Конспект урока русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о составе слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Материал урока позволяет повторить и обобщить знания о составе слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

УМК «Школа России»

по теме « Обобщение знаний о составе слова»

Цели: Повторить и закрепить знания о составе слова.

Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова, развивать познавательные процессы и умения, воспитание у учащихся чувства товарищества

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент

Всем, всем светлый день!

Светлый класс встречает нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.
2.Чистописание

свет светлый светло просвет


3.
 Целеполагание

-Что вы можете сказать о словах этой строки?

-Какие слова мы называем родственными?

-Выделите корень в этих словах? Что ещё обнаружили?

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?


4. Актуализация знаний

1) Работа в паре. - Найдите однокоренные слова в стихотворении

У меня друзей немало,    

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Подрисую что- нибудь!

2) Обсуждение ответов, исправление ошибок, проверка по эталону. СЛАЙД 1

5. Обобщение и систематизация знаний.

 Корень слова
1) -А теперь загадка. Вы пригласили к себе  в гости разные слова, но они должны прийти с родственниками.

На доске карточки

гора

осина

пар

лимон

Гора привела с собой горняка, пар пришёл с прилагательным парный, осина принесла осу, а лимон привёл апельсин.

- Кто же пришёл в гости с родственником? (Обсуждение, остаётся одна карточка - гора)

-Что мы знаем о корне?
2) Подберите однокоренные слова разных частей речи (Индивидуальная работа у доски)

1 вариант Вода

2 вариант Зелень

3) Закончите фразу. «Чтобы выделить корень, надо….»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

С при приставкою- присесть.

С по приставкою- подняться.

С под- подпрыгнуть, подмигнуть.

С по приставкой- посмеяться.

С вы- вытягиваем руки.

С о- опустим их опять.

Вот и все настало время

С за- зарядку завершать.

Приставка

- Какая часть слова нам помогла провести физкультминутку?

-Отгадайте ребусы (Подарок, передача) СЛАЙД 2

-Запишите слова. Как найти приставку в слове? Какие встретились приставки? Можно ли назвать эти слова однокоренными?

Любопытно, что с корнем «да» в русском языке насчитывается 250! слов.

-Для чего служат приставки?

-Назовите приставки с гласной буквой о? а? с согласными? прочие?

Суффикс

- Какая часть слова помогает приставкам образовывать новые слова?

-Выполним упражнение (диск «Русский язык. 3 класс (В.П. Канакина) СУФФИКС-УПРАЖНЕНИЕ). Запишем слова в тетради и выделим суффикс.

-Какой оттенок дал слову суффикс?

Маш---а, слов---о, зим---а, берёз---а. рябин---а, роз---а, мест---о,  корзин---а, лис---а,  чаш---а. Миш---а.

-А чем отличается суффикс от приставки?

Окончание

-Отгадайте загадку.

Я часть слова, известная всем

Я не быть могу совсем

Могу быть звуковое, могу быть нулевое

-Буратино задаёт вопрос, как при помощи окончания образовать  новые слова? Кто поможет Буратино? Есть такие помощники? (Нет)

-Объясните, почему мы не можем помочь Буратино?

-Какую  роль играет окончание?

-Изменяйте окончание в слове … (Работа у доски)

У норы добычи ждёт, притаившись, серый … (кот).

Мышь осталась без хвоста, убегая от … (кота).

И теперь и за версту не приблизится к … (коту).

Крыса спрячется  под дом, чтоб не встретиться с … (котом),

Там дрожит и в темноте вспоминает о … (коте).

-Почему меняется в слове окончание? Выделите основу слова. Изменилась ли основа? Почему?

-Приведите примеры слов, где нет окончания.

6. Применение знаний в новой ситуации

Творческое задание

Отгадайте слово.

-Корень, как в слове дружить.

Приставка как в слове поехать

Суффикс как в слове ночка

Окончание как в слове книга (Подружка)

7. Итог урока.

-Вернёмся к чистописанию и выполним разбор 2.

- Подведем итог  нашей работе. Выполнили мы задачи, поставленные перед нами на уроке?

8. Рефлексия.

-Что вам кажется наиболее трудным в данной теме? Доскажите концовки СЛАЙД 3

1. Урок  был  полезный, познавательный…

2. На уроке я чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу?..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Слово. Упражнение в составлении слов из букв и слогов".

Урок русского языка в 1 классе (послебукварный перид). Тема: "Слово. Упражнение в составлении слов из букв и слогов"....

Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

.Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"...

конспект урока русского языка 3кл. Обобщение знаний о составе слова.

В большом Словаре жили самые разные слова, были среди них и слова- родственники. Каждое слово заняло свое место, потому что словарь требовал, чтобы они стояли строго по алфавиту. Это иногда разлучало ...

План-конспект урока русского языка по теме "Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности" в 1 классе (УМК "Школа России")

Урок русского языка "Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности" (УМК "Школа России") проведен в1 классе....