Главные вкладки

    Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

    Урок русского языка, в рамках которого обобщаются знания учащихся об особенностях падежей; формируются навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕМА УРОКА: ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ ( обобщение )

    Цели: обобщить знания учащихся об особенностях падежей; формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении.

    Ход урока:

    1. Минутка чистописания. На доске написаны слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето.

    У. Прочитайте написанные на доске слова.

    Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая это буква? В каком слове находится?

    Д. Сегодня мы будем писать букву ф. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук [ф], встречающийся в данных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан.

    У. Согласную ф мы напишем с двумя гласными. Первую гласную букву вы найдете в приставке имени прилагательного. Какая это буква?

    Д. Это буква о. Она находится в приставке от- прилагательного отбойный.

    У. Вторая буква является безударной гласной в корне глагола. Какая это буква?

    Д. Это буква е. Она является безударной гласной в корне -вез-глагола привезти.

    У. Определите порядок следования букв в этом ряду:

    фое фоое фооее фоооее фоооеее ...

    Д. В этом ряду написаны строчные буквы ф, о, е. В каждой ячейке имеется по одной букве ф. Количество гласных по очереди увеличивается на одну.

    У- Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца

    1. Словарно-орфографическая работа

    У. Слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы, составите самостоятельно. Для этого соедините первые слоги имен существительных, использованных на минутке чистописания, в следующем порядке: существительное женского рода, существительное среднего рода, существительное мужского рода. Какое это слово?

    Д. Это слово телефон.

    У. Подберите родовое понятие к слову телефон.

    Д. Телефон — это аппарат.

    У. В каких целях он используется людьми?

    Д. Телефон используется для разговора людей на расстоянии.

    У. Скажите полностью, что такое телефон?

    Д. Телефон — это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии.

    У. Многие специалисты предпринимали попытку сделать устройство для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому ученому Александру Беллу. В 1876 году он изобрел первый телефон для практического использования. Найдите слово телефон в орфографическом словаре, напишите его, поставьте ударение. Какую особенность его написания можете отметить?

    Д. В слове телефон две непроверяемые безударные гласные е.

    У. Подчеркните их. Запомните написание слова телефон.

    Составьте предложение, в которое вошли бы одновременно три слова: телефон, телевизор, человек.

    Д. Человек изобрел телефон и телевизор.

    1. Сообщение темы и цели урока

    У. Назовите имеющиеся в данных предложениях имена существительные.

    У. Почему вы считаете, что это имена существительные?

    Д. Эти слова отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предметы.

    У. Постарайтесь определить тему урока.

    Д. Тема урока будет связана с именем существительным.

    1. Повторение пройденного

    У. Что называется именем существительным?

    Как изменяются имена существительные? Докажите.

    Что такое склонение? Какие падежи имеются в русском языке? На какие вопросы отвечает каждый падеж?

    Просклоняйте слова телефон, телевизор, выделите окончания.

    Физкультминутка

    У. Если я назову существительное, которое отвечает на вопрос кто?, приседают девочки. Если произнесу существительное, отвечающее на вопрос что?, приседают мальчики. Девочки попытаются сосчитать количество существительных, отвечающих на вопрос кто?, мальчики — на вопрос что?

    Огонь, рысь, малыш, гараж, еж, кувшинка, тишина, чайка, снежинка, синица, окунь, задача, жизнь.

    1. Закрепление

    Упражнение 1

    Соотнесите с помощью стрелок названия падежей с вопросами к ним.

    Карточка № 1

    Упражнение1

    Карточка №2

    Прочитайте предложения. Напишите их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.

    С листом связано здоровье растения.

    По ним в лист поступают вода и питательные вещества.

    Лист под ветром не ломается.

    Жилки придают листу прочность.

    У листа гибкая ножка.

    Упражнение 3

    Карточка №3

    Прочитайте. Напишите словосочетания, исключив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

    Гуляли в роще, приблизились к ч...ремухе, находился в лодке;

    тетрадь без обло...ки, гн...здо без насе...ки, всадник на лошади;

    ж...л в г...роде, полз по ...дежде, подош...л к ферме; срубили б...резу, выпил ч...ю, л...жал на печке.

    1. Итог урока

    Какие задания вы выполняли сегодня на уроке?

    Чему учились выполняя данные задания?

    Как определить падеж имени существительного?

    Назовите падежи и вопросы.

    1. Оценки.
    2. Домашнее задание

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

    Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

    Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

    Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

    Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

    Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

    разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"

    Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...