Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Прокопьева Лидия Игоревна

Знакомство с новой орфограммой. "Парные согласные в конце слова" + презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_2kl_rus_ur_135.rar1.02 МБ
Office presentation icon prezent_2kl_rus_ur_135.ppt2.41 МБ

Предварительный просмотр:

 

Предмет: Русский язык.

Класс: 2-й класс

Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа 2100»).

Урок 135.

Технологическая карта урока.

Тема

Знакомство с новой орфограммой. "Парные согласные в конце слова"

Цели

Формировать умение находить орфограмму-букву согласного в конце слова, графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой.

Формировать:

умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты);

умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);

– умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли (коммуникативные УУД);

умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД).

Основные понятия

орфограмма.

Ресурсы:

– основные

– дополнительные

– Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класс общеобразовательной школы. С. 151–153.

– презентация к уроку;

–  учебник

–  индивидуальные карточки для работы в группе и для самостоятельной работы., ручки.

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа.

Этапы урока

Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин.).

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять.

Проговорить последовательность действий на уроке.

– Вспомним правила поведения на уроке.

– Для чего нам нужно соблюдать эти правила?

– Вы видите, что парты сегодня стоят необычно.

– Значит, как сегодня нам предстоит работать?

– Давайте вспомним правила работы в группе.

(слайд 3)

– А руководители будут следить за выполнением этих правил.

Примечание: руководители групп выбираются членами группы (или назначаются учителем) до урока.

– Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

(Слайд 4)

– Значит, …

– Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? (Слайд 5)

– На уроке будь внимательным.

Будь послушным и старательным…

Слайд 2.

– Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.

– В группе.

– Говори вежливо.

– Называй собеседника по имени.

– Говори внятно, понятно.

– Слушай внимательно собеседника.

– Если не понял, переспроси.

Читают девиз урока.

– Значит, мы открываем что-то новое.

– Вспоминаем то, что важно для урока, определяем основной вопрос урока, открываем новые знания, применяем новые знания.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные результаты).

Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

II. Актуализация знаний

(3 мин.).

Цель: организовать актуализацию умений выполнять звуко-буквенный анализ слова.

Вспоминаем то, что важно на уроке

С. 151, упр. 236.

Проверка д/з.

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.

(слайд 6)

– Как вы записали слова звуками? Проверьте.

(Слайд 8).

 Сравните запись слова буквами и по звукам.

– В каких случаях вы обнаружили несоответствие?

– Почему?

 С какими звуками произошли изменения (звонкими или с глухими согласными)?

– Со всеми ли звонкими согласными?

– Какой можно сделать вывод?

– Когда мы говорим, парные звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются (заменяются парными глухими согласными).

Вспоминают парные согласные буквы и называют их пары.

(Слайд7)

Проверяют написание в тетрадях (д/з).

хлеб, глаз, год, уж

Стоят на конце слова.

– Со звонкими согласными.

– Нет, только с парными. С непарными не произошли изменения.

– Звонкие парные согласные на конце слов заменяются глухими.

Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слова.

Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (2 мин.).

Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Слайд 9.

арбуз

ананас

Записать слова.

Определить основной вопрос урока.

– Запишите слова на листочке.

Примечание: учитель просит двух человек показать свои записи, чтобы было разное написание букв на конце.

– Задание было одно?

– А выполнили его все одинаково?

– Какой возникает вопрос?

Слайд 10.

Фиксирует основной вопрос на доске.

Записывают слова в тетрадь.

Возможное написание слов:

Арбус – арбуз

– Да.

– Нет.

Например:

Какой буквой обозначить парный согласный на конце слова?

Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД). 

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

(познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

IV. Формулирование темы, целей урока (2 мин.).

Цели:

 организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.

Сформулировать тему, цель урока.

ЦЕЛИ: (Слайд12)

– Я узнаю …

– Я научусь …

– Я сумею …

– Да, мы узнаем правила проверки парных согласных, научимся находить слова с парными согласными, сумеем их проверять и правильно писать

– Значит, какая тема урока сегодня?

Уточняет тему урока.

Слайд 11

- Парная согласная на конце слова - это тоже орфограмма.

- Послушайте, какой спор произошел однажды в королевстве Азбуковедения между глухими и звонкими согласными. Звонкие согласные звуки твердили: «В таких словах, как  арбуз и ананас  нужно писать на конце букву звонкого согласного звука».

- «Нет, неправда, нужно писать глухую согласную, потому что звучат глухие звуки», - говорили парные глухие согласные. Они не унимались, потому что хотели взять власть в свои руки.

