Урок по русскому языку в 3-ем классе по теме: «Изменение имён прилагательных по родам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тарасова Наталья Петровна

Данный урок -это урок открытия учащимися новых знаний. Проблемные ситуации, разноуровневые задания позволяют провести урок интересно и эффективно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работу выполнили:Тарасова Н.П., Галигрова Т.В.,Недопёкина З.В.

Урок по русскому языку  в 3-ем классе по теме:

«Изменение имён прилагательных по родам»

Цель: создать условия для формирования навыка грамотного написания родовых окончаний имен прилагательных.

Задачи:

1) образовательные:

 предметные:

-формировать представление о способе проверки безударной гласной в окончаниях прилагательных, применяя правило и алгоритм проверки 

орфограммы;

-  формировать умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

2) развивающая (метапредметные УУД):

  регулятивные УУД:

-  развитие умений самостоятельно формулировать тему и цели  урока; 

 -  развитие умений   составлять план решения учебной проблемы совместно 

с учителем,  работать по плану;

- развитие умений определять и формулировать цель деятельности;

- развитие умений соотносить результат своей деятельности и оценивать его;

-  развитие умений  определять степень успешности работы; 

 познавательные УУД:

 - развитие умений    извлекать  информацию из текста, из таблицы,

  извлекать информацию из словарей, строить рассуждения;

- формировать умение добывать новые знания, анализировать, сравнивать для получения необходимого результата;

- формировать умение  перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

коммуникативные УУД :

-  развитие умений оформлять свои мысли в устной форме;

 - развитие умений работать  в группе, распределять роли, умение договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды,  слушать и понимать речь других.

3) воспитательная (личностные УУД):

-  формирование интереса к изучению законов  русского  языка;

-  воспитание культуры речи.

Ход урока:

 1. Орг. момент. Мотивация. /Приветствие гостей/.

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?(-Видеть Вас мы очень рады!)

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок русского языка.

- Закройте глазки.  Я предлагаю вам сегодня стать исследователями, а наш класс превратить в лабораторию.  Представили? А кто такой исследователь? (слайд)

Мне хочется пожелать нам плодотворной работы, чтобы в конце урока исследование принесло вам пользу.

- Давайте договоримся, что во время нашей совместной работы мы будем выслушивать все мнения, обращаться друг к другу: "коллега".

- Попробуем установить, что будет объектом нашего исследования.

1.Психологический настрой.

- Закройте глазки.  Я предлагаю вам сегодня стать исследователями, а наш класс превратить в лабораторию. А кто такой исследователь? (слайд)

Мне хочется пожелать нам плодотворной работы, чтобы в конце урока исследование принесло вам пользу.

- Давайте договоримся, что во время нашей совместной работы мы будем выслушивать все мнения, обращаться друг к другу: "коллега".

- Попробуем установить, что будет объектом нашего исследования.

2. Минутка чистописания.  (Число, классная работа записаны в тетрадях на перемене)                            

    - Традиционно мы начинаем урок с работы в тетрадях. Наш урок продолжит минутка чистописания.  

      Прочитайте сочетания букв на доске.

                ой  ый ий/ая яя/ ое ее

-  Что эти сочетания  напоминают?(окончания имён прилагательных)

-Запишите их в тетрадь

-Тетрадь с наклоном положу,

-Ручку правильно держу,

-Сяду прямо, не согнусь,

-За работу я возьмусь.

-На какие группы можно разделить эти сочетания?(окончания  мужского, женского и среднего рода, назовите их)

-Разделите их простым карандашом  сплошными вертикальными линиями.

II. Актуализация опорных знаний. На сегодняшнем уроке я предлагаю вам представить себя исследователями, а наш класс превратить в лабораторию.  

- Попробуем установить, что будет объектом нашего исследования.

- Вставьте в стихотворение пропущенные слова.

Здравствуй, солнце  ………. !    

Здравствуй, небо      …………!

