Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России" по теме "Глагол как часть речи".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Черезова Лариса Анатольевна

 Урок русского языка во 2  классе. Учитель: Черезова Л.А.                                                                                                                                                                                                                                                                       Тема урока: Глагол как часть речи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Цель: ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.                                                                                                                                                                                                                                                                      Задачи: 1)  закрепить знания об имени существительном; создать условия для формирования   понятия «глагол», развития  умение отличать его  от других частей речи; для получения  представления о функции глаголов в речи; 2) развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся; 3) воспитывать интерес к предмету, активность, прилежание, аккуратность при работе в тетради, чувство товарищества.                   Планируемые результаты:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Личностные: воспринимать речь учителя, одноклассников, сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека,  проявлять осознание собственных достижений при освоении новой учебной темы.    Предметные: закрепить знания об имени существительном,  познакомиться  с понятием «глагол»,  учиться отличать его от других частей речи, получить представление о функции глаголов в речи.       Метапредметные  (универсальные учебные действия):                                                                                                                                                                                                                                                                                • познавательные: освоение умения находить глаголы среди других частей речи, формировать умение использовать логические операции  сравнения, анализа, обобщения;
регулятивные: высказывать предположение на основе работы с учебным материалом, работать по предложенному учителем плану, определять и  формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
коммуникативные: осознавать, высказывать  и обосновывать  свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.                                                                Оборудование: листы в широкую линию, образцы написания  соединений письменных букв, учебная презентация, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы, листы оценивания.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2  классе                                                                              Учитель: Черезова Л.А.                                                                                                                        Тема урока: Глагол как часть речи.                                                                                                                             Цель: ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.                                                  Задачи: 1)  закрепить знания об имени существительном; создать условия для формирования   понятия «глагол», развития  умение отличать его  от других частей речи; для получения  представления о функции глаголов в речи; 2) развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся; 3) воспитывать интерес к предмету, активность, прилежание, аккуратность при работе в тетради, чувство товарищества.                                                                                   Планируемые результаты:                                                                                                             Личностные: воспринимать речь учителя, одноклассников, сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека,  проявлять осознание собственных достижений при освоении новой учебной темы.                                                                   Предметные: закрепить знания об имени существительном,  познакомиться  с понятием «глагол»,  учиться отличать его от других частей речи, получить представление о функции глаголов в речи.                                                                                                                Метапредметные  (универсальные учебные действия):                                                                        познавательные: освоение умения находить глаголы среди других частей речи, формировать умение использовать логические операции  сравнения, анализа, обобщения;
 регулятивные: высказывать предположение на основе работы с учебным материалом, работать по предложенному учителем плану, определять и  формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
 коммуникативные: осознавать, высказывать  и обосновывать  свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.                                                                                                                 Оборудование: листы в широкую линию, образцы написания  соединений письменных букв, учебная презентация, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы, листы оценивания.
                                                    Ход  урока.                                                                                              I. Организационный  момент.  ( Обращение командира   к классу).

Ну-ка, дети, встаньте в ряд.
Я - командир, вы - мой отряд.
В школе прозвенел звонок,
Значит,  начался урок.

II. Мотивирование к учебной деятельности.  

Учитель:                                                                                                                                          - Сегодня у нас необыкновенный урок – путешествие по морю Знаний. Как вы думаете, для чего мы отправимся путешествовать  по морю Знаний? Цель нашего путешествия – открыть новое понятие и правило. А чтобы это  получилось, что  вам придётся                         проявить?  Нужно  проявить  старательность, смекалку. На уроке нужно будет думать, размышлять, делать выводы, прислушиваться к мнению одноклассников, работать в парах.  Только тогда всё задуманное получится. Путешествовать мы будем на корабле, который вы видите на экране. Капитан корабля – Ваня. А вы все – моряки, члены дружного  экипажа. Согласны?

