Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка, в рамках которого обобщаются знания учащихся об особенностях падежей; формируются навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ ( обобщение )

Цели: обобщить знания учащихся об особенностях падежей; формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении.

Ход урока:

  1. Минутка чистописания. На доске написаны слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето.

У. Прочитайте написанные на доске слова.

Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая это буква? В каком слове находится?

Д. Сегодня мы будем писать букву ф. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук [ф], встречающийся в данных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан.

У. Согласную ф мы напишем с двумя гласными. Первую гласную букву вы найдете в приставке имени прилагательного. Какая это буква?

Д. Это буква о. Она находится в приставке от- прилагательного отбойный.

У. Вторая буква является безударной гласной в корне глагола. Какая это буква?

Д. Это буква е. Она является безударной гласной в корне -вез-глагола привезти.

У. Определите порядок следования букв в этом ряду:

фое фоое фооее фоооее фоооеее ...

Д. В этом ряду написаны строчные буквы ф, о, е. В каждой ячейке имеется по одной букве ф. Количество гласных по очереди увеличивается на одну.

У- Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца

  1. Словарно-орфографическая работа

У. Слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы, составите самостоятельно. Для этого соедините первые слоги имен существительных, использованных на минутке чистописания, в следующем порядке: существительное женского рода, существительное среднего рода, существительное мужского рода. Какое это слово?

Д. Это слово телефон.

У. Подберите родовое понятие к слову телефон.

Д. Телефон — это аппарат.

У. В каких целях он используется людьми?

Д. Телефон используется для разговора людей на расстоянии.

У. Скажите полностью, что такое телефон?

Д. Телефон — это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии.

У. Многие специалисты предпринимали попытку сделать устройство для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому ученому Александру Беллу. В 1876 году он изобрел первый телефон для практического использования. Найдите слово телефон в орфографическом словаре, напишите его, поставьте ударение. Какую особенность его написания можете отметить?

Д. В слове телефон две непроверяемые безударные гласные е.

У. Подчеркните их. Запомните написание слова телефон.

Составьте предложение, в которое вошли бы одновременно три слова: телефон, телевизор, человек.

Д. Человек изобрел телефон и телевизор.

  1. Сообщение темы и цели урока

У. Назовите имеющиеся в данных предложениях имена существительные.

У. Почему вы считаете, что это имена существительные?

Д. Эти слова отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предметы.

У. Постарайтесь определить тему урока.

Д. Тема урока будет связана с именем существительным.

  1. Повторение пройденного

У. Что называется именем существительным?

Как изменяются имена существительные? Докажите.

Что такое склонение? Какие падежи имеются в русском языке? На какие вопросы отвечает каждый падеж?

Просклоняйте слова телефон, телевизор, выделите окончания.

Физкультминутка

У. Если я назову существительное, которое отвечает на вопрос кто?, приседают девочки. Если произнесу существительное, отвечающее на вопрос что?, приседают мальчики. Девочки попытаются сосчитать количество существительных, отвечающих на вопрос кто?, мальчики — на вопрос что?

Огонь, рысь, малыш, гараж, еж, кувшинка, тишина, чайка, снежинка, синица, окунь, задача, жизнь.

  1. Закрепление

Упражнение 1

Соотнесите с помощью стрелок названия падежей с вопросами к ним.

Карточка № 1

Упражнение1

Карточка №2

Прочитайте предложения. Напишите их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.

С листом связано здоровье растения.

По ним в лист поступают вода и питательные вещества.

Лист под ветром не ломается.

Жилки придают листу прочность.

У листа гибкая ножка.

Упражнение 3

Карточка №3

Прочитайте. Напишите словосочетания, исключив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

Гуляли в роще, приблизились к ч...ремухе, находился в лодке;

тетрадь без обло...ки, гн...здо без насе...ки, всадник на лошади;

ж...л в г...роде, полз по ...дежде, подош...л к ферме; срубили б...резу, выпил ч...ю, л...жал на печке.

  1. Итог урока

Какие задания вы выполняли сегодня на уроке?

Чему учились выполняя данные задания?

Как определить падеж имени существительного?

Назовите падежи и вопросы.

  1. Оценки.
  2. Домашнее задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Предложный падеж».

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Предложный падеж»....

Конспект урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж" УМК "Перспектива"

Цель: расширение знаний об именах существительных; формирование умения находить в предложении имена существительные в родительном падеже; формирование умения верно употреблять окончания существительны...

Конспект по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" . Тема " Падеж имен существительных. Дательный падеж"

Цели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, предлоги.Планируемые результаты:Предметные:Знать: как распознавать имя существ...