Развитие творческих способностей младших школьников через систему заданий на уроках русского языка и литературного чтения.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

 Развитие творческих способностей (креативности) учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Данный материал посвящён развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenie_ne_dolzhno_svoditsya.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

 «Учение не должно сводиться

к беспрерывному накоплению  знаний,

к тренировке памяти…хочется,

чтобы дети были путешественниками,

открывателями и творцами в этом мире».

 В.А.Сухомлинский

Главной целью школы в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей. Поэтому развитие творческих способностей (креативности) учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

        Способности творческие (креативность) – система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса к делу.

         Психологи относят к творческим следующие способности: зоркость в поисках проблем, способность к "свертыванию", способность к "  сцеплению" (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца  и т. д..  Уровень  способностей в полной мере зависит от  развития  восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

          На первоначальном этапе работы  была проведена  диагностика  выявления творческих способностей учащихся класса. Для проведения диагностики послужили  тестовые материалы, разработанные на основе  методик  Э.Торренса и Г.С.Альтшуллера и адаптированные  по возрастным особенностям. Диагностика  включала в себя следующие методики:

  1. “Воображение”, целью которой  стало определение уровня воображения учащихся;
  2. «Придумай игру» Цель данной методики – определение уровня развития фантазии ребенка;

          Для определения уровня развития воображения был проведен тест «Воображение», где детям предлагалось ответить на 12 вопросов

Данные проведенной диагностики:  

  • высокий уровень – 3%;
  • средний уровень – 24%;
  • низкий уровень – 73%.

          Для определения уровня развития фантазии учащихся была использована методика «Придумай игру», где ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру. В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры.

      Данные проведенной диагностики:  

•        высокий уровень – 7%;

•        средний уровень – 38%;

•        низкий уровень – 55%;

         По результатам проведенных  диагностик  был сделан следующий вывод:   в классе обучаются в основном  дети с низким и средним   уровнем развития  творческих способностей.  Необходимо вести целенаправленную работу  по развитию творческих способностей обучающихся.

        Развивать творческие способности? Что это значит?              

-Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения, фантазии.

-Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыражению индивидуальности ученика.

-В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

        Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.

        Задания для развития творческих способностей ребенка применяются на  всех предметах  и  уроках разного типа.  Так как  все они подразумевают   активную самостоятельную  деятельность учащихся, то можно говорить о применении  системно – деятельностного подхода как  основы для развития творческих способностей учащихся.

В процессе работы были отобраны наиболее эффективные приемы и методы, а также  классифицированы творческие задания по классам и предметам.

        Для развития творческих способностей  на уроках используются следующие методы обучения:

  • Метод проблемного обучения. Основной методический элемент проблемного обучения - создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствия и не может простым путём  преодолеть его.
  • Метод проектов. Позволяет  применить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них – «Исходи из ребенка». Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок, тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов.
  • «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Дает возможность собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
  • Метод синектики.  «Активизирующий мышление» (автор Уильям Дж. Гордон). В переводе с греческого слово синектика означает объединение разнородных элементов. 
  • Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
  • Метод сравнения.  Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с аналогами, сформированными  учеными,  философами и т. д.
  • Метод образной картины.  Позволяет учащимся проявить фантазию и развить  образное воображение в описании  предлагаемых учителем картин
  • Метод путешествия в будущее.  Эффективен в любой  общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
  • Метод придумывания. Позволяет создать неизвестный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.
  • Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится.

Какие задания можно использовать на уроках литературного чтения и русского языка:

Игра « Бывает - не бывает»

Ученики придумывают разные предложения. ( Выпал снег. Волк залез на дерево. Поезд отправляется в 12 часов ).  Класс хором утверждает, бывает это или нет.

Игра «Сочиняй-ка». 

Дается задание придумать 10 новых применений воздушному шарику, пустому стержню, обертке шоколадки и др.

«На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».

«На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

«Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

«Фразеологические загадки» Правило в игре такое, учитель  читает первое высказывание, если дети отгадывают, переходят к следующей загадке, если нет  учитель читает второе высказывание. Всего три- четыре попытки. И так начнем.

Его вешают, приходя в уныние.

Его задирают, зазнаваясь.

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.                                           НОС

Игры: «Шуточные рассказы», «Рассказ на одну букву», «Перескажи наоборот».

Выбор из предложенных слов пропущенных рифм, которые надо подставить во фрагмент стихотворения:

Широка и глубока

Под мостком текла…

Под корягой, под мостом

Жил в реке усатый…

Слова: строка, дом, река, треска, гном, сом.

«Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем -   сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные  двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

« Отгадай слово» 

Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу. Например:

1)Корень мой из слова СКАЗКА,

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ.

«Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает  в воображении.

«Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись  от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

Игра «Перевертыши». 

Любую фразу можно сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл: Муха села на варенье. (Жужжащее насекомое приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре.)

Литературная игра «Буриме»:  дополнить четверостишие по предложенным двум строчкам:

В чистом поле, в белом поле

Было все белым- бело.

Мозговой штурм: У К.И. Чуковского в произведении «Доктор Айболит» дано описание Тянитолкая – фантастического животного с двумя головами, расположенными сзади и спереди. Какие преимущества появились у Тянитолкая благодаря этому качеству?

Синектика:  Попробуй представить себя одним из предметов домашнего обихода. Что с тобой происходило до того времени, когда попал в дом? Как ты попал в дом? Что ты можешь делать или что с тобой можно делать? Кто тебя любит, кого ты больше всех любишь? Какие интересные истории с тобой происходят? С какими предметами ты дружишь?

Карта слова. Создание карты слова требует творческого подхода, учащиеся включаются в творческий процесс. Даётся слово, образуется другая форма, синоним, антоним, значение слова в словаре, ассоциация, предложение из словаря, своё предложение.

Устное рисование текста или иллюстрирование произведения с выписыванием цитаты из произведения для данного рисунка.

Детям предлагается  обнаружить слова, которые здесь спрятались,      т.е.       из      букв   слова  , например,   «КАРТОФЕЛЬ»    составить :

2 слова из 3 букв, 2 слова из 4 букв , 2 слова из 5 букв 2 слова из 6 букв  /ель, мак, рот, кот, кат …

                     пора, крот, факт, торф, кафе …

                     кофта, катер, трель …

                     кафель, форель, лекарь, токарь

«Старая сказка на  новый  лад»
Попробуйте придумать новое окончание известным народным сказкам: «Курочка Ряба», «Колобок»,«Волк и семеро козлят»
и т.д.
 

«Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.

Например, «шляпа – большая, зеленая,  теплая, модная, красивая  и т. д.». Это легко.  А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

«Тайна возбуждает творчество», - так сказал А. Эйнштейн.

        

        Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я стремлюсь, организуя свои уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.

В материале описан опыт работы по формированию основ экологической культуры у учащихся начальной школы....

: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»

Современной  России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского пoиска становится важнейшей задачей современного образования. Именно поэтому oпыт работы по ...

Развитие творческих способностей младших школьников через приемы работы с бумагой на уроках и внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей младших школьников через приемы работы с бумагой на уроках и внеурочной деятельности...