Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (Развивающее обучение системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, учебник В.В. Репкина)
    план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (Развивающее обучение системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, учебник В.В. Репкина)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Редька Татьяна Ивановна

    МАОУ СОШ №7

    г. Когалыма ХМАО-Югры

    Учитель начальных классов

    Технологическая карта урока русского языка
    во 2 классе.
    (Развивающее обучение системы  Б.Д. Эльконина – В.В. Давыдова,
     учебник В. В. Репкина)

    Разработала: Редька Т.И.

    Тема

    Понятие о родственных словах.

    Цель темы

    • сформировать понятие о родственных словах как о словах, связанных словообразовательными отношениями;
    • дать понятие о корне как общей части основ родственных слов.

    Планируемый результат

      Познакомиться с понятиями родственные (однокоренные) слова.

    Научиться  распознавать  родственные  слова.
    Знать способы    нахождения родственных  слов, способы различения.
    Развивать   интерес  к  предмету,  развивать речь .  

    Основные понятия

    Родственные , однокоренные слова, корень слова.

    Межпредметные связи

    Литературное чтение .

    Ресурсы:

    - основные

    - дополнительные

    • Учебник,тетрадь.
    • Презентация.

    Организация пространства

    Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

     

    Технология проведения

    Деятельность

    ученика

    Деятельность

    учителя

    Обучающие и развивающие задания каждого этапа

    Диагностирующие задания каждого этапа

    I этап.  Организационный момент.

    Цель – активизация учащихся. Развитие логического мышления.

    Формулировать ответы на вопросы.

    Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.

     Настраивать детей на работу. 

    I этап.  Организационный момент. 

    Долгожданный дан звонок

    Начинается урок.

    Сяду прямо, не согнусь,

    За работу я примусь.

    I этап.  Организационный момент.

    -Проверьте, все ли необходимые принадлежности к уроку у вас есть?- От чего зависит наша работоспособность?

    Коммуникативные УУД

    Личностные УУД

    II этап. Минутка чистописания.

    Формулировать ответы на вопросы.

    Прописывание соединений букв.

    Организовать работу.

    II этап. Минутка чистописания.

    На доске: р-ка, п-ро, ст-кло, р-бро.

    Вопрос учителя: Какой орфограммой объединены эти слова? (Гласный в слабой позиции, проверяется приведением к сильной позиции)

    Проверка орфограмм, вывод: во всех словах пропущена буква е.

    Учитель. Какую работу выполняет эта буква? (Обозначает звук [э] после мягкого согласного, обозначает сочетание звуков [й'э]/

    Сегодня будем писать букву Е заглавную в соединении со строчной. С какой заглавной буквой можно перепутать Е? (с З) Что поможет избежать этого? (строчная е – в какую сторону пишется строчная, в такую же и заглавная)

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД.

    III этап. Актуализация знаний.

    Цель – вспомнить способ проверки орфограмм слабой позиции, выды изменений разных частей речи.

    Ответить на вопросы

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    Организовать фронтальную работу

    2. Актуализация опорных знаний.

    Фронтальный опрос.

    Мы научились проверять орфограммы слабых позиций приведением к сильной путем изменения слов.

    Как можно изменять слова? (Названия предметов - по числу, падежу, признаков - по числу, роду, падежу, действий  - по времени, лицу, роду)

    Чем отличается одно изменение от другого? (Только окончанием)

    Личностные УУД

    IV этап.  Самоопределение к деятельности.

     – Поставить проблему перед детьми, подвести их к раскрытию темы урока.

    Участвовать в работе  

    Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать  в парах).

    Оценивать правильность выполнения заданий.

    Работать с информацией, представленной в форме схемы.

    Организовать работу  в парах

    обеспечить

    контроль

    за выполнением

    задания.

    Включить учащихся

    в обсуждение проблемных вопросов.

    III этап. Самоопределение к деятельности.

    -- Предлагаю вам проверить орфограмму слабой позиции гласной приведением к сильной позиции в слове хвастун.

    Это слово называет предмет, значит попробуем изменить по числу, падежу. Не получается привести к сильной позиции.

    Вывод: не всегда можно проверить орфограмму слабой позиции путем изменения слов, значит нужно искать другой способ.

    Сегодня на уроке мы и будем этим заниматься.

             

    Личностные УУД

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

     

    V. Работа по теме урока.

    Цель- формировать понятия

     « родственное слово», «однокоренное слово», «корень».