Командир класса:                                                                                                                                       - Кто за приключения? 
Все без исключения! 
Скорей поднимем паруса 
И отправимся в моря! 

III. Чистописание. (сущ., гл.)      

Учитель:                                                                                                                                           -  А отправляемся мы в наше путешествие из порта Чистописания. Только  ваши тетради сегодня будут бортовыми журналами. Но для начала подготовим  пальцы  рук  к письму. Рассмотрите внимательно образцы на доске. Что они напоминают? Какие  буквы вы узнали?  Сделайте записи в бортовых тетрадях,  покажите, что моряки умеют красиво писать  и правильно сидеть.                                                                                                                

IV. Актуализация  знаний.                                                                                                  1.Словарная работа.  ( Работа с кроссвордом).                                                                                                                  Учитель: Моряки – народ смекалистый, умеют разгадывать кроссворды. Докажите это.   Разгадав кроссворд, вы сделаете  открытие -  узнаете  тему  сегодняшнего урока.                                                                                                                              Задания  № 1. Разгадайте  кроссворд.                                                                                                          1)  Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. (ДороГа).                    2) Школьная комната для занятий. ( КЛасс).                                                                               3) То же, что и дети. (РебятА).                                                                                                                    4) Крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.  ( Город).                                                                                                                    5) Человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а так же человек, дружески расположенный к кому-нибудь. ( ТОварищ).                                                     6) Два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда. ( УЛица).     

Учитель:  Вы узнали  слова – ответы кроссворда. Как мы их называем? Почему мы их называем словарными? Скажите, какие орфограммы встречаются в написании этих слов? Написание  данных слов нужно запомнить, моряки  должны быть грамотными.                                                                                                                                         2. Повторение об имени существительном.                                                                                       Учитель:  Посмотрите на  эти слова - ответы кроссворда. К какой группе вы бы их отнесли? Докажите, что это имена существительные?                                                                                        

V. Определение темы урока.                                                                                                                Учитель:  Прочитайте ключевое слово кроссворда.  Назовите тему нашего урока.                                                                                                                                                            

VI. Постановка учебной задачи.                                                                                                    Учитель:   Как вы считаете, на какие  вопрос мы должны дать ответ на уроке?  ( Что такое «глагол»?  Что обозначает?  На  какие вопросы отвечает?)                                                                                                                                    

VII. Открытие нового знания.                                                                                                                    1. Работа в парах.                                                                                                                       Учитель:  Поможет  вам получить новые знания один человек, которого вы видите на экране.  Кто это? Верно, кок – повар на корабле.  Он приготовил для вас  задание, которое нужно выполнять в парах. Моряки должны уметь работать  слаженно, дружно. Вслух нам задание прочитает  1 ученик. Если пара выполнит задание, подаст сигнал – поднимет руку.                                                                                                                                              Задание  № 2.    Прочитайте  стихотворение Д. Хармса «Очень-очень  вкусный пирог». Вставьте  подходящие по смыслу слова.  * Подготовьте  выразительное чтение  стихотворения.

Я захотел устроить бал                                                                
И я гостей к себе __________                                             идут
Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый ________                                            позвал
Ножи и вилки тут –
Но что –то гости не ________                                             пирог

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек _________                                                   нашли

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту ____                                                откусил
Когда же гости подошли,

То даже крошек не ______.                                                съел

Учитель:  Прочитайте, что у вас получилось. Молодцы, справились с заданием!