Здравствуй,       …………ветерок!

Здравствуй,       ……….., мой  дружок!

(Слова для справок: верный, голубое, лёгкий, золотое)

- Как   изменилось  стихотворение?  Благодаря  чему стихотворение преобразилось?

- Сделайте вывод, что же  будет  объектом нашего исследования?(имена прилагательные)

- Объект для нас новый?(нет)

Орфографическая минутка(1 ученик работает за доской, остальные дети в тетрадях)

-Подобрать синонимы к прилагательным, записать их, выделив в них окончания, подчеркнув изученные орфограммы: опрятный-аккуратный, огромный-большой, скорая-быстрая, давняя-старая, ароматное - душистое.

( Те , кто испытывает трудность в подборе синонимов может обратиться за помощью к словарю синонимов стр. 154 ваших учебников)

Выслушивается собственное мнение о результатах работы отвечающего, комментирующего написанное.( Были ли трудности, в чём?)

Дети оценивают работу одноклассника смайликами по разработанным критериям: зелёный цвет- выполнила задание без ошибок; жёлтый цвет- были неточности, красный цвет – в работе  было допущено много ошибок , затем свою собственную работу с помощью «лесенки успеха»(на полях). Учитель оценивает учащегося отметкой.

III.Сообщение темы и целей урока

-Давайте вспомним, что мы уже знаем об изучаемом объекте. Распределите вопросы на карточках в две группы. В 1 – что вы знаете о прилагательном, во 2 – что не знаете и хотели бы узнать. ( работа в паре и индивидуально)

Что обозначает

имя  прилагательное?

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

Как определить род  имени прилагательного?

Как изменяются   имена прилагательные по родам?

- Перечислите, что вы знаете об имени прилагательном. А теперь, что не знаете  и хотели бы узнать.

- Какова  тема нашего урока, сформулируйте?

-Изменение имён прилагательных по родам.

-  Какую же  цель  поставим сегодня на  уроке?

-Научиться грамотно писать родовые окончания имён прилагательных.

-Пройти по ссылке в РЭШ (основная часть «Изменение имён прилагательных по родам»)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5320/start/200641/

IV. Работа по проблеме урока:

1. Поиск решения проблемы:

Предлагаю работу в группах, но для начала вспомним правила работы в группе:

-если необходимо, то надо выбрать лидера в группе,

-распределить поручения для решения поставленной проблемы,

- уметь слушать друг друга,

-не перебивать других членов группы,

-ясно выражать собственные мысли,

-при принятии решения  уметь договариваться

1 группа – работает с новым словарным словом: (при распределении обязанностей в группе, пользуйтесь инструкцией)-6 человек

Распределите обязанности в группе по работе над новым словарным словом сирень  между участниками следующим образом:

1 участник: Находит  лексическое значение слова в толковом словаре  Ожегова.

2 участник: Находит  слово  в орфографическом словаре, ставит  ударение в слове и подчеркивает «слабые» позиции.(запись на доске)

3 участник: Находит морфологические признаки слова( как части речи)

4 участник: Составляет звуковую схему к слову.(запись на доске)

5 участник: Разбирает слово по составу.(запись на доске)

6 участник: Подбирает к словарному слову подходящие по смыслу имена прилагательные.

Если у 1 группы останется дополнительное время , то можно дать им инструкцию выполнения звукобуквенного анализа слова сирень.

Распределите обязанности в группе по работе над звукобуквенным анализом словом сирень  между участниками следующим образом:

1.Выбрать капитана группы

  1. Члены группы по цепочке выполняют звукобуквенный анализ каждого звука в слове сирень.

3.Командир  проверяет работу группы и оценивает :+,+/-,-, и даёт устную оценку групповой  работы.

2 группа   учащихся работают по учебнику стр. 73 упр. № 126 по подгруппам.( Составьте и запишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное поставьте в том же роде, что и имя существительное, выделите окончания)

Распределимся на 3 подгруппы, выберите капитанов своих миниподгрупп, капитаны по жребию вытягивают карточку с родом , в котором они будут работать.

