I и II спряжение. Спряжение глаголов в настоящем времени. Урок в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

I и II спряжение. Спряжение глаголов в настоящем времени. Материал урока создает условия для сравнения окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем времени в разных лицах и числах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_2017.odt17.11 КБ
Файл 1_i_2_spryazhenie_glagolov_v_nastoyashchem_vremeni.pptx475.45 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку «I и II спряжение. Спряжение глаголов в настоящем времени».

Класс: 4

Тип урока: изучение нового материала

Задачи: создавать условия для наблюдения за личными окончаниями глаголов I и II спряжения в настоящем времени;

  - создавать условия для сравнения окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем времени в разных лицах и числах;

  • учить определять спряжение глаголов в настоящем времени

Планируемые результаты

Предметные:

-называть личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем времени по личным окончаниям;

-определять лицо, число и спряжение глаголов в настоящем времени по личным окончаниям;

-определять спряжение глаголов в настоящем времени.

Метапредметные:

-понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

-анализировать информацию, представленную в таблице;

-находить нужную информацию, составлять и представлять сообщение;

-планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;

-проводить самооценку и взаимопроверку.

Личностные:

-осознавать важность изучения русского языка;

-формировать положительную учебную мотивацию;

-проявлять учебно-познавательный интерес.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация необходимых знаний

 Запись  даты.

Запись под диктовку:

Я проснулся чудесным утром. На синем небе сияло яркое солнце. Крепкий мороз сковал широкую реку.

- Назвать и обозначить все орфограммы ( по цепочке), назовите глаголы, их времена,  последнее предложение разобрать по членам предложения

- Ребята, определите, какая  часть речи будет героем нашего урока.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду - всё в действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт. ( Глагол)

Работа в парах, ответьте на вопросы на карточках.

  • Что такое глагол?
  •  Как называется начальная его форма?
  • Какого вида может быть глагол?

     - Как изменяется глагол? ( по временам, по числам, в наст. и буд. вр.- по лицам, в пр. вр. ед. ч.- по родам)

- Какие постоянные признаки имеет? (вид)

- Что такое спряжение?

Запись на доске(таблица)

                ГЛАГОЛ ( действие)

          неопределённая  форма  

 Что делать?                   Что сделать?

Несовершенный вид   совершенный вид

    ед. ч                         мн. ч.

Настоящее          Будущее         Прошедшее

лицо                     лицо                ед. ч -род

число                         число                                

Спряжение

  1. Самоопределение к деятельности

Кадр презентации: С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, ч…рнееш… .

-Что общего в словах?( глаголы 2го лица , ед. ч., наст. Вр, с ь на конце)

-Запишите слова, вставив пропущенные буквы. Обозначьте окончания.

Разделите слова на две группы: светлеешь, влезаешь, чернеешь

                                                                сидишь, кричишь.

- Что заметили? Одинаковые  или разные окончания имеют глаголы в одном и том же лице и числе?  ( разные окончания, содержат гласные Е и И в окончаниях)

- Как вы думаете почему?  

  Сформулируйте задачи урока ( узнать от чего зависят личные     окончания глаголов, научиться правильно их писать)

    3. Работа по теме  урока.

 1)    УЧЕБНИК — с. 88 , правило

  -По какому признаку глаголы делятся на 1 и 2 спряжение? ( по личным окончаниям )

  2)Упр. 180 ( по заданиям учебника, устно)

Сделайте вывод: какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения в настоящем времени?

 3) Запишем их в тетрадь (с комментированием)

          1                                        2

      -у (-ю)                                -у (-ю)

 -ешь                                                - ишь                                -

 -ет                                             - ит

 -ем.                                        - им

 -ете                                        - ите

 -ут (-ют)                                - ат ( -ят)

4) На столах- карточки, запишите слова, обозначьте спряжение

( Разгрызёт, сидим, позовёте, затрещите, зашуршат, цветёшь, скользит, приведу, горит, рисует, выходит)

Назовите глаголы 1 , 2 спряжения? Как определили?

 

     Ф..М.        Отдохнём. Какого спряжения это слово?

 Назову глагол 1 спр.- приседают ученики, 1 вариант, 2 спр. - 2 вариант

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, серебрит.

  1. Закрепление изученного

  1. Самостоятельное  выполнение упр. 182. Проверка

      2)Творческое задание.

Скоро весна вступит в свои права, отдохнём, послушаем весеннюю мелодию, полюбуемся первоцветами. ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ--ВЕСНА ИДЁТ)

 А теперь 1)составьте мини-рассказ, используя глаголы, данные на доске, вставив пропущенные буквы

2) кому трудно- запиши глаголы, вставив пропущенные буквы, с 1 из них-составь предложение

приб...вляется,светит, л...тят,  слышиш..., любуешься

(День прибавляется. Ярко светит солнце. Оно скоро растопит снег. в апреле прилетят грачи. Ты слышишь песни ручейков и любуешься синим небом.)