2. Деление слов на группы.                                                                                                                           Учитель:  Разделите  вставленные в стихотворение  слова на 2 группы: 1) имена существительные;  2) другие части речи. Какие слова можно отнести  к первой группе? Почему? Какие  - ко второй?    Что обозначают слова 2 группы? На какие вопросы отвечают?                                                                                                                                                 3. Выведение учащимися правила о глаголе.                                                                                 Учитель:   Ребята, слова 2 группы называются глаголами. Кто из вас смог бы сформулировать правило, пользуясь   вспомогательными вопросами на экране?                              Что такое глагол?                                                                                                                                         4. Уточнение формулировки  нового правила.                                                                              Учитель:  Моряки должны быть зоркими и внимательными.                                                                                          А кто из вас сможет безошибочно прочитать правило о глаголе, которое вы видите на экране?                                                                                                                                                  

VIII. Первоначальное  закрепление  с проговариванием во внешней речи.                            Учитель: Над  морем мы часто можем видеть чаек. Смотрите, одна из них подлетела прямо к нашему кораблю. Покружила над палубой и опустила на неё какой-то листок. Вы ведь понимаете, что наше путешествие необычное?  Не по настоящему водоёму плывёт корабль, а по морю Знаний. Чайка принесла в своём клюве нам следующее задание.  Если вы его выполните верно и точно, то узнаете, что происходит на море сейчас.                                  Задание № 3.  Прочитайте.  К  какой группе относятся слова 1  и 2 столбика? Объясните, почему вы так считаете?

ветер                                                   плещут                                                                                                   волны                                                  дует                                                                                                      море                                                    летит                                                                                                             чайка                                                   шумит                                                                                                                         рыбы                                                   ныряет                                                                                                              дельфин                                              плывут    

Составьте  предложения, установив  соответствие  из слов  1 и 2 столбика.                                        •  Запишите полученные предложения. Найдите в них глаголы и укажите над ними часть речи (гл.)                                                                                                                                                   * Подчеркните  подлежащее и сказуемое в каждом предложении.  

 Учитель:  Прочитайте вслух  первую часть задания. Ответьте на первый вопрос. Докажите. Теперь  прочитайте  вслух второе задание. Возьмите  в руки простой карандаш, установите соответствие. Прочитайте полученные предложения. Теперь  вы знаете, что происходит на море.

IX. Самостоятельная работа.

Учитель:  Прочитайте  третью часть задания. Что  необходимо сделать? Выполните самостоятельно последнюю часть задания. Кто  закончит первый, выполнит дополнительное задание.*  

Задание  № 4.*  Разгадайте  загадки,  спишите.  В  скобках  с  большой  буквы  напишите  отгадки.  Над  каждым  словом  укажите  часть  речи  (сущ.  или   гл.).

 1. Прыгает, плавает, квакает. (  ___________________ )

 2. Плавает, летает, крякает. (  ___________________ )

 3. Шипит,  ползает,  извивается.   (  ___________________ )

 4. Царапается,  мурлычет,  мяукает.   ( ___________________  )

 5. Лает, служит, сторожит.   ( ___________________  )

X. Проверка  выполнения самостоятельной работы.                                                                                    Учитель:  Прочитайте указанные вами глаголы.  Расскажите, как вы выполнили дополнительное задание.                                                                                                              

XI. Уточнение знаний о глаголе, его роли в предложении.                                                        Учитель:  Что вы заметили, какую роль в предложении играет глагол? ( Глагол в предложении  является сказуемым)

XII. Запись домашнего задания.                                                                                                         Учитель:  Дома нужно выучить правило о глаголе на странице 68 учебника и записать из любого текста в тетрадь 15 глаголов.                                                                                                

XIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.                                                                      Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Возьмите в руки лист  оценивания.

 Отметьте, какое  у вас настроение  в конце нашего путешествия. Теперь покажите мне, пожалуйста, ваши  листы оценивания.                                                                                                                            

XIV.  Подведение итогов урока.                                                                                                    Учитель: Спасибо вам за работу на уроке. Оценки я поставлю вам, когда проверю письменные работы. Скажите, с какой частью речи вы познакомились  на уроке? Что такое глагол?   Кто был особенно активен на уроке?  Кто работал не в полную силу?   Кто легко справился со всеми заданиями на уроке? Что давалось легко? Кто испытывал затруднения?  Что было трудным?                                                                                                                                              В заключение,  мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам плавания в море знаний!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Класс: 2

Учитель: Черезова Л.А.