 После выполнения работы:

-поменяйтесь тетрадями, проверьте работу напарника, знак оценивания выберите по желанию.

     3  группа – работа с деформированным текстом по определению окончаний имен прилагательных:

Ранн… апрельск.. утро. В небе начала разгораться ал… полоска зари. Утренн… вет..рок прошумел в вершинах берёз. В предрассветной мгле зазвучала тих… лесн… песенка. Это запела птичка зарянка. В её песне слышалась робк… радость и светл… весенн… грусть.

Выберите куратора группы, он прочитает текст, будет контролировать вашу работу, направлять, если возникнет необходимость.

По цепочке вставьте пропущенные буквы в тексте, выделите окончания.

Вы должны будете объяснить, как узнать окончание имени прилагательного?

iV. Музыкальная физминутка для глаз ( презентация)

V. Открытие нового знания  (отчет групп о проделанной работе)

1 группа: Познакомит нас с новым словарным словом.  Запишите его в своих тетрадях, вместе со звуковой схемой. Заслушиваем всех участников группы. Оцените работу группы смайликами. (зелёный цвет- группа выполнила задание без ошибок; жёлтый цвет- были неточности, красный цвет – в работе группы было допущено много ошибок) Если осуществлялась работа над звукобуквенным разбором слова сирень, то капитан даёт оценку работе группы.

2 группа: Как  вы  определяли род  имен прилагательных? На какие вопросы отвечают, какие окончания имеют прилагательные мужского рода? ...женского рода? …среднего рода? (отвечают командиры) Как оценили работу своего товарища? (заслушиваются ответы 2-3 учащихся)

3 группа: По цепочке вписывают в презентации окончания имён прилагательных, объясняя, как  узнавали написание  окончаний. Куратор оценивает работу группы + и -.

VI . Открытие нового знания:

1.  Составление алгоритма:

- Попробуем по итогам работы наших групп составить  алгоритм по определению окончания имени прилагательного в зависимости от родовой принадлежности :

1.Найти существительное, к которому  прилагательное относится.

2.Определить род имени существительного.

3.По роду существительного узнать род имени прилагательного и выбрать соответствующее родовое окончание( или определить его по вопросу).

В шутливой форме можно так сформулировать это правило:

«Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом»

( прочитать хором)

              -Объясните значение фразеологизма «остаться с носом»?

(потерпеть неудачу, остаться ни с чем)

Все выводы которые вы сделали в ходе групповой работы нашли своё отражение в таблице

 « Изменение имён прилагательных по родам»( слайд, учебник стр. 73)

   Мужской род

        какой?

    Женский род

         какая?

      Средний род

           какое?

     -ой/-ый/-ий

            -ая/-яя

           -ое/-ее

добрый (день)

дальний (путь)

лесной (зверь)

добрая (весть)

дальняя(роща)

лесная(тишь)

доброе (дело)

дальнее (поле)

лесное (эхо)

-Расскажите теперь по таблице, по каким признакам можно определить  род имён прилагательных?( по окончанию, по вопросу)

* В форме какого числа имена прилагательные изменяются по родам?

На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского( мужского, среднего ) рода? Какие они имеют окончания?

Обратите внимание!(зачитывается правило из учебника стр. 73)

Музыкальная физминутка( презентация)

2.Закрепим алгоритм определения родовых окончаний прилагательных.

Электронное приложение Канакиной упражнение « Помоги мышке спуститься по склону»( соедини слова линиями, чтобы получились словосочетания)

2 .Разноуровневая  работа:

- Проверим,  научились ли вы писать окончания имен прилагательных, изменяя их по родам?

- У вас есть возможность выбрать то задание, с которым вы справитесь.

-в тетради на печатной основе стр. 47 упр. № 105 базового уровня «Образуйте от имён существительных имена прилагательные мужского, женского и среднего рода. Запишите их».

