Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока в помощь учитею начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Глагол как часть речи»

  Образовательные цели:

  • познакомить учащихся с новой частью речи – глаголом;
  • научить учащихся находить глаголы в тексте;
  • формирование представления о функциях глагола в речи.
  • повторение и обобщение знаний об уже известной части речи – имени существительном;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи
  • учить оценивать уровень усвоения нового материала.

Развивающие цели:

  • активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию;
  • развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Воспитательные цели:

воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе. Развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи

Ход урока:

1 .Организационный момент.                                   1 слайд

2. Чистописание.

3. Словарная работа.


Выгоняли рога погулять на луга

И рога вечерком прибрели с молочком. (корова)

Машет радостно хвостом,

Когда идёт хозяин в дом.

У неё удел таков -

Дом хранить от чужаков. (собака)

За деревьями, кустами,

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало...

Нет ни дыма, ни пожара. (лисица)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (берёза)

Он огромный, городской,

Часто он с большой трубой.

Здесь машины собирают

Или нефть перегоняют.  (завод)

 Всюду в столице счастливые лица,

Только в России такая столица,

Всех городов и селений глава

Самый прекраснейший город ...(Москва)

ВЗАИМОПРОВЕРКА!                                        2 слайд

  • Поменялись тетрадями с соседом. Приготовили простой карандаш. Проверьте работу соседа.
  • Если нет ошибок, карандашом ставим «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3».
  • Вернули тетрадь соседу.
  • Поднимите руки, кто написал работу без ошибок. Молодцы!
  • У кого одна ошибка? Две?
  • Ребята! Что общего у всех слов? К какой части речи они относятся?
  • Что такое имя существительное? Какими бывают имена существительные? Как изменяются?
  • Подумайте, по какому принципу эти имена существительные можно разделить на две группы?
  • Какие ещё части речи вызнаете?

4.Самоопределение к деятельности.                                3 слайд

В стране « Части Речи» жили-были имена Существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды все изменилось.

- Ребята, как вы думаете, что могло произойти?

...Трава стала расти, зеленеть, цвести, пахнуть. Кот - бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? Просто пришли слова, которые помогли оживить имена существительные. Они не могли больше  смотреть на бездействие и заставили всех что-то делать.

- Вспомните, как называются такие слова? На какие вопросы они отвечают? Что обозначают?

-Так о чем же мы будем говорить на уроке? (О глаголе)

-Что такое глагол?

  1. Введение новых знаний.

 -  Ребята, задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?        4 слайд

Оказывается, в древнерусском языке было слово «глаголить» – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

  • Прочитайте строки из произведения А. С. Пушкина. Как вы их понимаете? (обращаться к умам и сердцам людей)
  • Прочитайте строки писателя и языковеда Владимира Даля. Знакомо ли вам его имя? Какой вклад он внёс в русский язык?  (составил толковый словарь русского языка в нескольких томах, на это ушло 53 года)

        Работа по учебнику

  • Ребята, давайте откроем учебники на стр. 68. Посмотрите на иллюстрации в упр. 116.
  • Что делает мальчик?
  • Что обозначают слова, которые вы сейчас назвали? На какой вопрос они отвечают?
  • К какой части речи относятся эти слова?
  • Прочитаем правило в рамке. Какие слова называют глаголами? На какие вопросы они отвечают?
  • Составим предложение по любому рисунку. (устные ответы учащихся)
  • Запишем его. (один ученик записывает на доске)

      Мальчик читает сказку сестре Наташе.

  • Найдите грамматическую основу в предложении.  Какими частями речи она выражена? Значит, глагол в предложении является каким членом?

6.Физкультминутка .  

  • Молодцы, ребята.
  • Давайте отдохнём и поиграем в одну игру.

 Я называю слова, если они являются именами существительными, то вы топаете 2 раза, если называю глаголы — хлопаете 2 раза.

Пыхтеть, скрип, скрипит, свет, стирать, пылесосить, тоска, грустить, танцевать, песня.

  1. Закрепление полученных знаний.
  • Какие слова — действия встретились нам в физминутке?
  • Как они называются в русском языке?

 - Ребята, как вы думаете, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом? (ответы детей)

  • Чтобы это узнать, предлагаю выполнить одно задание.
  • Приготовили карандаш и линейку, разделите страницу на две части, четыре строки.
  • В презентации даны слова, распределите их в два столбика.                        5 слайд

 1 столбик – имя существительное

2 столбик  – глагол

(У доски работают два человека.)

        Записи в тетрадях и на доске

Существительное                                Глагол

 пила                                                   пила

   печь                                                     печь

  жгут                                                жгут

- Давайте проверим. Какие слова записали в первый столбик? Какие во второй?

- В чем было затруднение при выполнении этого задания?

- Докажите, что слово пила – это существительное,

                                  - это глагол.

- Чтобы это доказать, что нужно сделать?

  • Какие у вас предположения? (Надо с этим словом составить предложения.)

8. Самостоятельная работа.

  •  У каждого из вас на парте лежит карточка. Прочитайте задание. Что нужно выполнить?
  • У кого другое задание?

         Выполнение учащимися заданий.

Уровень 1.

Из жарких стран _________________ птицы. Они ________________________ себе жильё.     Гр...чи ______________ гнёзда на д...ревьях. Многие птицы ______________________ гнёзда в дуплах. Они ____________________ туда сухие листья и мох. Скор... в птич...их домиках ______________________ пт...нцы. В рощ...х __________________________ с...л...в....и.

     Уровень 2.

      Найди и подчеркни глаголы. Выдели общую часть в словах.

- Звон, звонит, звонкий.

- Ходит, ход, походка.

- Холод, холодный, похолодало.

- Старик, старый, стареет.

- Бег, бегун, бежать.

- Свет, светить, светает.

- Ленивый, ленится, лентяй.

            - Бездельник, безделье, бездельничает.

САМОПРОВЕРКА.

Уровень 1.

Чтение предложений учащимися.  

  • Какие глаголы вставили?
  • Какие орфограммы нам встретились в тексте?

Уровень 2.

Чтение слов-глаголов: звонит, ходит, похолодало, стареет, бежать, светить, светает, ленится, бездельничает.

- Что обозначают все глаголы? (Действия)

- А разве слова ленится, бездельничает обозначают действия? (Да, потому что эти слова отвечают на вопрос что делает?)

- Ребята, а все ли мы знаем о глаголе?

  1. Подведение итогов.

- С какой частью речи мы познакомились на уроке?

- Что такое глагол?

- Каким членом в предложении является?

  1. Рефлексия.                                                

- Что было сложным на уроке?

  • Что было особенно интересным?
  • Подберите фразеологизмы, которые описывают вашу работу на уроке.        6 слайд

- Оцените свою работу.

Зелёный карандаш — довольны своей активностью на уроке,  жёлтый — могли бы работать лучше, красный — не довольны своей работой на уроке.

  1.  Домашнее задание.                                                                        7 слайд

с. 68 упр. 117


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Служебные части речи"

Знакомство со служебными частями речи....

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока:...

План-конспект урока по русскому языку 3кл "Части речи. Имя существительное"

Конспект урока 3 класса по теме " Части речи. Имя существительное" Программа " Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по теме «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о местоимении как части речи, его роли в предложении. Планируемые результаты: Предметные: знать: определение местоимения, правила пр...