Урок русского языка.Тема "Род имен существительных"- открытие новых знаний
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Медведева Валентина Сергеевна

Познакомить с приемами определения рода имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок открытия новых знаний.

Тема: »Род имен существительных»

Цель; познакомить с приемами  определения  рода  имен  существительных

Задачи - образовательные -развивать   умения  и  навыки  устной  речи, монологической  и  диалогической  на основе  изученного  материала,  дать представление об  определении  рода  имени  существительного.

-развивающие  - содействовать  развитию  умения  определять  род.

-воспитательный  - развивать  умение  организовать,  планировать  работу  в парах, организовать  рефлексию  самостоятельной  деятельности,  содействовать    развитию  мотивации  к  самовоспитанию , личностной  самореализации.

Тип  урока: Структура  урока  введения  нового знания  по  технологии  деятельностного  метода.

Формы работы: парная,  групповая,  индивидуальная ,  фронтальная.

Техническое  оборудование: компьютер,  дидактический   материал, наглядность для рефлексии.

1.Орг. момент.

-Добрый  день, ребята .Пусть оно  действительно  будет  добрым. И разбудит в каждом  из нас лучшие  чувства - желание  слышать  понимать  и поддерживать  друг друга.

-К  нам сегодня  пришли  гости , давайте  поприветствуем  их.

Если  хмурится  с  утра

Нам  поможет  доброта

Встаньте  дети,  подтянитесь,

И  друг  другу  улыбнитесь.

-А теперь  повернитесь, улыбнитесь  всем ,кто находится  с нами.

-Урок  русского  языка.

2.МИНУТКА  ЧИСТОПИСАНИЯ.

-Зачем   мы на  каждом  уроке  отрабатываем  написание  букв?  (для  того ,чтобы  красиво ,правильно  писать.)

Сегодня  на минутке  чистописания  мы  будем  писать  букву ,которая  обозначает  гласный  звук ,есть  во всех данных словах (енот ,ездок ,петух ,метро) и  может  разделить  их  на 2  группы.

Какая  это  буква?

(Это  буква  (е), она имеется  во  всех  данных  словах. Но  в словах(  енот,  ездок)  она  обозначает  2 звука. Это  первая  группа. А (  петух и  метро  )-звук (э).Это 2  группа.

3.Словарно-орфографическая  работа.

Перед  вами  карточки  со  словами .

Работаем  по цепочке  с комментированием  устно. (дети объясняют  орфограммы)

(Большой, мягкий ,береза ,варить ,волнистый ,низкий ,ветер ,дворовый, зеленый, Россия,  звонить  почтовый, удивиться,  пальто, низкий, солью, заяц, местный , молоко, объехал)

Найдите  среди  этих  слов имена  существительные и  запишите  в тетрадь.

(береза,  Россия, ветер, пальто, заяц, молоко) ,поставьте  ударение.

Какие  это слова? (словарные - нельзя  проверить, надо  запомнить.)

-Какой  части  речи  относятся  эти  слова? (эти  слова  являются  именами  существительными.)

- Что  такое  имя  существительное?

Давайте  заглянем  внутрь  имени  существительного.

-Что  мы  знаем  уже  об  этой  части  речи.

-Что  такое  имя  существительное? (часть  речи)

-Что  обозначает? (предмет ,явления   природы ,события)

-Отвечает  на  вопросы?(кто?  Что?)

-Какие  признаки  мы знаем?

(бывают  одушевленные  и неодушевленные, собственные  и нарицательные, изменяются  по числам)

-Что  у  нас  получилось: Существительное - часть  речи – предмет - кто? что? - одушевленные,  неодушевленные,-  собственные,  нарицательные,-изменяются  по  числам.

-А  теперь  ребята  поработаем  по  рядам.  Ваша  задача  нужно  выбрать  из  записанных  слов  одно  слово  которое  подходит к   вашей   схеме.

1 ряд.(сущ.,  неодуш. ,собств. ,ед.ч.)      2 ряд.(сущ., одуш..нариц.,ед. ч.)      3 ряд.(сущ.. неодуш.,  нариц.,ед.ч.).

4.Постановка  проблемы.