     -или в учебнике стр. 75 упр. № 129 ( задание повышенной сложности)

 (учитель  проверяет работы учащихся, справившихся с заданием быстрее остальных, и оценивает их, они в свою очередь могут помочь учителю проверить работы других учащихся, остальные ребята оценивают себя по презентации с помощью «лесенки успеха»)

 VII. Рефлексивно – оценочный этап:

-Какое же открытие мы сегодня сделали?( Мы узнали , что имена существительные в ед. числе изменяются по родам, мы узнали какие родовые окончания имеют прилагательные женского, мужского и среднего рода, составили алгоритм определения родового окончания прилагательного)

- Открытие - это всегда что-то очень важное. Новая звезда, химический элемент, лекарство от болезни. А в чем польза нашего открытия? Для чего  нам нужно было новое открытие? (Чтобы писать без ошибок, грамотно.)

- Справились ли мы с целью,  поставленной на уроке? (да, справились)

- Во время сегодняшнего урока вы не раз оценивали результаты своей работы, дайте себе итоговую оценку за урок, объективно ответьте на предложенные вам вопросы анкеты.

-Сегодня мы сделали открытие в области русского языка.  Я, надеюсь, оно будет не последним. Ведь так приятно, когда наша речь правильна, красива и  точна.  Спасибо всем за урок!

Распределите обязанности в группе по работе над новым словарным словом сирень  между участниками следующим образом:

1 участник: Находит  лексическое значение слова в толковом словаре  Ожегова и записывает на листочек.

сирень - ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2 участник: Находит  слово  в орфографическом словаре , ставит  ударение в слове и подчеркивает «слабые» позиции.

3 участник: Находит морфологические признаки слова( как части речи)

4 участник: Составляет звуковую схему к слову.

сирень - ___________________________________________________________

5 участник: Разбирает слово по составу.

сирень________________________________________________________

6 участник: Подбирает к словарному слову подходящие по смыслу имена прилагательные.

Сирень  (какая?)__________________________________________________

 

Что обозначает

имя  прилагательное?

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

Как определить род  имени прилагательного?

Как изменяются   имена прилагательные по родам?

Что обозначает

имя  прилагательное?

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

Как определить род  имени прилагательного?

Как изменяются   имена прилагательные по родам?

Что обозначает

имя  прилагательное?

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

Как определить род  имени прилагательного?

Как изменяются   имена прилагательные по родам?

Выполнить звукобуквенный анализ слова « сирень»

Для этого распределите обязанности в группе следующим образом:

1.Выбрать капитана команды.

2. Члены группы по цепочке выполняют звукобуквенный анализ каждого звука в слове « сирень»

3.Командир проверяет работу группы  и оценивает её.( устная оценка)

3 группа - работа с деформированным текстом по определению окончаний имён прилагательных.

Распределите обязанности в группе следующим образом:

  1. Выбрать куратора в группе.
  2. Один из участников  зачитывает текст всем членам группы.
  3. Остальные учащиеся по цепочке вставляют пропущенные буквы, выделяя окончания.
  4. Куратор смайликом оценивает работу группы. Объясняет, как узнать  окончание имени прилагательного?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам".

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Изменение имен прилагательных по родам"....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён прилагательных по родам"

Урок разработан с учётом требований ФГОС. Выдержаны все этапы урока....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён прилагательных по родам".

Урок русского языка в  3 классе. УМК "Школа России". Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Тип урока: проблемный.Проблема урока: почему имена прилагательные изменяются по родам?...

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме: "Изменение имён прилагательных по родам

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме: "Изменение имён прилагательных по родам" Цель: развивать умения точно употреблять имена прилагательные в речи, правильно писать их родовые ок...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе

Актуализация знаний (предложение из цветных слов)Ребята, на экране предложение. Я уверена, что если кому-то из вас до сих пор грустно, оно вам точно поднимет настроение  (Надену красную шляпу, ор...