Тема урока: Глагол как часть речи.                                                                                                                                                                                                                       Цель: ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.                                                                                                                                                                                Задачи: 1) закрепить знания об имени существительном; создать условия для формирования   понятия «глагол», развития  умение отличать его  от других частей речи; для получения  представления о функции глаголов в речи; 2) развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся; 3) воспитывать интерес к предмету, активность, прилежание, аккуратность при выполнении письменных работ, чувство товарищества.                                                                                   Планируемые результаты:                                                                                                                                                                                                              Личностные: воспринимать речь учителя, одноклассников, сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека,  проявлять осознание собственных достижений при освоении новой учебной темы.                                                                                                                                            Предметные: закрепить знания об имени существительном,  познакомиться  с понятием «глагол»,  учиться отличать его от других частей речи, получить представление о функции глаголов в речи.                                                                                                                                                              Метапредметные  (универсальные учебные действия):                                                                                                                                                                                   познавательные: освоение умения находить глаголы среди других частей речи, формировать умение использовать логические операции  сравнения, анализа, обобщения;
 регулятивные: высказывать предположение на основе работы с учебным материалом, работать по предложенному учителем плану, определять и  формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
 коммуникативные: осознавать, высказывать  и обосновывать  свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.                                                                                                                                                                                                            Оборудование: листы в широкую линию, образцы написания  соединений письменных букв, учебная презентация, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной работы  и  работы в парах,  листы оценивания.

Основные этапы организации учебной деятельности.

Содержание педагогического взаимодействия

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Организация начала урока.

Настрой учащихся на работу

(стихотворение, правильная посадка).

Подготовка класса к работе, проверка готовности к уроку, организация рабочего места, настрой.

Л: самоопределение;

Р: целеполагание.

Л: самоопределение к деятельности;

Р: целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Мотивирование к учебной деятельности.

Организация актуализации  требований к ученикам  со стороны учебной деятельности. Создание условий для  возникновения у учащихся  внутренней потребности  включения в учебную деятельность через введение игровой

ситуации.

Эмоциональный настрой на учебную деятельность, на сотрудничество с одноклассниками и учителем.

3.Актуализация знаний учащихся.

Организация актуализации знаний и умений учащихся (работа с кроссвордом, словарная работа)

Самостоятельная работа  по разгадыванию кроссворда, повторение написания  словарных слов, теоретических сведений об имени существительном.

Р: умение принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи;

П: формирование  мыслительных операций, умения извлекать необходимую информацию по заданию учителя.                                              К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументирования своего мнения в учебном диалоге.

2. Постановка  темы и учебной задачи урока.

Создание условий для формулирования учащимися  темы урока и учебной задачи.

Изучение предложенного материала, формулирование темы урока и учебной задачи.

Р:  умение прогнозировать предстоящую работу.                                                          П: целеполагание.

Л: самоопределение к деятельности;

3. Открытие  нового знания.

Создание условий для выделения учащимися глагола  как новой для них части речи, формулирования учениками нового правила  (работа со стихотворением Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог»).

Работа в парах по подбору подходящих по смыслу слов,  деление слов на группы, выведение правила о глаголе, сравнение с готовой  формулировкой, работа с правилом.

П:  умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;  умение на основе анализа объектов делать выводы; проводить

аналогии, сравнения, сопоставления.                                                                       К:  умение сотрудничать в совместном решении проблемы, работать в паре.                                       Л: восприятие речи учителя, одноклассников, сравнение и приятие разных точек зрения, высказывание собственного мнения.

Р: умение работать по предложенному учителем плану.

4. Деятельность обучающихся по освоению новых первичных знаний и выработке новых умений.