                 Выписать глаголы из стих., напечатанных на карточках, указать спряжение, лицо, число. ( по вариантам)

  1. Рефлексия.

Выпиши глаголы, обозначь спряжение

1 в.   « Лютуют ночные морозы,              «  Вешний цветик в травке новой                

        Холодные ветры свистят,                Щурит ласковый глазок.»

        Осины, дубы и берёзы                                Л. Пожарова

        Под зябкими звёздами спят.»

                                В. Орлов

     «  В перчатках белых, словно часовой,

        Стоит подснежник на озябшей ножке..»

                                   В. Орлов

« Кто-то ждёт её, как Бога,

   Счёт ведёт календарю,

   И дежурит у порога...»

                                 С. Гуляев

2 в. « Где звучит в конце аллей           « В игре её конный не словит

        Эхо у крутого спуска                     В беде не сробеет ...»

        И зари вишнёвый  клей                                Н. Некрасов

        Застывает в виде сгустка»

                              Б. Пастернак

        

«Шумят ручьи, блестят ручьи

Летают облака...»

Е. Баратынский

6. Итог урока

  • Над какой темой работали?
  • На какие  группы   делятся    глаголы?
  • Как   определить   спряжение   глагола?
  • Как   пишутся   ударные    и безударные   окончания   глаголов?

 Кадр   презентации:  оцени свою работу  ( гора)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 и 2 спряжение глаголов в настоящем времени

Слайд 2

Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. ГЛАГОЛ

Слайд 3

Глагол часть речи отвечает на вопросы что делать? что сделать? обозначает действие предмета изменяется по временам и числам будущее настоящее прошедшее единственное множественное мужской женский средний по лицам 1 лицо, 2 лицо, 3 лицо имеет неопределённую форму в предложении чаще всего является сказуемым

Слайд 4

С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, ч…рнееш… .

Слайд 5

светлеешь сидишь влезаешь кричишь чернеешь

Слайд 6

Прочитайте глаголы. ПЕТЬ ЧИТАТЬ ГОВОРИТЬ ЗАКОНЧИТЬ ШЕПТАТЬ РЕШИТЬ ПЕ ТЬ ЧИТА ТЬ ГОВОРИ ТЬ ЗАКОНЧИ ТЬ ШЕПТА ТЬ РЕШИ ТЬ ПО ЁШЬ ЧИТА ЕШЬ ГОВОР ИШЬ ЗАКОНЧ ИШЬ ШЕПЧ ЕШЬ РЕШ ИШЬ

Слайд 7

В русском языке два спряжения глаголов. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряжению, а другие – по второму.

Слайд 8

I спряжение Ед.ч . 1 л. - у(ю ) 2л. - е шь ( ё шь ) 3л. - е т ( ё т ) Мн.ч . 1л . - е м ( ё м ) 2л . - е те ( ё те ) 3л . - у т ( ю т) II спряжение - у(ю) - и шь и т - и м - и те - а т ( я т )

Слайд 9

I спряжение II спряжение ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ -У -ЕШЬ -ЕТ ЕМ ЕТЕ УТ -У -ИШЬ -ИТ ИМ ИТЕ ЯТ

Слайд 10

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ ШЬ Т М ТЕ -УТ (-ЮТ) ШЬ Т М ТЕ -АТ (-ЯТ)

Слайд 11

1 спряжение 2 спряжение качает пишет клюют ругаются кричит молчат читаешь ворчит балуется говорим поёт грустите верят

Слайд 12

Оцените свою работу на уроке я понял(а) тему урока я работал(а) в полную силу своих способностей у меня аккуратная работа в тетради я был(а) активна на уроке я смогу объяснить эту тему своему другу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени"

Урок русского языка разработан для детей 4-х классов с применением обучающих структур 21 века. Для того, чтобы наши ученики действительно работали самостоятельно, надо обучать их навыкам коммуникации,...

Спряжение глаголов в настоящем времени

Урок получения новых знаний...

Конспект урока по русскому языку "Спряжение глаголов в будущем времени", УМК "Перспектива", 4 класс

    Предметные:Знать: окончания глаголов в будущем времени;Уметь: определять окончания глаголов в будущем времени.     Личностные:принимать и осваивать социальную ...

Конспект урока русского языка «Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам (спряжение)» (УМК "Перспектива"4 класс)

Цели деятельности учителя: -научатся спрягать глаголы в настоящем времени;-находить необходимую информацию в учебнике, анали­зировать ее содержание;Тип урока: открытие нового знанияПланируемые рез...

Технологическая карта урока по русскому языку «Спряжение глаголов в будущем времени», 4 класс( УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выделять личные окончания глаголов I и II спряжения в будущем времени; развитие умения определять спряжение глаголо...