Главные вкладки

    Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе - один из способов повышения орфографической грамотности.
    статья по русскому языку

    Еремченко Наталья Валерьевна

    Одна из наиболее сложных задач начального обучения заключается в достижении высокого качества орфографических навыков, от степени сформированности которых зависит дальнейшее обучение ребёнка, его способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах. Письмо, грамотное в орфографическом отношении, не только  выполняет социальную функцию, но и является составной частью языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания, поэтому программа предъявляет достаточно высокие требования к навыкам грамотного письма.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе - один из способов повышения орфографической грамотности.

    Орфографическая грамотность – основная часть общей языковой культуры любого человека, показатель точности выражения мысли и взаимопонимания.

    На основе этого постулата базируется одно из направлений развития орфографических умений и навыков учащихся – так называемая «словарная работа» в начальной школе.

    Этот раздел программы по русскому языку в 1 – 4 классах носит сквозной характер (так как изучается в течение всего учебного года) и, как правило, основан на механическом запоминании «трудных» слов или на их проверке с помощью словаря.        

    Словарные слова надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребёнок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «берёза» и «пенал»?

    Словарная работа – одна из проблем начальной школы и одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. И если эта проблема не решена, то она превращается в тяжёлый груз. Нерешённые проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а потом и старшего.

    Перед младшим школьником стоит задача запомнить, как можно больше словарных слов. Неумение ребёнка запоминать сказывается на его учёбе в школе. Ведь знание словарных слов помогает детям отрабатывать орфографические навыки и вырабатывать умение осознанно применять эти знания на практике письма.

    Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приёмов.

    Основной целью словарной работы в начальной школе должно быть обогащение словарного запаса учащихся. Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения их словаря. Обогащение словарного запаса учащихся идёт в двух направлениях: парадигматическом и синтагматическом. Парадигматическое обогащение идёт на количественном и качественном уровне, путём перемещения слов из пассивного в активный словарный запас, путём узнавания учащимися новых значений уже известных им слов. Синтагматическое обогащение словаря младших школьников предполагает их обучение сочетаемости слов, умению правильно и точно употребить слово в речи.

    Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка и проходить она должна по определенной системе. Я провожу её каждый день: использую специальные орфографические пятиминутки в начале урока.

    Чтобы разнообразить процесс запоминания «трудных» слов с целью формирования орфографического навыка, можно изменить форму подачи словарного материала, снабдить его заданиями, которые подталкивают учащихся к размышлению и направлены на развитие устной монологической речи детей, их образной памяти.        

    При работе над словарными словами от учителя требуется большая творческая работа, смекалка и наблюдательность. Ведь заинтересованность ребёнка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация является необходимыми условиями развития памяти.

    К работе над словами с непроверяемой безударной гласной надо приступать с первых недель обучения первого класса. Этот период обучения является самой благодатной почвой для начала работы над словарными словами. Потому что именно в это время ребёнок учится на слух различать гласные и согласные звуки и соотносить их со схемами. Сначала на слух - звуками, а затем зрительно - буквами, применяя схемы.

    Овладеть словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного  воспитания учащихся.

    Чтобы словарная работа на уроках русского языка была для детей интересна и давала нужный результат особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

    Предлагаю некоторые виды работы со словарными словами из своей практики, направленные на формирование у младших школьников навыков грамотного письма слов с непроверяемыми написаниями и развитие памяти.

    1. Приём мнемоники (мнемоника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти за счёт образования искусственных ассоциаций).

    Например, приём запоминания ассоциативных словосочетаний и предложений состоит в том, что непроверяемый безударный гласный в слове соотносится с ударным гласным, который стоит в слове, словосочетании или предложении, подобранном к словарному слову по смыслу.

    «КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в ПАльто».

    Арбуз (красный).

    Берёза (белая).

    Девочка (очень хорошая).

    2. Приём группировки слов. Слова для запоминания можно составлять по тематическому принципу или по тождеству непроверяемой безударной гласной (а, о, е), с учётом ритма, а на таблицах располагать слова в столбик.

    3. Но всякое запоминание должно быть осмысленным. В этом может помочь этимологический анализ слов, преимущество которого в том, что на помощь памяти он приводит силы сознательной интеллектуальной деятельности учащихся, а изучение трудных слов превращается в сознательный процесс. Цель этимологического анализа – установить первоначальную форму слова и его первичное, исходное значение. Сравниваются слова разных родственных языков, имеющих фонетическое и грамматическое сходство и сходство в значении.

    Например, слово «медведь» - общее для всех славян - «едящий мёд, медоед».

    4. Иногда сведения по этимологии помогают объяснить и лексическое значение изучаемых слов. А делать это надо, потому что некоторые слова являются для учащихся незнакомыми или малознакомыми по значению.

    Например, «Медведь» - крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами.

    5. Для проведения словарной работы необходим картинный словарь. Картинки с изображением предметов привлекут внимание детей, оживят работу, облегчат запоминание слов. Слова на отдельных карточках со знаком ударения на ударной гласной и с выделением красным цветом безударной гласной помогут запомнить их написание.

    6. Полезно использовать в словарной работе индивидуальныекартинные словарики для самостоятельной работы. Они повторяют в миниатюре настенный картинный словарь. Каждое слово печатается на отдельной карточке и украшается рисунком.

    7. Настоящим украшением словарной работы являются стихи, загадки, пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения.

    8. Придумать сказку, сочинить или выписать стихи.

    Словарную работу следует проводить в самом начале урока. Потому что только при этом условии учитель может включать новые слова в тренировочные работы, предусмотренные планом урока, и таким образом «провести их через сознание» детей несколько раз, причём в разных формах, в разных контекстах по возможности. Правильно написать трудное слово и увидеть его в контексте – есть суть навыков словарной работы и грамотного письма.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»

    Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...

    НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

    СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

    Доклад "Использование мультимедийных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"

    Доклад "Использование мультимедйных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"...

    Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

    В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

    Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."

    В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....

    Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

    Доклад на районном Мо учителей начальных классов (из опыта работы)...

    Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

    Работа со словарными словами в начальной школе                                           ...