Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка, в рамках которого обобщаются знания учащихся об особенностях падежей; формируются навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ ( обобщение )

Цели: обобщить знания учащихся об особенностях падежей; формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении.

Ход урока:

  1. Минутка чистописания. На доске написаны слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето.

У. Прочитайте написанные на доске слова.

Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая это буква? В каком слове находится?

Д. Сегодня мы будем писать букву ф. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук [ф], встречающийся в данных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан.

У. Согласную ф мы напишем с двумя гласными. Первую гласную букву вы найдете в приставке имени прилагательного. Какая это буква?

Д. Это буква о. Она находится в приставке от- прилагательного отбойный.

У. Вторая буква является безударной гласной в корне глагола. Какая это буква?

Д. Это буква е. Она является безударной гласной в корне -вез-глагола привезти.

У. Определите порядок следования букв в этом ряду:

фое фоое фооее фоооее фоооеее ...

Д. В этом ряду написаны строчные буквы ф, о, е. В каждой ячейке имеется по одной букве ф. Количество гласных по очереди увеличивается на одну.

У- Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца

  1. Словарно-орфографическая работа

У. Слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы, составите самостоятельно. Для этого соедините первые слоги имен существительных, использованных на минутке чистописания, в следующем порядке: существительное женского рода, существительное среднего рода, существительное мужского рода. Какое это слово?

Д. Это слово телефон.

У. Подберите родовое понятие к слову телефон.

Д. Телефон — это аппарат.

У. В каких целях он используется людьми?

Д. Телефон используется для разговора людей на расстоянии.

У. Скажите полностью, что такое телефон?

Д. Телефон — это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии.

У. Многие специалисты предпринимали попытку сделать устройство для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому ученому Александру Беллу. В 1876 году он изобрел первый телефон для практического использования. Найдите слово телефон в орфографическом словаре, напишите его, поставьте ударение. Какую особенность его написания можете отметить?

Д. В слове телефон две непроверяемые безударные гласные е.

У. Подчеркните их. Запомните написание слова телефон.

Составьте предложение, в которое вошли бы одновременно три слова: телефон, телевизор, человек.

Д. Человек изобрел телефон и телевизор.

  1. Сообщение темы и цели урока

У. Назовите имеющиеся в данных предложениях имена существительные.

У. Почему вы считаете, что это имена существительные?

Д. Эти слова отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предметы.

У. Постарайтесь определить тему урока.

Д. Тема урока будет связана с именем существительным.

  1. Повторение пройденного

У. Что называется именем существительным?

Как изменяются имена существительные? Докажите.

Что такое склонение? Какие падежи имеются в русском языке? На какие вопросы отвечает каждый падеж?

Просклоняйте слова телефон, телевизор, выделите окончания.

Физкультминутка

У. Если я назову существительное, которое отвечает на вопрос кто?, приседают девочки. Если произнесу существительное, отвечающее на вопрос что?, приседают мальчики. Девочки попытаются сосчитать количество существительных, отвечающих на вопрос кто?, мальчики — на вопрос что?

Огонь, рысь, малыш, гараж, еж, кувшинка, тишина, чайка, снежинка, синица, окунь, задача, жизнь.

  1. Закрепление

Упражнение 1

Соотнесите с помощью стрелок названия падежей с вопросами к ним.

Карточка № 1

Упражнение1

Карточка №2

Прочитайте предложения. Напишите их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.

С листом связано здоровье растения.

По ним в лист поступают вода и питательные вещества.

Лист под ветром не ломается.

Жилки придают листу прочность.

У листа гибкая ножка.

Упражнение 3

Карточка №3

Прочитайте. Напишите словосочетания, исключив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

Гуляли в роще, приблизились к ч...ремухе, находился в лодке;

тетрадь без обло...ки, гн...здо без насе...ки, всадник на лошади;

ж...л в г...роде, полз по ...дежде, подош...л к ферме; срубили б...резу, выпил ч...ю, л...жал на печке.

  1. Итог урока

Какие задания вы выполняли сегодня на уроке?

Чему учились выполняя данные задания?

Как определить падеж имени существительного?

Назовите падежи и вопросы.

  1. Оценки.
  2. Домашнее задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Предложный падеж».

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Предложный падеж»....

Конспект по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" . Тема " Падеж имен существительных. Дательный падеж"

Цели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, предлоги.Планируемые результаты:Предметные:Знать: как распознавать имя существ...

Открытый урок по русскому языку на тему: «Падежи имен существительных. Именительный падеж».

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.Задачи урока:развивать умение определять падеж по вопросу и вспомог...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное. Склонение имени существительного по падежам" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний падежей имени существительного, изменение слов по падежам (склонение).Задачи урока: Дидактические:1. Обобщить и систематизировать...