Внеурочная деятельность "Занимательный русский язык"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Комолова Елена Николаевна

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Занимательный русский язык».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnyy_russkiy_yazyk.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением

отдельных предметов»

(МАОУ «Средняя школа №8»)

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по ВР

МАОУ «Средняя школа №8»

___________________

«_____» _________2019- 2020 г.

Рабочая программа  

«Занимательный русский язык»

Составила:

учитель начальных классов

Комолова Елена Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Занимательный русский язык»

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Занимательный русский язык». Автор комплекта учебно-методических пособий курса Т.Н. Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку.  Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Пояснительная записка.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

  • коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

  • познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

  • личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

 - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

  - интерес к изучению языка.

  • Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

 - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Программа  направлена на достижение следующих целей:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи программы:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Материал учебного курса представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

     Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  •  личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
  • деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

       Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности  изучается 1 ч. в неделю ( 34 часа в год)

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

      - уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

      - выразительно читать небольшой текст по  образцу;

      -определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

     - вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

     -быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

Программа курса  «Занимательный русский язык»

4 класс

1 час в неделю, 34 за год

 Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме.  Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного за  1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;  отличать  многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения.

План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и  стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с  параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Календарно-тематическое планирование  «Занимательный русский язык»

(4 класс)

1 час в неделю, 34 за год.

Дата

Тема занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата

Корректировка

1

Омонимы, омофоны,

омоформы, Каламбуры.

Отличие многозначного слова от омонимов. Знакомство с каламбурами.

Формирование  представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах.

2

Фразеологизмы.

Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами.

Формирование представления о фразеологиз-

мах. Уметь определять слова с переносным значением слова.

3

Фразеологизмы

Составить рассказ, используя фразеологизмы.

Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.

4

Диалектизмы.

Значение диалектизмов в литературном языке.

Формирование представления о диалектиз-

мах. Диалекты в литератур-

ном языке.

5

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете.

Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи.

6

Метафора.

Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой.

Роль метафоры в художествен-

ном тексте.

7

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами.

Умение уместного употребления пословиц в речи.

8

Сочинение по пословице.

Составлять текст по заданной пословице.

Умение раскрывать смысл пословицы.

9

Анализ сочинений по пословицам.

Работа над орфографическими и речевыми ошибками.

Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.

10

Художественный стиль. Общее понятие.

Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля.

Умение составлять текст в художественном стиле.

11

Сочинение – пейзажная зарисовка.

Подбор образных средств для написания сочинения.

Умение составлять текст в

художествен-

ном стиле.

12

Рифма.

Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте.

Умение определять стихи,

определенный ритм.

13

Диалог и монолог.

Определение в тексте диалогов, монологов.

Диалог и монолог как форма речи.

14

Драматические импровизации.

Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа.

Уметь трансформировать рассказ в

пьесу.

15

Драматические импровизации.

Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома».

Уметь трансформировать рассказ в

пьесу.

16

Композиция текста. Основные элементы композиции.

Знакомство с элементами композиции текста.

Уметь определять все части текста.

17

Композиция. Работа с деформированным текстом.

Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с деформированным текстом.

Уметь определять элементы

композиции текста.

18

Творческая работа.

Письмо сочинения на определенную тему.

Писать сочинение на определенную

тему.

19

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

Письмо сочинения в художественном стиле.

Составлять текст в художественном

стиле.

20

Творческая работа.

Письмо сочинения «наоборот».

Сочинение сказки по опоре.

21

Публицистический стиль.

Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями.

Уметь писать сочинения в

публицистическом стиле.

22

Газетно – публицистический стиль.

Познакомить с особенностями газетно-публицистического стиля.

Уметь определять корреспонденцию,

репортаж, статью.

23

Деловая игра «Вёрстка газеты».

Учиться «собирать» газету, располагать типографский набор на страницах газеты.

Формирование умения выпускать

стенную газету.

24

Официально – деловой стиль.

Знакомство с официально – деловым стилем и  его особенностями.

Формировать умение написания

деловых документов.

25

Тезисы. Конспект.

Составления конспекта.

Формировать умение написания

конспектов статей.

26

Аннотация.

Написание аннотации к любимой книге.

Формировать умение составления

аннотации к прочитанным книгам.

27

Я пишу письмо.

Знакомство с особенностями эпистолярного жанра.

Формирование умения оформления

адреса на письме.

28

Личный дневник.

Важность ведения личного дневника.

Умение вести записи в личном

дневнике.

29

Сочинение «Мои любимые стихи».

Выбирать любимых поэтов, любимые стихи.

Развитие познавательного интереса,

внимания к поэзии.

30

Сочини сценарий для мультфильма.

Придумать тему, каждому герою роль.

Формирование навыка составления

мультфильма.

31

Конкурс на лучшее название конфет.

Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий.

Оформление своих исследований в

виде презентации.

32

33

34

Обобщение. Проверочная работа.

Творческий отчет.

Лингвистический турнир.

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации

Итого:

34 часа

Литература:

Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Просвещение, 2011г;

Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,2012г.;

Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 2000г.;

Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,2012г.;

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 2012.г.;

Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,2015г.;

Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,2000г.;

Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Просвещение2000г.;

Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания. М: - Просвещение,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы внеурочной деятельности русского языка "Увлекательная грамматика"

Занятия по русскому языку с 1 по 4 классы с углубленным изучением данного предмета....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...

Методическая статья "Обучение детей- инофонов в рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный»

Вовлечение детей- инофонов в особую языковую среду. Использование различных методов и приёмов обучения русскому языку....

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"

  Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4)  и   реализуется через занятия кружка, содержание которого   предусматривает взаимосвязь с прогр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык. За страницами учебника"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Русский язык. За страницами учебника" 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы....

Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением"

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности для привития любви к русскому языку....