Организация  устной коллективной работы  с предложенными словами                     (именами  существительными  и глаголами), письменной самостоятельной работы  по записи составленных из слов предложений, выделению  и обозначению глаголов.

Участие в устной работе класса по анализу слов, выполнение самостоятельной письменной работы по записи предложений и обозначении глаголов  в них.

П: освоение  умения находить глаголы среди других частей речи.                                                        К: осознание, высказывание своей точки  зрения, вступление в учебное сотрудничество с одноклассниками.

Р: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи.

Л: формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

5. Контроль результатов.

Проведение  фронтального  опроса.

Совместный с учителем анализ выполненной работы.

П: умение на основании  анализа материала делать выводы.                                                   К: умение  оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.                        Л: проявлять осознание собственных достижений при освоении новой учебной темы.        Р: способность к самоконтролю и самопроверке.

6. Рефлексия.

Организация рефлексии.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, формулирование выводов по оценочным листам. Отмечают свое настроение в конце урока.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: выделение и осознание того, что усвоено, что подлежит усвоению.

Л: самооценка, личностный рост.

П: рефлексия



Предварительный просмотр:

Ф. И. ________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание  № 1.  Разгадайте  кроссворд.  

1

2

3

                     

4

5

6

1) Полоса  земли,  предназначенная  для  передвижения.                                                              2)  Школьная  комната  для  занятий.                                                                                                                   3)  То  же,  что и  «дети».                                                                                                                  4)  Крупный   населённый  пункт.                                                                                                          5)  Синоним  к  слову  «друг».                                                                                                                              6)  Два  ряда  домов  и  пространство  между  ними  для  прохода  и  проезда.      

Задание  № 2.  Прочитайте    стихотворение  Даниила   Хармса   «Очень-очень  вкусный пирог».  Вставьте   подходящие  по  смыслу  слова.   * Подготовьте   выразительное чтение  стихотворения.

Я  захотел  устроить  бал                                                                
И  я  гостей  к  себе    ___________________     .                                          идут
Купил муку, купил  творог,

Испёк   рассыпчатый   _________________   .                                              позвал
Пирог, ножи  и вилки тут –
Но  что –то  гости  не    __________________   .                                           пирог

Я  ждал,  пока  хватило  сил,

Потом  кусочек      __________________  .                                                    нашли

Потом  подвинул  стул  и  сел

И  весь  пирог  в  минуту   ______________   .                                              откусил
Когда  же  гости  подошли,

То  даже  крошек   не    ________________  .                                                съел

 

Задание  № 3.  Прочитайте.  К   какой  группе  относятся  слова  первого  и  второго столбика?  Объясните,  почему  вы  так  считаете?

        ветер                                                   плещут                                                                                                      

        волны                                                  дует                                                                                                      

        море                                                    летит                                                                                                            

        чайка                                                   шумит                                                                                                                          

        рыбы                                                   ныряет                                                                                                            

        дельфин                                              плывут      

Составьте   предложения,   установив   соответствие,  из  слов  первого  и  второго  столбика.                                                                                                                                                                     •  Запишите  полученные  предложения. Найдите  в  них  глаголы  и  укажите  над  ними часть  речи   (гл.).                                                                                                                                                              * Подчеркните  подлежащее  и  сказуемое  в  каждом  предложении.  

____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание  № 4.*  Разгадайте  загадки,  спишите.  В  скобках  с  большой  буквы  напишите  отгадки.  Над  каждым  словом  укажите  часть  речи  (сущ.  или   гл.).

 1. Прыгает, плавает, квакает. (  ___________________ )

 2. Плавает, летает, крякает. (  ___________________ )

 3. Шипит,  ползает,  извивается.   (  ___________________ )

 4. Царапается,  мурлычет,  мяукает.   ( ___________________  )

 5. Лает, служит, сторожит.   ( ___________________  )

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Домашнее  задание: 1. Выучить правило на стр. 68  учебника. 2. Выписать из любого текста 15  глаголов.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...