- Давайте поможем парным согласным, решить спор.

(Размышления учащихся).

– Что нам поможет найти ответ на наш вопрос?

Выводит на постановку цели:

– Что нам помогает написать безударную гласную в корне?

– Значит, какие задачи перед собой  ставим?

Пробуют формулировать тему урока. Например, «Обозначение буквой парного согласного звука на конце слов».

Выдвигают версии.

– Проверочное слово.

 Найти проверочное слово.

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию (регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

V. Открытие нового знания

(15 мин.).

Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы, используя подводящий от проблемы диалог.

Проговаривать последовательность действий на уроке

Подобрать проверочные слова, объяснить свой выбор.

С. 152–153.

– Какой наш следующий шаг?

Слайд 13.

– Попробуйте в группе подобрать проверочные слова к словам арбуз и ананас и объяснить, почему именно эти слова будут проверочными. Определите, какую букву нужно писать на конце слов.

– Прошу по одному представителю от каждой группы представить свои результаты.

!!!  В проверочном слове после согласного должен быть гласный.

Подводит к обобщению способов проверки:

Арбузы – арбуз.

– Чем различаются слова?

Значит, какой один способ подбора проверочного слова?

Арбуз-арбузик.

– Чем похожи слова?

– Как называются эти слова?

– Значит, какой второй способ подбора проверочного слова?

– Сверим свой вывод с авторским.

– Какие способы мы верно предложили?

– Какой способ нам ещё автор предлагает?

– Какое новое знание мы открыли сегодня? 

Слайд 14

Обращает внимание на графическое обозначение орфограммы.

– Открываем новое знание.

Групповая работа (2 мин.).

Представляют результаты (выбирает руководитель одного представителя).

– Множественное и единственное число.

– Изменить единственное число на множественное.

– Общий корень.

– Однокоренные.

– Подбор однокоренного слова.

– Подбор однокоренных слов, изменение числа.

– Подставить слово нет.

– Способы подбора проверочных слов, чтобы правильно написать букву согласного в конце слова.

Подбирать проверочные слова; писать слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова.

Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свою версию (регулятивные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме; работать в группе, выполнять разные роли в группе (коммуникативные УУД).

VI. Применение нового знания (10 мин.).

Цели:

– организовать применение новых знаний;

– организовать самопроверку, исправление ошибок, самооценку по алгоритму.

Проговорить последовательность действий на уроке.

Подобрать проверочное слово. 

С. 153 (в учебнике).

Самопроверка, исправление ошибок.

Самооценка по алгоритму.

Дополнительный материал для сильных учащихся

– Какой наш следующий шаг?

– Подберите проверочное слово любым способом, вставьте пропущенную букву на конце слова. Если будут затруднения, обратитесь за помощью к членам своей группы.

Фронтальная проверка 

(+ назвать разные способы подбора проверочных слов).

Слайд 15

– По алгоритму оцените свою работу.

Слайд 16.

На индивидуальных карточках с двух сторон задания.

Выберите одно себе по силам и в карточке выполните.

1 вариант. Прочитай. Исправь ошибки.                                                            

Ночью был сильный морос. Выпал мягкий снек. Красиф зимний нарят.

2 вариант. Вставь пропущенные буквы.

Улетели птицы на ю.. .  Ду..  скинул свой наря.. . Са.. осенью опустел.

– Применяем новое знание.

Самостоятельно выполняют задание (5 мин.), пользуются помощью членов группы.

Выполняют самопроверку, исправляют ошибки.

Пять человек вслух проговаривают алгоритм, остальные самостоятельно ставят себе отметку.

Подбирать проверочные слова; писать слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова.

Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). 

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (коммуникативные УУД).

Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). 

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД). 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин.).

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Зафиксировать новое содержание урока.

Рефлексия. 

– С какой новой орфограммой познакомились?

– Какое новое знание открыли?

– Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.

Слайд 14

– Буква согласного на конце слова.

– Способы проверки согласного на конце слова.

Пример. Я знаю три способа проверки парного согласного на конце слов.

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). 

VIII. Д/з (2 мин.).

Цель:

 организовать выполнение домашнего задания.

С. 155, упр. 242.

Организует выполнение д/з.

Даёт инструкцию по выполнению и оформлению.

Читают задание, слушают инструктаж по выполнению.

Подбирать проверочные слова; писать слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова.

Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС УРОК № 135 Д А И Б В Ж Е З К А Б В Ж З Е К http://aida.ucoz.ru

Слайд 2

03.11.20 На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори всё чётко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать.

