конспект урока "Фразеологизмы" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Орлова Марина Юрьевна

Папка содержит технологическую карту урока и дидактический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Елнатская средняя школа

Юрьевецкий муниципальный район с.Елнать ул. Сиротина д. 15

Конспект урока русского языка

В 3 классе на тему:  Фразеологизмы

Педагог: Орлова Марина Юрьевна

Автор учебника: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Класс:  3

Тип урока: изучение нового материала

Цель: - способствовать развитию умения замечать в речи фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; способствовать обогащению речи учащихся фразеологизмами.

УУД, формируемые на уроке:

Планируемые результаты:

личностные УУД: формирование положительного отношения и интереса к изучению русского языка, понимания причин собственной успешности (не успешности); чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

предметные: совершенствование умения сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; наблюдать за значением фразеологизмов;

метапредметные:

регулятивные УУД: использование на практике простейших правил планирования своей деятельности, формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом.

познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, перекодировать, фиксировать информацию в различных формах

коммуникативные УУД : адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Оборудование и технические средства обучения:

1. Раздаточный материал: рабочие листы с заданиями для работы в группах , карточки с тестами.

2. Учебник «Русский язык» 3 класс (Л.Ф. Климанова), Москва: Издательство «Просвещение»: 2011, 2часть.


Ключевые слова: Фразеологизм, сочетания слов, украшают речь.

Рабочие материалы для обучающихся: рабочие листы №1, № 2, тексты, словари.

Наглядные пособия: «рюкзак знаний», таблицы с фразеологизмами.



№ п/п

Этапы урока

Содержание  этапа,  деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1

Организационный момент 1мин

Мотивация

3 минуты

Приветствие

-Вы слышите, как тихо в нашей школе?

- О чем это говорит?

- И мы начинаем работать . Пожелайте друг другу удачи.

- Вы любите загадки?

На доске размещается карточка со словом  Фразеологизмы

- Что такое фразеологизмы?

- Что обозначает это слово?

(появляляются облачки с предположениями)

- Смотрите, как много у нас разных предположений. Как разобраться, какое из них правильное?

- Предлагаю такой алгоритм исследования: (записан на доске)

1. Что обозначает?

2. Особенности.

3. Какую «работу» выполняет?

4. Примеры.

Приветствуют учителя.

Садятся за парты.

- Начался урок.

Берутся за руки.

- Конечно. Их интересно отгадывать.

Строят предположения .

- это фраза?

- это наука о фразах?

- это  рассуждение?

- это второстепенный член?

Изучить, исследовать.

Рассматривают алгоритм в Рабочих листах.

2

3

4

Исследование

10 мин

Обмен информацией

7 мин

Организация информации

Физкультминутка

3 мин

Предлагаю поработать в группах.

1 группа работает со словарем

2 группа найти ответы в тексте

3 группа найти ответы в тексте

- Итак, что такое фразеологизм?

- Давайте определим это новое понятие.

На доске заполняется схема одновременно с ответами учащихся:

Фразеологизмы

  1. Что обозначает: устойчивое сочетание слов.
  2. Особенности: смысл имеет все выражение в целом.
  3. Какую «работу» выполняют: украшают речь.
  4. Примеры.

Вывод: Как вы считаете, нужно изучать фразеологизмы?

Игра « Покажи у себя»

-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.

  • - Его вешают в унынии,

Его задирают, зазнаваясь,

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)

  • -Не цветы, а вянут,

Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,

Не бельё, а их развешивают.(уши)

  • -Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,

Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,

Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)

  • -Они могут разбегаться в разные стороны,

В них пускают пыль, если хотят обмануть,

Их можно сделать большими от удивления.(глаза)

- Почему вы улыбались?

(учащиеся получают словари, выписывают определение и примеры фразеологизмов)

(учащиеся работают с текстами, выбирая нужную информацию)

Выступление групп.

