Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Митрофанова Наталья Георгиевна

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_r.yazyku.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

(Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Оборудование: карточки -задания, фото с изображением животных

Цель: знакомство учащихся с именем прилагательным и его ролью в речи; создание условий для формирования следующих планируемых результатов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • повторить знания учащихся об имени прилагательном;
  • сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;
  • учить выделять имена прилагательные среди других частей речи;
  • развивать орфографическую зоркость.        

УУД:

Личностные:

  • мотивация к учебной деятельности;
  • самооценка  на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, взаимопомощь, терпение друг к другу.

Регулятивные:

  • формулировать цели своей деятельности, делать выводы;
  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • соотносить выполненное задание с образцом;
  • оценка выполнения своего задания и задания  одноклассников.

Познавательные:

  • находить нужную информацию в учебнике;
  • самостоятельно делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • уметь передать содержание изученного правила.

Коммуникативные:

  • отвечать на вопросы учителя;
  • активно участвовать в диалоге на уроке.

Ход урока:

  1. Организационный момент 

2.Фронтальный опрос 

Какую часть речи мы изучали?

- Что такое имя существительное?

- Какие постоянные признаки имени существительного вы знаете? (одуш./неодуш., собств./нариц.,)

- Какие непостоянные признаки? ( число, падеж)

3.Орфографическая минутка 

             А).Запись числа и характеристика первого согласного звука

            Б). Запись слов на изученные орфограммы (диктант)

Ночь, гараж, ключик, сундучок, Катя, зеленый , аккуратный, праздники, подлесок,приветливый.

(учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы, подбирают проверочные слова)

             В).Грамматические задания 

- Подчеркните одушевленное существительное (Катя)

- Сделайте звуковую модель слова Катя, назовите количество слогов, букв и звуков, назовите ударный слог, твердый звук, звонкий звук (нет такого), сколько звуков обозначает буква «я» в данном случае? (по цепочке)

- Подчеркните слово во множественном числе (праздники). Поставьте сущ. в нач. форму. Определите род.

- Разберите слово «подлесок» по составу. (У доски работает ученик)

- Подумайте, какое лексическое значение у слова «подлесок»?

1. Кустарники и мелкие деревья в лесу, растущие среди больших, многолетних деревьев.

2. Низкорослый, мелкий лесок, обычно прилегающий к лесу.

      4. Целеполагание. 

 Лексико-орфографическая работа

- Какие слова не являются существительными? ( зеленый, аккуратный, приветливый)Слово-словарное,запомнить написание его и родственного наречия-приветливо.

- Какая это часть речи? (Прилагательное)

- Что вы знаете о прилагательном?

- С каким  значением мы употребляем прилагательное «зеленый» в речи?

( Определить цвет предмета)

- А прилагательные «аккуратный, приветливый»? (обозначить черту характера, которая проявляется в любви к порядку и чистоте)и ( Радушно, благожелательно относящийся к окружающим)

- Тема нашего урока (Значение и употребление имени прилагательного в речи)

    5.. Работа по теме урока

А). Формулирование проблемы 

 - Имена прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своем воображении. Давайте убедимся в этом. Сможете ли вы отгадать животных по признакам?

Б).Игра «Угадай» (фото животных)

- Хитрая, пушистая, рыжая… (лиса)

- Пушистый, серенький, робкий…. (зайчик)

- Лохматый, бурый, косолапый… (медведь)

- Зеленая, мокрая, пучеглазая … (лягушка)

- Мохнатая, жужжащая, трудолюбивая … (пчела)

- Молодцы! Оказывается, в речи прилагательные занимают 3 место по частоте употребления. Они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

- Запись по образцу:Лиса (какая?) рыжая, хитрая, пушистая;

                                  Медведь (какой?) лохматый, бурый, косолапый;

-_Определите род сущ-х. Обозначьте «х» главные слова. Как думаете, а в форме какого рода будут прилаг-ые?

-Подчеркните прил-ые.

Г). Практическая работа в парах.(Работа с карточками) 

- Не обойтись без прилагательных при описании картин природы.(Пейзажи зимы, весны).

 - Какое время года изображено на картинке слева? Справа?

- И на одной, и на другой картинке изображен снег. Одинаков ли он?

- Поработайте в парах, выпишите прилагательные,

  • 1столбик-которые описывают снег зимой,
  • 2 столбик - весенний снег.

Талый, пушистый, мартовский, январский, грязный, весенний, нетронутый, чистый, бурый, мягкий, белый, серебристый, старый.

  • (Первый и второй ряд - подчеркните карандашом прилагательные, описывающие снег зимой. А третий ряд подчеркнет прилагательные, описывающие снег весной.)

-. Проверка .

6. Определение связи имени прилагательного с именем существительным. 

- С какой же частью речи связано имя прилагательное по смыслу? 

- Так ли это, вы узнаете, прочитав правило на странице 64.

7.. ФИЗМИНУТКА

8. Практическая работа по учебнику 

- Прочитайте самостоятельно задание к упражнению 110.

- Первое предложение запишем с комментированием у доски. Второе самостоятельно.

-Разбор слова по составу.

- Дополнительное задание для тех, кто закончит работу раньше – определить падежи имен существительных.

9.Рефлексия

а). Образуйте от данных имён существительных имена прилагательные и запишите их. Обозначьте орфограмму в словах.

Счастье, берёза, клён, ненастье, звезда, честь.

б).Распределите имена прилагательные в три столбика: I) обозначающие цвет; 2) обозначающие вкус; 3) обозначающие размер.

Маленький, длинный, сладкий, красный, голубой, солёный, кислый, большой, чёрный.

10. Итог урока, домашнее задание

- С какой частью речи мы работали на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Какое значение имеет прилагательное в нашей речи?

- Домашнее заданиес.64-65 правило, упр. 111


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Значение и употребление имён прилагательных в речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Значение и употребление имён прилагательных в речи"...

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Значение и употребление имён прилагательных в речи".

Интегрированный урок по русскому языку (русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир). УМК "Школа России"...

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные

В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...