    Работа со словами.

    Работать со схемами

    Работать с информацией, представленной в форме схем.

    Организовать работу по решению задач.

    1. Дети предлагают проверить словами хвост, хвастается. Но это не изменения. Больше подходит слово хвастаться, между этими словами есть какая-то связь, родство, как у людей.

    А бывают ли у слов родственники?

    Как проявляется или обнаруживается это родство?

    Может быть, эти слова по-родственному помогут и с проверкой?

    1. Всем вам хорошо известно слово лесник. Объясните смысл . (Дети толкуют при помощи слова лес) Являются ли родственниками слова лесники и лес? Одно было в языке раньше, другое появилось, родилось от него. Значит, они связаны родственными отношениями, как дети и их родители.

    Сделаем первый важный вывод: если одно слово образовалось, родилось от другого, значит это слова-родственники.

    Попробуйте показать это при помощи модели (схемы).

               

    1. Являются ли родственными слова рыбная, рыбак? Можно ли объяснить смысл одного из них при помощи другого? Нет, но можно объяснить смысл обоих слов при помощи одного и того же слова рыба. Дополним схему.

            

    Пользуясь данной схемой, определите, являются ли родственниками слова рыбка, рыбешка, рыбалка, рыбачить, рыбак. (Да, т.к. все они произошли от слова рыба)

    1. Но родственники похожи не только внутренними качествами, у них есть и внешнее сходство. Можно ли то же самое сказать и о словах? Есть ли в них что-то общее, какая-нибудь одинаковая часть? Прочитайте объяснение на с.52.

    Вывод: общая часть родственных слов называется корнем.

    Такое название выбрано не случайно. Корень есть у дерева, есть он и у слов. Поэтому у родственных слов есть еще одно название – однокоренные.

    Коммуникативные УУД (участвовать в диалоге;слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

    РегулятивныеУУД

    (анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты)

    VI этап. Физкультминутка.

    — Реснички опускаются,
    Глазки закрываются,
    Мы спокойно отдыхаем,
    Сном волшебным засыпаем.
    Наши руки отдыхают,
    Отдыхают …засыпают.
    Мы спокойно отдыхали,
    Сном волшебным засыпали.
    Хорошо нам отдыхать,
    Но уже пора вставать!
    Потянуться! Улыбнуться!
    Вам открыть глаза и правильно сесть за парту.

      VII. Закрепление изученного.

    Цель – научиться правильно различать понятия

     « родственное слово», «однокоренное слово», «корень».

    Работать с информацией, представленной в форме схемы.

    Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    Организовать работу в парах, обеспечить

    контроль

    за выполнением

    задания.

    Организовать фронтальную работу.

    Включить учащихся

    в обсуждение проблемных вопросов.

    1. Работа в тетрадях.

    Найдите родственные слова:

    Дятел – барабанщик. Бьет дятел в барабан весной. Барабан дятла – это звонкий сухой сучок. А дробь на нем получается настоящая барабанная. Барабанит дятел своим собственным носом. (По Н. Сладкову)

    Запишите слова в тетрадь, выделите корень.

    1. У родственных слов есть общая часть. Значит ли это, если слова имеют общую часть, состоящую из одних и тех же или чередующихся звуков, то их можно назвать однокоренными?

    Например: горе – гора.

    Третий вывод: однокоренные (родственные) слова должны иметь общий корень и общее значение.

    1. Какое слово лишнее? Запишите в тетрадь только однокоренные слова.

    Боль, больной, большой.

    Гора, вершина, горный.

    Сад, садовник, садовая.

    Работа с учебником

    (самостоятельная работа)

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникативные УУД

    VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

    Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

    VII. Итог  урока. Рефлексия деятельности.

    -Чему вы научились на уроке?                                                        

    Расскажите по схеме:  

    Я знаю

    Я запомнил

    Я смог                                                

     Итог урока. Рефлексия:

    -Бывают ли у слов родственники?

    -Как называются такие слова?

    -Какие условия необходимы для того, чтобы слова считались родственными или однокоренными.

    IX. Домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

    Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

    Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".

    В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....

    Технологическая карта урока русского языка (1 класс, обучение грамоте)

    Технологическая карта урока для 1 класса (программа "Школа России")...

    Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

    Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

    Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

    laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

    Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

    Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

    Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

    Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....