-Ребята, вы  много  знаете  о грамматических  признаках  имен  существительных, умеете  их  различать и  это  вы  доказали  своими  знаниями. Но  то  что  мы  знаем  об  имени существительном , это  еще  не  все. Сегодня  мы  узнаем  еще  об  одном  грамматическом  признаке  существительного. Желаете  ли вы  знать?  Тогда  исследуйте  все  записанные  слова  в  тетради  с другой  стороны.

(Проблема)  Сможете  ли  вы разделить   эти  слова  на  3  группы  по  определенному  признаку.

Вам  помогут  слова-помощники.

(ОН-  ОНА – ОНО)  (записывают  на отдельных  листочках, которые  лежат  на столах)

-По  каким  признакам  разделили  слова?

-Почему  вы  слова (ветер ,заяц)  отнесли  к  первой  группе? (-подставлял  слово  помощник -ОН-МОЙ). Это  существительные  мужского  рода)

-Что  можете  сказать  про  слова  второй  группы? (подставляли  слова  ОНА-МОЯ ). Это  существительные   женского  рода.

-Что  можете  сказать  про  слова  третьей  группы? (подставляли  слова-помощники  ОНО-МОЕ). Это  существительные  среднего  рода.

-Ребята,  а  может  кто-то  догадался  как   называется  такое  деление  слов?

(ответы  детей)

-Мы  распределили  с лова  по  родам.

Имя  существительные  : женского рода,  мужского  рода,  среднего  рода. Чтобы  писать ,говорить  грамотно  и  красиво  мы  должны  знать  род  имен  существительных.

5.Самоопределение  темы  урока.

-Ребята ,кто  может  сказать, кто  догадался,  какой  будет  тема  сегодняшнего  урока?

-Род  имен  существительных.

-Как  вы  понимаете  слово  род? (это  семья, родня)

-Какую  цель  можно  поставит  на  уроке?

(научиться  различать  род  имен  существительных)

-Проверим  правильность  наших  предположений  . Откройте  учебник   и  прочитайте  правило  на  странице  19.(правило  читают  3  ученика)

Закройте  учебник  и расскажите  правило  соседу  по  парте.

-А  теперь  давайте  определим ,каждый шаг  определения  имени  существительного.

-Читаю  слово-это  существительное.  

-Подставляю  слово-помощник

-Он –мой -это   мужской  род

-Она –моя -это  женский  род.

-Оно-  моё- это  средний  род.

И  на  письме  род  имён  существительных  будем  обозначать  так(м.р.,ж.р.,ср.р.)

6.Первичное  закрепление.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

-А  теперь  проведем  физкультминутку.   Упражнения  будут  направленные  на  развитие  вашего  внимания.

-Я  буду называть  имена  существительные.

-Если  это  имя  существительное  мужского  рода -надо  хлопнуть  ладоши.

-Если  имя  существительное  женского  рода- развести  руками.

-Если  имя существительное  среднего  рода  - руки  к  плечам.

(повтор  детьми, какие  упражнения нужно  сделать).Будьте  внимательны.

(дождь, трава, небо ,пенал , девочка, солнце, стол, парта, окно.). Молоды. Садитесь.

7 .Работа  по теме  урока.    (карочки  на  каждого  ученика)

1 задание .«Проверь  слова, вычеркни  лишнее»

Перед  вами  у  каждого  лежат  карточки. Ваша  задача  проверить  слова, и вычеркнуть  лишнее  из  каждого  столбика. (Взаимопроверка).----(всё  правильно  ставим( +), нашли  ошибку ( -).

-Объясняем,  рассуждаем, проверяем.

2 задание.  Анализ  текста.(проведём  парную  работу)

Текст  (у каждого  на парте)-

-        Наступает  зимняя  ночь. Спит  село. Только  в  школе  горит  свет. Это  не  спит  наш  учитель.

-Прочитайте  текст  про  себя. А  теперь  вслух.

Каким  словом  можно  назвать прочитанные  предложения? (ТЕКСТ)

-Докажите, что  это  текст?

( Текст  состоит  из  предложений  связанных  между  собой  по  смыслу)

-Из   скольки    предложений   состоит  этот  текст?

-Как  вы  это  определили? (каждое  предложение  имеет  законченную  мысль)

-С  какой  частью  речи  мы  работаем  на  уроке? (с  именем  существительным)

-А  в  тексте  есть  имена  существительные? (да)

-Поработайте  в паре.

-Выпишите  из  текста   в  тетрадь  имена  существительные.