Слушают и дополняют друг друга.

Проговаривают хором.

Да. Речь становится яркой, образной.

Молча показывают на части тела.

- Было весело. Услышали фразеологизмы.

Группы по 5 человек.

Роли распределяются заранее.

Определяются эксперты.

Вспомнить правила работы в группе, правила работы с текстом.

5

Связывание информации

1 мин

- Для чего нужны фразеологические обороты?

- Они украшают нашу речь, делают  более точной и яркой.

6

Подведение итогов,  рефлексия

  1. Совместная  запись фразеологизмов и их толкование.

Падать духом – унывать.

Надуть губы – обидеться.

Ломать голову – думать.

  1. Работа в группах.

1 группа  - соотнести фразеологизм и толкование

2 группа  - заменить фразеологизм одним словом

3 группа – собрать фразеологизм

Пишут в тетради число и клас-сная работа.

После обсуждения записывают в рабочую тетрадь.

Работают на рабочих листах

Проверка выполненной работы.

7

8

Применение

Итог урока

Домашнее задание

Самооценка

- придумайте жизненную ситуацию к любому фразеологизму.

- Ребята, предлагаю обратиться к нашему рюкзаку знаний.

- Что предлагаете положить в рюкзак сегодня?

- Что нового вы сегодня узнали?

Задание на выбор:

  1. Составить рассказ из 5 -6 предложений, используя фразеологизмы
  2. Записать 3 – 4 фразеологизма

На доске два плаката:

Работать в поте лица.

Ловил ворон.

- Вы большие молодцы! Я тоже считаю, что все сегодня работали.

- Придумывают жизненную ситуацию.

- _Фраз – мы – устойчивые сочетания слов. Они используются только полной фразой. Украшают речь.

Встают к нужному плакату




Предварительный просмотр:

Замените фразеологизм одним словом:

  1. Держать язык за зубами – ____________________
  2. Клевать носом – ________________________
  3. Лететь сломя голову – ______________________
  4. Водить за нос – __________________
  5. Вылетело из головы –   _______________________
  6. Чесать язык –    ____________________________
  7. Хоть глаза выколи –   ________________________
  8. Как снег на голову – ________________________
  9. Повесить нос -    _____________________________
  10. Прикусить язык - ________________________

Слова для справки: обманывать, неожиданно, быстро, молчать, расстроиться, болтать, засыпать, забыть,  темно, замолчать.



Предварительный просмотр:

Собери фразеологизм:

Душа в пятки…                                 царя

Без ….в голове                                   пядей

Как ….в масле                                     ушла

Семи …. во лбу                                  сыр

Намылить…                                        кол

Хоть … на голове теши                   ушам    

Не верить своим…                          шею



Предварительный просмотр:

Соедини стрелками  фразеологизм и его значение.

Рукой подать                             Бездельничать          

Бить баклуши                            Близко

В рот воды набрать                 Быстро

Валять дурака                            Замолчать

В мгновение ока                        Рано                  

Ни свет, ни заря                         Медленно

Черепашьими шагами             Лениться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект 1 класс "Покупаем и считаем"

Урок математики 1 классТема:  Покупаем и считаем...

План-конспект мастер-класса в 3 классе школы 8 вида по изготовлению новогодней игрушки ( декоративной шапочки из ниток).

Конспект мастер-класса по изготовлению новогодней игрушки (декоративная шапочка из ниток)....

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....

Конспект мастер-класса по заполнению рождественского списка на английском языке в 4 классе

Мастер - класс для состаления списка дел на английском языке на Рождество для 4 класса.Легкий и весёлый  мастер -класс для составления списка новогодних и рождественнских дел на английском языке....

Конспект мастер-класса для обучающихся с ОВЗ (з класс) "Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слоговой структуры слова".

Конспект мастер-класса по теме: «Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слогового анализа и синтеза».Подготовила учитель ОУ для обучающихся с ОВЗРяз...