Главные вкладки

    Технологическая карта Русский язык 4 класс тема "Упражнение в правописании окончаний имен существительных во множественном числе"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Ерёменко Елена Сергеевна

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Упражнение в правописании имен прилагательных".

    Тип урока: освоение новых знаний.

    Педагогическая цель:  создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных во множественном числе; совершенствовать умение правильно писать окончания имен существительных; развивать внимание, мышление, зрительную память, орфографическую зоркость, грамматическую сторону речи; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, интерес к предмету через использование ИКТ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    Тема: УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

    Тип урока

    Освоение нового материала

    Педагогические задачи

    Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании безударных окончаний существительных множественного числа; совершенствовать умение правильно писать окончания имен существительных; развивать внимание, мышление, зрительную память, орфографическую зоркость, грамматическую сторону речи; воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, интерес к предмету через использование ИКТ

    Планируемые предметные
    результаты

    Научатся определять и правильно писать окончания имен существительных во множественном числе, с учетом типа склонений; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников

    Метапредметные УУД

    Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

    Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

    Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

    Организационная структура урока

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности учащегося
    (осуществляемые действия)

    Формируемые способы
    деятельности

    учащегося

    1. Организационный момент

    - Удобно сядьте. Повторяйте за мной:

    Сейчас я начну учиться.

    Я радуюсь этому.

    Внимание моё растёт.

    Память моя крепка.

    Голова мыслит ясно.

    Я хочу учиться.

    Я готов к работе.

    Работаю.

    Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

    Внутренняя позиция школьника.

    II. Минутка чистописания

    - Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ноги. Запишите сегодняшнее число, «Классная работа».

    а) Массаж рук.

    - Постучим в кулачки.

    - Похлопаем в ладоши.

    - Разогреем каждый пальчик.

    - Погреем ладошки.

    - Покатаем ручку между ладонями.

    б) Работа в тетради

    .в) Работа со скороговоркой

    Слайд 1. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

    Обе ладони лежат на столе. Одновременно с произнесением скороговорки правая рука скользит по столу и очерчивает круг, а левая скользит вверх – вниз.

    Выполняют требования учителя.

    Под руководством учителя выполняют массаж рук.

    Записывают каллиграфическое упражнение:

    С сс С ссс С сссс

    Проговаривают скороговорку , одновременно выполняют упражнения для рук.

    Выделять существен-ную информацию из текста загадки. Выдви-гать гипотезу и обосно-вывать ее. Осущест-влять  актуализацию личного жизненного опыта.

    III. Словарно - орфографическая работа

    Игра «Охотники»

    2 ученика («зайцы») выходят к доске. Остальные («охотники») выбирают и по очереди диктуют «зайцам» словарные слова, которые относятся к теме «Зима». «Зайцы» должны правильно записать их на доске. После 10 слов подсчитывается результат охоты: одна ошибка – «заяц» ранен легко, две – ранен тяжело, три – «заяц» убит.

    Два ученика работают у доски, остальные учащиеся диктуют слова по теме «Зима». Оценивают работу у доски.

    Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

    IV. Актуализация знаний

    Слайд 2. Снежинка, сугроб, ель.

    - Определите склонение данных существительных, подпишите над словами.

    - Назовите по 2 примера на каждое склонение.

    - Составьте словосочетания, изменив форму числа имени существительного.

    - В связи с чем изменилось окончание имени существительного?

    Выполняют задание.

    - 1 скл. – лиса, зима; 2 скл. – мороз, облако; 3 скл. – метель, мышь.

    - Узорные снежинки, заснеженные ели.

    - Изменилась форма числа существительного

    Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать,находить

    V. Целеполагание

    – Обратите внимание на окончания имен существительных. Что вы видите?

    - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока.

    - Мы сегодня будем продолжать наблюдать за изменением окончаний существительных во множественном числе, определять падеж, склонение имен существительных.

    - Окончания имен существительных изменились.

    - Окончание имен существительных во множественном числе.

    Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать,находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

    VI. Работа по теме урока

    Каждой паре учеников раздаются карточки с текстом:

    Вот и зима пришла. Укрыла она пуховым одеялом поля и леса. засыпала снегом тропинки и дорожки. Одела в белые шубки пушистые сосны и ели. Какая красота в зимнем лесу!

    - Найдите имена существительные во множественном числе.

    - Выпишите их, выделите окончания. (проверка работы)

    - Что мы знаем об имени существительном во множественном числе?