-Сколько  слов  нашла  каждая  пара? (проверка)-

Придумайте  задание  к  этим  словам . (разделить  слова  по  родам).

-Осталось  его  выполнить. (берём   карточку  заполняем)-(карточки  на  каждого  ученика.)

-Давайте  проверим, что  у  нас  получилось.

3.задание(дополнительно) –по  рядам.

-Скажите  ребята, какое  время  года  сейчас   идет? (зима). Правда,  жаль  что это  замечательное  время  года   уже   подходит  к  концу. Вы  наверняка  все  любите  зимние  забавы: катание  с  горки,  игру  в  снежки ,любите  лепить  снеговика.

-Сейчас  поработаем  по  вариантам.

1 ряд..- Придумает  слова  на  тему  «Зима»( мужского  рода)., 2 ряд (женского рода).,3 ряд(среднего рода). Запишите  в тетрадь.

-Итак, какие  слова  мужского  рода  придумали ребята  1 ряда? (снег, мороз, снеговик, ветер ,иней, сугроб, лёд ,снегопад ,холод, праздник).

-Второго  ряда (метель,варежка,перчатка,оттепель,сосулька,зима,горка,шапка,вьюга,снежинка.)

-Третьего ряда (солнце, небо, облако, веселье ,волшебство)

-А  теперь   объясните  как вы рассуждали  при  выборе слов .(горка- сущ.,  она -моя, ж.р.,) ( сугроб -сущ..  он- мой, ж.р., ) (небо- суш.. оно- моё,ср.р.)

-С одним  из  слов  придумайте  предложение  и  запишите  в  тетрадь.

Подчеркните  грамматическую  основу, определите  части речи.

Итог.

-Что  нового  узнали о  существительном?( существительное  имеет род)

-Какую  цель  ставили  на  уроке?(научиться  определять  род  имен  существительных)

-Достигли  ли  вы цели?  Как  доказать?(научилась  рапределять  имена  существительные  по  родам)

-Покажите  смайлики  ,как  вы оценили  свою  работу  на  уроке.

У  кого  не  получалось так, как хотелось  бы?

-Чья  работа  на уроке  вам  понравилась?

-Покажите  в  целом  как  работал  класс.

РЕФЛЕКСИЯ.

-Я  хочу  угостить  вас  фруктами. Мальчики  возьмите  фрукты  мужского  рода.(выходят  к  доске  по  очереди, называют  слова -ОН-МОЙ, берут   соответствующий   фрукт), девочки  возьмите  фрукты  женского  рода, называют  слова-ОНА-МОЯ), А  фрукты  какого  рода  достанутся  нашим  гостям(  хором-среднего  рода)

-Домашнее  задание.Упр.404.стр.19.(выучить  правило).  –Спасибо за урок.

Словарно- орфографическая  работа.

Б…льшой  , мя…кий,   б...рёза,   в…рить,   в...лнистый,   ни…кий,   вет…р ,  дв...ровый,   з…лёный,   Р…ссия,  зв…нить,  п…чтовый,  уд…виться,   п...льто,   ни...кий   сол...ю   за…ц,  мес?ный,  м…л…ко , об…ехал.

Словарно- орфографическая  работа.

Б…льшой  , мя…кий,   б...рёза,   в…рить,   в...лнистый,   ни…кий,   вет…р ,  дв...ровый,   з…лёный,   Р…ссия,  зв…нить,  п…чтовый,  уд…виться,   п...льто,   ни...кий   сол...ю   за…ц,  мес?ный,  м…л…ко , об…ехал.

Словарно- орфографическая  работа.

Б…льшой  , мя…кий,   б...рёза,   в…рить,   в...лнистый,   ни…кий,   вет…р ,  дв...ровый,   з…лёный,   Р…ссия,  зв…нить,  п…чтовый,  уд…виться,   п...льто,   ни...кий   сол...ю   за…ц,  мес?ный,  м…л…ко , об…ехал.

Словарно- орфографическая  работа.

Б…льшой  , мя…кий,   б...рёза,   в…рить,   в...лнистый,   ни…кий,   вет…р ,  дв...ровый,   з…лёный,   Р…ссия,  зв…нить,  п…чтовый,  уд…виться,   п...льто,   ни...кий   сол...ю   за…ц,  мес?ный,  м…л…ко , об…ехал.

Словарно- орфографическая  работа.