Слайд 3

03.11.20 Говори вежливо. Называй собеседника по имени. Говори внятно, понятно. Слушай внимательно собеседника. Если не понял, переспроси.

Слайд 4

03.11.20

Слайд 5

03.11.20 ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ВАЖНО ДЛЯ УРОКА

Слайд 6

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ВАЖНО ДЛЯ УРОКА В алфавите пары есть Их у нас всего лишь 6. Верхний ряд всегда звенит. Нижний - тихо говорит.

Слайд 7

Найди пару Д Ж Б В Г З Ш П С Ф К Т

Слайд 8

03.11.20 ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ВАЖНО ДЛЯ УРОКА ХЛЕБ – [ ХЛ , ЭП ] ЛЕС – [ Л , ЭС ] ГЛАЗ – [ ГЛАС ] ГОД – [ ГОТ ] УЖ – [ УШ ] СОН – [ СОН ] ГРОМ – [ ГРОМ ] СПОР – [ СПОР ] СТВОЛ – [ СТВОЛ ]

Слайд 9

03.11.20

Слайд 10

03.11.20 ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА [ АРБУС ] [ АНАНАС ] З или С ?

Слайд 11

03.11.20 ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ОРФОГРАММОЙ «Парные согласные в конце слова»

Слайд 12

Задачи: Я узнаю … Я научусь … Я сумею …

Слайд 13

03.11.20 ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ … - АРБУ_ … - АНАНА_

Слайд 14

03.11.20 ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ 1. АРБУ З – АРБУЗЫ 2. АРБУ З – АРБУЗИК СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ 3. АРБУ З – НЕТ АРБУЗА

Слайд 15

03.11.20 ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ В нашем русском языке Ходят пары « налегке » . Часто « хитрые подружки » Подменить хотят друг дружку. Как узнать писать какую - Эту букву иль другую. Предстоит сегодня вам Всё расставить по местам. (эл. учебник- 1 задание)

Слайд 16

Физминутка

Слайд 17

03.11.20 1. Какое было задание? 2. Удалось выполнить задание? 3. Задание выполнено верно или с ошибками? 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? 5. Определи отметку, которую ты можешь себе поставить. «5» – всё правильно + «4» – 1-2 ошибки «3» – 3-4 ошибки

Слайд 18

Самостоятельная работа 1 вариант . Прочитай. Исправь ошибки . Ночью был сильный морос. Выпал мягкий снек. Красиф зимний нарят. 2 вариант . Вставь пропущенные буквы. Улетели птицы на ю.. . Ду.. скинул свой наря.. . Са.. осенью опустел.

Слайд 19

Проверка 1 вариант . Прочитай. Исправь ошибки . Ночью был сильный моро з . Выпал мягкий сне г . Краси в зимний наря д . 2 вариант . Вставь пропущенные буквы. Улетели птицы на ю г . Ду б скинул свой наря д . Са д осенью опустел.

Слайд 20

03.11.20 1. Какое было задание? 2. Удалось выполнить задание? 3. Задание выполнено верно или с ошибками? 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? 5. Определи отметку, которую ты можешь себе поставить. «5» – всё правильно + «4» – 1 ошибка «3» – 2 ошибки

Слайд 21

- Какую тему изучали на уроке? - Как проверять сомнительные парные согласные?

Слайд 22

- Я узнал … - Я научился … - Я умею …

Слайд 23

Я могу объяснить, какие парные согласные звуки пишутся на конце слов.. Я использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов. В группе помогал подбирать проверочные слова. Внимательно слушал учителя, одноклассников . Самостоятельную работу выполнил без ошибок. Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы . Ф . Имя оценка

Слайд 24

Домашнее задание Упр.242, стр. 153 Выучить правило в учебнике стр.153


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе. УМК "2100"

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе. УМК "2100"...

технологическая карта урока по русскому языку 2 класс программа школа 2100

разработка  урока русского языка  во 2 классе по теме: "Каие слова отвечают на вопрос кто?. а какие на вопрос - что?  Тип урока: открытие новых знаний...

Технологическая карта урока по русскому языку, 2 класс, УМК "Школа 2100, "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".

Технологическая карта урока по русскому языку.2 класс, УМК "Школа 2100, Тема: "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".Цель: Знакомство с определением понятием корня слова....

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс " I и II спряжение глаголов" программа Школа 2100

На уроке ученики знакомятся с  понятием "спряжение глагола", занимательные задания и  иллюстрации  помогают запомнить отличительные признаки двух спряжений....

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Школа 2100"

ТемаКакие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?Цель   Познакомить учащихся с тем, что если слова называют людей или животных, к ним ставится вопрос кто?, если неживые...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...