урок русского языка в 4 классе "Падежи имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Рамина Екатерина Евгеньевна

Тип урока: систематизация и повторение знаний.

Цель: формировать действия самоконтроля и взаимоконтроля, работать по алгоритму; знать алгоритм определения падежей; уметь отличать падежи по вопросам, вспомогательным словам, предлогам; использовать знания для решения практических задач; уметь составлять план по коррекции ошибок (вместе с учителем);

развивать внимание, логическое мышление, память;

воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_.docx31.15 КБ
Файл k_uroku_rus.yaz_.pptx992.7 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:   русский язык 4 класс

Тема   урока: Падежи имён существительных.

Тип урока: систематизация и повторение знаний.

Цель: формировать действия самоконтроля и взаимоконтроля, работать по алгоритму; знать алгоритм определения падежей; уметь отличать падежи по вопросам, вспомогательным словам, предлогам; использовать знания для решения практических задач; уметь составлять план по коррекции ошибок (вместе с учителем);

развивать внимание, логическое мышление, память;

воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умение

слушать и понимать речь других;

Регулятивные действия: целеполагание; самоконтроль; самооценка; коррекция; анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащихся  того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);

Познавательные действия: общеучебные, логические, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение структурировать знания;

Коммуникативные действия: умение вступать в диалог; выражать и оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс ФГОС «Школа России»

Этап урока

Действия учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1. Организационный

Приготовились к уроку. Проверили, всё ли у вас лежит на парте для работы: ручка, простой карандаш, тетрадь.

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.Актуализация знаний

Самоопределение к деятельности.

Выход на тему, цель, учебные задачи.

Внимательно послушайте «грамматические»  загадки, найдите на них ответ, и вы узнаете тему урока.

1) В английском языке их – 2, в венгерском – 22, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы.

2) Этот падеж дружит только с двумя предлогами.

3) У этого падежа нет своих вопросов. Один вопрос он попросил у именительного падежа, а другой вопрос – у родительного падежа.

4) Подлежащее всегда стоит в этом падеже.

Тема урока

Что вы знаете о падежах имён существительных?

Как определить падеж имени существительного?

падежи

дательный падеж

винительный падеж

именительный падеж

Падежи имён существительных

-имена существительные изменяются по падежам, - у каждого падежа есть свои вопросы, вспомогательные слова, предлоги

- знаем алгоритм определения падежей

1) задать вопрос

2) посмотреть на предлог

3) посмотреть, каким членом в предложении является

4) винительный или родительный падеж одушевлённого имени существительного мужского рода определяется по существительному «лиса»

Формируемые УУД:

Личностные: 

самоопределение;

формирование положительных мотивов учения; умение

слушать и понимать речь других

Познавательные:

общеучебные; логические;

Коммуникативные:

умение вступать в диалог; оформлять свои мысли в устной форме;  участвовать в коллективном обсуждении

3. Работа над темой

-Сегодня на уроке мы будем продолжать определять падеж у имен существительных

Орфографическая минутка( стр.124 Сборник диктантов и с.р.)

Под диктовку пишем словосочетания, определяем падеж у существительных

-повторить правописание знакомых нам орфограмм

- выявить умение определять падежи существительных

- показать свои знания

- выявить задания, в которых допускаем ошибки

- построить план по коррекции ошибок

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

4.Работа по учебнику

Выполняем стр.81 упр.137 -коллективно

Выполняют упражнение по заданию учебника

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;

Коммуникативные:

- владение монологической и диалогической формами речи.

5. Работа с интерактивной доской

-Вставьте пропущенные буквы. Определите падеж у существительных

Коллективное выполнение задания. Обсуждение, выводы

Выходят по одному к доске. Остальные записывают в тетрадь.

Объясняют написания слов, делают выводы.

Личностные: 

самоопределение;

формирование положительных мотивов учения; умение

слушать и понимать речь других

Познавательные:

общеучебные; логические;

Коммуникативные:

умение вступать в диалог; оформлять свои мысли в устной форме;  участвовать в коллективном обсуждении

6.Физминутка

Буратино потянулся,

Вправо – влево  повернулся,

Вниз – вверх  посмотрел

И на место тихо сел.

Выполняют движения

7. Самостоятельная работа

-Возьмите из конверта листочки. Определите падеж у существительных

Выполняют самостоятельно задания на карточке

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6.Взаимопроверка в парах по выработанным критериям.

 Проводит инструктаж учащихся. Организует  взаимопроверку.

-Возьмите в руки простой карандаш, поменяйтесь работами с соседом по парте.

 

-Поднимите руку, кто выполнил все задания на «5». Вы сегодня, молодцы!

-Поднимите руку, кто выполнил все задания на «4».

-Поднимите руку, кто выполнил все задания на «3».

-Поднимите руку, кто не справился с работой.

(на доске в таблице отмечаю, сколько человек справились с заданием правильно)

Так по каждому заданию.

на доске таблица:

отметка

в классе

справились

«5»

28

«4»

28

«3»

28

28

Проверяют выполненное задание у товарища, ставят оценку.

Коммуникативные:

  распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

7. Мультимедийная презентация .Тренажер

Тренажер. Определение падежей имен существительных

По одному выходят к доске.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Регулятивные: анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащихся  того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

8.Подведение итогов.

 -Как часть слова изменяется при склонении имен существительных?

-Сколько в русском языке падежей? Назови их.

-В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы  Кого? Что?

Отвечают на вопросы

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем.

9. Этап разъяснения домашнего задания.

Упр.139  стр. 83,стр.82-повторить падежи и вопросы

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог;

10.Заключительный этап и рефлексия.

КОД (контрольно-оценночная деятельность)

-Урок окончен. Всем спасибо. Работали все хорошо.

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроке русского языка.

Объявление детям оценок за работу на уроке

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Приложение 1

_________________________________

Определите падежи имён существительных:

Без тряпки ( _____ п.)

У молока  ( _____ п.)

К  селёдке  ( _____ п.)

Для звезды ( _____ п.)

К  речке ( _____ п.)

Для бабушки ( _____ п.)

Над  кастрюлей ( _____ п.)

За  собаку  ( _____ п.)

К  дереву  ( _____ п.)

Для  подруги  ( _____ п.)

От   магазина  ( _____ п.)

Перед  встречей ( _____ п.)

В  озере  ( _____ п.)

По книге  ( _____ п.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

с мелом Т.п. П.п. Подумай! Д.п. Р.п. Определите падежи имен существительных. В.п.

Слайд 3

в башне П.п. Т.п. Подумай! Д.п. Р.п. Определите падежи имен существительных. В.п.

Слайд 4

про машину В.п. Т.п. Подумай! Д.п. Р.п. Определите падежи имен существительных. П.п.

Слайд 5

для кружки Подумай! Д.п. В.п. Определите падежи имен существительных. П.п. Р.п. Т.п.

Слайд 6

КОНЕЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Обобщение о имени существительном. Путешествие в Частиреченск."

Обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости...

Урок русского языка " Обобщение об именах существительных"

Обобщение  и  систематизация  знаний   об   имени   существительном;Развитие умений распознавать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые; мужс...

Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс

Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ  СОШ № 80  Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация к уроку...

Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс

Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуального развития" Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация ...

урок русского языка. 3 склонения имен существительных.

Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый  материал  по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...

Урок русского языка.Тема "Род имен существительных"- открытие новых знаний

Познакомить с приемами определения рода имен существительных....

Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...