    Слайд 4.

    Имена существительные во множественном числе:

    - обозначают два или несколько предметов;

    - не различаются по склонениям;

    - в именительном падеже имеют окончания –а, -я, -ы, -и;

    - падеж определяется по вопросу, по предлогу, по роли в предложении.

    Читают текст.

    - Поля, леса, тропинки, дорожки, шубки, сосны, ели.

    Выполняют задание.

    Отвечают на поставленный вопрос. Самопроверка.

    Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Осущес-твлять анализ произве-дения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обос-новывать свое мнение. Делать выводы, Извле-кать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии

    Физминутка

    – Если я называю словосочетания с именами существительными в единственном числе, то – наклон вправо, а если во множественном – влево.

    Сидели за партами,

    Улыбнулась маме,

    Ухаживал за цветами,

    Рыбачил на речке,

    Пересадка с поезда на поезд,

    На армейской шинели,

    У здоровых ребят,

    На скалистых берегах,

    Жили в доме,

    Несколько килограммов яблок.

    Выполняют упражнения

    Ориентация на ЗОЖ

    VII. Дифференцированная самостоятельная работа

    Учащимся предлагается на выбор 3 разноуровневых вида карточек. Дети самостоятельно выбирают то задание, с которым они могут справиться.

    Учащиеся 3-й группы получают таблицы – помощники «Окончания имен существительных во множественном числе».

    1-й уровень.

    Задание: Составить и записать 7 словосочетаний с именами существительными во множественном числе в разных падежах. определить падеж, выделить окончание.

    2-й уровень.

    Задание: Списать слова, вставить пропущенные окончания; определить падеж имен существительных.

    Среди заросл..й, на деревь..х, много цвет..в, в предгорь..х, с узор..ми, у лошад..й, с огоньк..ми, на лыж..х, на медвед..й, в луж..х, о шалост..х, по улиц..м, между корн..ми.

    3-й уровень.

    Задание: Просклонять 3 имени существительных во множественном числе. выделить окончания.

    - Давайте проверим, как вы выполнили задание.

    - Кто выполнил без ошибок?

    - Кто допустил 1-2 ошибки? Более?

    - - Над чем еще надо поработать тем, кто допустил ошибки?

    Выбирают самостоятельно карточки. Выполняют задания.

    познавательная инициатива;

    структурирование знаний;

    самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

    рефлексия способов и условий действия;

    построение речевых высказываний

    VIII.Закрепление. Работа по учебнику

    (Работая в группах учащиеся выполняют устно задание данного упражнения)

    - Откройте учебник на с.132.

    - Составьте из слов предложения. В каждом предложении найдите главные члены. Назовите имена существительные во множественном числе. определите падеж данных имен существительных. Какие окончания имеют существительные во множественном числе?

    Работают в группах. Устно выполняют задания.

    Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе

    в паре

    IX. Рефлексия. Итог урока

    - Как отличить существительное во множественном числе от существительного в единственном числе?

    - Какие окончания имеют существительные в именительном падеже множественного числа?

    -  Как различаются именительный и винительный падежи имен существительных во множественном числе?

    - Давайте подведем итог нашего урока. Ребята, сегодня мы с вами справились со всеми задачами.

    - Теперь я попрошу вас окончить следующие предложения

    • На уроке я узнал, (научился)…
    • Мне понравилось…
    • Мне было трудно…

    - Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов.

    - а, -я, -ы, и.

    - Существительное в винительном падеже всегда бывает второстепенным членом.

    Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Про-водят самооценку, рефлексию. Проговари-вают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке

    Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

    Дифференцированное домашнее

    задание

    – Ребята, выберите такое задание, с которым вы сможете справиться.

    1. Написать мини – сочинение на тему «Красота русской зимы». Определить падеж имен существительных в единственном и во множественном числе. выделить окончания.
    2. Списать 5 предложений из книги. Определить падеж имен существительных в единственном и во множественном числе. выделить окончания.
    3. Просклонять 3 существительных во множественном числе. выделить окончания.

    Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

    Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний имен существительных во множественном числе

    Урок русского языка в 4 классе по теме:«Правописание окончаний имен существительных во множественном числе» (закрепление)...

    Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

    Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"

    Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"  с презентацией...

    Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

    Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...

    Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Планета знаний. Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

    Данная технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС. Цель урока: развивать умения изменять по падежам имена существительные множественного числа....