Б…льшой  , мя…кий,   б...рёза,   в…рить,   в...лнистый,   ни…кий,   вет…р ,  дв...ровый,   з…лёный,   Р…ссия,  зв…нить,  п…чтовый,  уд…виться,   п...льто,   ни...кий   сол...ю   за…ц,  мес?ный,  м…л…ко , об…ехал.

Словарно- орфографическая  работа.

Б…льшой  , мя…кий,   б...рёза,   в…рить,   в...лнистый,   ни…кий,   вет…р ,  дв...ровый,   з…лёный,   Р…ссия,  зв…нить,  п…чтовый,  уд…виться,   п...льто,   ни...кий   сол...ю   за…ц,  мес?ный,  м…л…ко , об…ехал.

ЧАСТЬ  РЕЧИ

ПРЕДМЕТ

КТО?  ЧТО?

ОДУШЕВЛЁННЫЕ

НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ

СОБСТВЕННЫЕ

НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ

ИЗМЕНЯЮТСЯ  ПО ЧИСЛАМ

СУЩ.,  НЕОДУШ., СОБСТВ. ,ЕД.Ч.

СУЩ., ОДУШ. ,НАРИЦ., ЕД.Ч.

СУЩ., НЕОДУШ. ,НАРИЦ.,  ЕД.Ч.

ОН                                          ОНА                                            ОНО

ОН                                          ОНА                                            ОНО

ОН                                          ОНА                                            ОНО

ОН                                          ОНА                                            ОНО

ОН                                          ОНА                                            ОНО

Дождь

Трава

Небо

Пенал

Девочка

Солнце

Стол

Парта

Окно

Наступает  зимняя  ночь. Спит  село.  Только  в  школе  горит  свет. Это  не  спит  учитель.

Наступает  зимняя  ночь. Спит  село.  Только  в  школе  горит  свет. Это  не  спит  учитель.

Наступает  зимняя  ночь. Спит  село.  Только  в  школе  горит  свет. Это  не  спит  учитель.

Наступает  зимняя  ночь. Спит  село.  Только  в  школе  горит  свет. Это  не  спит  учитель.

Наступает  зимняя  ночь. Спит  село.  Только  в  школе  горит  свет. Это  не  спит  учитель.

Наступает  зимняя  ночь. Спит  село.  Только  в  школе  горит  свет. Это  не  спит  учитель.

Наступает  зимняя  ночь. Спит  село.  Только  в  школе  горит  свет. Это  не  спит  учитель.

Наступает  зимняя  ночь. Спит  село.  Только  в  школе  горит  свет. Это  не  спит  учитель.

Наступает  зимняя  ночь. Спит  село.  Только  в  школе  горит  свет. Это  не  спит  учитель.

Наступает  зимняя  ночь. Спит  село.  Только  в  школе  горит  свет. Это  не  спит  учитель.

М. р                                                           ж. р.                                        Ср. р.

М. р                                                           ж. р.                                        Ср. р.

М. р                                                           ж. р.                                        Ср. р.

М. р                                                           ж. р.                                        Ср. р.

М. р                                                           ж. р.                                        Ср. р.

М.р.                                       Ж.р.                                                 Ср.р                                                                  

кустик                                 молоко                                             озеро

небо        утка                                                  ведро

пальто        корова                                              молоток

конь        парта                                                 солнце

М.р.                                       Ж.р.                                                 Ср.р                                                                  

кустик                                 молоко                                             озеро

небо        утка                                                  ведро

пальто        корова                                              молоток

конь        парта                                                 солнце

М.р.                                       Ж.р.                                                 Ср.р                                                                  

кустик                                 молоко                                             озеро

небо        утка                                                  ведро

пальто        корова                                              молоток

конь        парта                                                 солнце

М.р.                                       Ж.р.                                                 Ср.р                                                                  

кустик                                 молоко                                             озеро

небо        утка                                                  ведро

пальто        корова                                              молоток

конь        парта                                                 солнце


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"

Урок русского языка, в рамках которого обобщаются знания учащихся об особенностях падежей; формируются навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении....

Урок русского языка.Склонение имен существительных.

Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....

Урок русского языка "Склонения имен существительных"

Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....

Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....

Урок русского языка. 2 класс. ОНЗ (Открытие нового знания).

Знакомство учащися 2 класса с понятием "имена существительные", учить использовать в речи специальную терминологию при определении части речи....