны и ели тихо шумели.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

  1. Жара мы бежим к реке.
  2. Когда кошка оцарапала Милу. Девочка заплакала.
  3. Я иду по тропе снежный ком упал с дерева.
  4. Пришла зима всюду большие сугробы.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

1. По реке плывёт лодка. И плот.

  1. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.

3. Белка прыгала по деревьям. И сушила грибы.

  1. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

1.  Мимо проплыла золотая рыбка. И увидела червяка.

  1. Я подошёл и услышал. Что собака громко залаяла.
  2. Папа читал газету. Яша учил уроки. Мы часто ходили в рощу. За щавлём.
  3. Красиво в лесу высокие сосны и ели тихо шумели.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

  1. Жара мы бежим к реке.
  2. Когда кошка оцарапала Милу. Девочка заплакала.
  3. Я иду по тропе снежный ком упал с дерева.
  4. Пришла зима всюду большие сугробы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи на уроках русского языка.

Остановимся подробнее на основных направлениях в развитии речи младших  школьников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения, связанные  прежде всего с развитием детского речевого твор...

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр.

Развитие речи на уроках русского языка с помощью дидактических игр....

Развитие речи на уроках русского языка

Данная проблема является актуальной в наше время и необходимо направить свою работу на ее решение...

Развитие речи на уроках русского языка во 2 классе

В работе даны упражнения по развитию речи во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века" ( синонимы, антонимы, омонимы). Может быть использована в других УМК....

Развитие речи на уроках русского языка.

 Развитие речи учащихся на уроках  русского языка...

Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...