Конспект урока русского языка "Написание Ь перед СЯ"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Карпова Анастасия Вячеславовна

Цель деятельности учителя: формирование знаний о правописании глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться и умения проверять изучаемую орфограмму.

 Планируемые результаты:

         Предметные:

                   -уметь задавать вопросы к глаголам;

-уметь самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

-знать алгоритм проверки правильного написания изучаемой орфограммы.

         Личностные:

                   -проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать  причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napisanie_pered_sya.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 28.04.2019г                                                                                                Ф.И.О. учителя: Рощупкина С.В.

Школа: МАОУ «СОШ №91»                                                                                Ф.И.О. студента: Карпова А. В.

Класс: 3 «В»                                                                                                Ф.И.О. методиста: Батуева Л.И.

Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Написание Ь перед частицей -ся»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о правописании глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться и умения проверять изучаемую орфограмму.

 Планируемые результаты:

        Предметные:

                -уметь задавать вопросы к глаголам;

-уметь самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;

-знать алгоритм проверки правильного написания изучаемой орфограммы.

        Личностные:

                -проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимать  причины успеха в учебной деятельности: анализ, самоконтроль; принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип урока:  урок «открытия нового знания».

Оборудование: УМК «ПНШ» учебник русского языка 3 класс часть 2 Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., тетради, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап самоопределения к деятельности

Метод:

Психологический настрой, организация урока.

1 мин

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Настраиваются на урок.

Л: проявление

эмоциональной отзывчивости на слова учителя

Р: организация своего рабочего места под руководством учителя

Актуализация знаний

Методы: словесный, учебный диалог.

5 мин

-Послушайте легенду.

  “Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? Почему?

-С помощью языка люди общаются.

Р: учет в выделенных учителем ориентиров действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

Постановка учебной задачи

Методы: словесный, учебный диалог.

2 мин

-Возьмите лист бумаги формата А4. Согните верхнюю часть листа на 2 см. Согните оставшуюся часть так, чтобы получилось 8 ячеек и прочертите линии сгиба ручкой.

-На верхней линии листа запишите « Что значит общаться…»

-Запишите 1 идею в любой ячейке

--Запишите еще одну идею при помощи СИМАЛТИНУС РАУНД ТЕЙБЛ

-запишите еще идеи

-Запишите еще идею при помощи СИМАЛТИНУС РАУНД ТЕЙБЛ

ТИК_ТЭК_ТОУ

-пронумеруйте ячейки от 1 до 8. Прочитайте 8 разных идей на своем листке

-создайте 1 предложение «Что значит общаться-…», используя все слова или по горизонтали, по вертикали, или по диагонали

-Выполните СИНГЛ РАУНД РОБИН

-Слова какой части речи больше вы использовали в своей работе?

-Назовите глаголы на -ся?

-Какие трудности у вас возникли?

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

Какую цель поставите перед собой?

Участник №1 собирает все работы. Четные и нечетные столы обмениваются работами.

-прочитайте участники № 4.

(глаголы)

(Правописание глаголов с -тся, -ться)

( Выяснить, когда у глаголов нужно писать -ться, а когда -тся)

Р: отслеживание цели учебной деятельности;

Открытие нового знания

Методы и приемы:

Словесный, учебный диалог, наглядный, практический.

10 мин

-Сравни разные формы одного и того же глагола

-Ты замечаешь, что эти формы глагола пишутся по-разному?

-В чем ты видишь разницу?

-Помогает ли вопрос к глаголу узнать, надо ли писать Ь?

-Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод напрашивается?

-Сейчас прочитаем правило на с.160

-Поработайте с правилом в парах.

Физминутка

-Давайте немного отдохнем. Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного — выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного — рывки руками: царь, гладенький, льдина, волчьи, варенье, радость, сентябрь, соловьи, здоровье, ученье, неученье, тьма.

— Кто догадался из какой пословицы три последних слова?

Солнце (что делаЕТ?) улыбаЕТся.

Не стоит (что делаТЬ?) улыбаТЬся.

ВЫВОД: ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ С Ь, ЕСЛИ Ь ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь.

-Ученье-свет, неученье-тьма.

П: сопоставление информации, представленной учителем;

П: сопоставление информации, представленной учителем;

К: согласование выполнения совместной деятельности;

Первичное закрепление

Методы и приемы: практический, иллюстративный, словесный

Прочти глаголы из упр.140, без частицы –ся. Запиши их в тетрадь во второй столбик. 

-У них изменился смысл? 

- Как именно? 

-В давние времена слово себя писали сокращенно: как ся. Это ся  писали отдельно.  

-Раньше: мыти ся, сейчас: мыться. 

-То есть частица –ся говорит о принадлежности себе. Частица –ся стала частью многих глаголов. Есть глаголы, которые не употребляются без этой частицы: поздороваться, улыбаться, смеяться. 

-Например:  мыться – мыть (мыться – то есть мыть себя, мыть – то есть мыть что-то или кого-то).  

П: сопоставление информации, представленной учителем;

Самостоятельная работа с самопроверкой

Методы и приемы:

Словесный, беседа.

5-6 минут

Самостоятельная работа с карточками:

Купает…ся, влит…ся, купат…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся.

- Нет ли здесь лишнего слова? Какая это часть речи?

-Есть, переносица. Имя существительное.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Включение в систему знаний

Практический: упражнение

 -Назовите имена сущ оканчивающиеся на -ца

СЛОВАРЬ ТОЛКОВЫЙ с.139.

- Придумывайте сами имена сущ оканчивающиеся на –ца.

- Нужно быть очень внимательным и не путать существительные, которые оканчиваются на –ца, с глаголами.

(колесница, куница )

К: согласование выполнения совместной деятельности;

Рефлексия деятельности

Методы и приемы:

Словесный,

самооценивание

2-3 мин

 Продолжение легенды о языке: “Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь”. Эзоп ушел и принес … язык”.

-Почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире».

Спасибо за урок.

Мыслительный прием: «Раньше я думал, теперь я думаю..»

П: рефлексия способов и условий действий.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка во 2 классе «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»

Конспект урока русского языка во  2 классе «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»...

Конспект урока русского языка «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным» 2 класс

Конспект разработан в соответствииис требованиями ФГОС, по образовательной программе "Школа России"...

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема: Различие твердых и мягких согласных перед гласными. школа 8 вида 1 вариант обучения.

ТемаРазличие твердых и мягких согласных перед гласнымиЦель урокаформирование  у  учащихся знаний о написании твердых и мягких согласных перед гласнымиПланируемые результатыПредметные:Знать с...

Конспект урока русского языка 2 класс "Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласной"

УМК :Школа РоссииКласс 2Тема: Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласнойЦель: через исследование познакомить со способами проверки и правилом правописания парных согласных на ко...